Урок по литературе на тему "Любовная лирика А.С. Пушкина"

Разделы: Литература


Тема: Любовная лирика А.С.Пушкина.

Цель:

1) изучить любовную лирику Пушкина в эволюции, раскрыть её духовный потенциал;
2) формировать эстетическое восприятие посредством различных видов искусства: литературы, музыки;
3) обучить выразительному чтению стихотворения.

Методические приёмы: аналитическая беседа с уч-ся, лекция, обучение исполнительскому анализу текста. Оборудование: музыкальное оформление, компьютер, проектор, выставка книг.

Ход урока.

I. Организационный момент(объявление темы урока).

II. Ход урока.

1.Под звуки лирической мелодии Антонио Вивальди ( Allegro,концерт ми мажор соч. 8, № 1) звучат стихи в исполнении учителя (приложение 1, слайд 1).

"В душе померк бы день,
И тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь,
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви,
Тот всё равно, что не жил…"

Ж.-Б. Мольер

- Тема любви - одна из главных в лирике с самого её зарождения. Ведь лирика раскрывает внутренний мир человека и самое сокровенное в нём. В эпоху романтизма литература говорит о значительности внутреннего мира человека, и тема любви становится главной, часто даже единственной в поэзии Жуковского, Батюшкова. И это не уход в любовь от жизни, сама любовь становится той сферой, в которой раскрывается весь человек. Сегодня мы попытаемся понять, что такое любовь, как она рождается и какой бывает. И помогут нам в этом пленительные стихи А.С. Пушкина.

- Послушайте фрагмент из стихотворения Пушкина " К Наталье", 1813 (приложение 1, слайд 2).

"Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь - и я влюблён…"

1) О каком чувстве говорит поэт?
2) С кем он ассоциирует состояние влюблённости?
3) Кто такой Купидон? Какие ещё имена носил в античности этот бог любви?
(приложение 1, слайд 3).
4) С кем автор сравнивает Купидона?
5) Почему он назван автором птице?

2. Проецирование на экран название ранних произведений Пушкина. Беседа с учащимися ( приложение 1, слайд 4).

"Лаиса Венере, посвящая ей своё стихотворение"
"Тебе, наперсница Венеры"
"Амур и Гименей"
"Шишкову" (" Тебе, увенчанный Эратой и Венерой")

- Прочитайте внимательно название ранних стихотворений А.С.Пушкина. Обратите внимание, как необычно звучит имя Лаиса. В эпоху Пушкина имена Лаиса, Эльвина, Дорида - условные женские имена. Они были классическими, общепринятыми для западноевропейской и русской литератур. Одной из таких таинственных красавиц Пушкин посвящает своё стихотворение "Дорида", написанное в 1819 году. [1] Попытаемся осмыслить, как изображаются любовные переживания в ранней лирике А.С.Пушкина.

3. Чтение стихотворения учителем, беседа на основе прочитанного.

1)Понравилось вам стихотворение? Какие чувства вызвало?
2)Вслед за поэтом попробуем описать облик героини.
3) Что можно сказать о чувствах, которые испытывает герой?
4) Почему темнота названа "неверной"? Что меняется в поведении героя?
5)Какие слова выражают итоговое состояние героя?

- Пройдёт год, и Пушкин создаст ещё один шедевр любовной лирики, который также посвятит Дориде.

4. Стихотворение "Дориде" , 1820 звучит в исполнении учителя.

1) Какое чувство и как выражено в стихотворении?
2)Что необходимо лирическому герою для любви?
3) Какие слова подтверждают, что чувства возлюбленной истинны и прочны?
4) О какой красоте - "внешней" или "внутренней" говорит герой?
5) Какое из двух прочитанных стихотворений представляется целостным? Почему?

- Итак, в ранний период творчества у Пушкина любовь безоблачна; это мечта, веселье. Образ героини ещё достаточно условен, как и её имя. Не обозначились ещё " милые черты" идеального женского образа. Но шло время. Отношение Пушкина к теме любви менялось. Если в дружбе Пушкин ценил верность и постоянство, то любовь рассматривал как чувство преходящее. Оно, подобно буре, давало ему мощный источник вдохновения, но, как всякая буря, угасало, превращаясь в "цветок засохший, бездыханный", "погасший пепел".

5. Выразительное чтение стихотворения "Сожжённое письмо", 1825. Знакомство с историей возникновения стихотворения, беседа с учащимися (приложение 1, слайд 5)

.
1) Вам не показалось, что поэт словно разговаривает с письмом? Чем это вызвано?
2) Какие слова передают одушевлённость сжигаемого письма?
3) "Велела". Почему выбран этот глагол ? Можно ли его заменить синонимом?
4) Чем объясняется обилие многоточий в стихотворении?
5) Найдите строки, свидетельствующие о мучительном переживании перед принятием решения.
6) "Но полно, час настал…" Что означает это выражение для героя?

- Любовь может противостоять гонениям судьбы, может творить чудеса. Именно таков смысл пушкинского шедевра " Я помню чудное мгновенье" (приложение 1, слайд 6). Стихотворение написано под впечатлением встречи поэта в Михайловском с А.П.Керн. Поэт не остался равнодушен к её обаянию, вспомнил о их первой встрече, произошедшей в начале 1819 г. В Петербурге.

6. Звучит стихотворение " Я помню чудное мгновенье…." [2]

1) Что "чудного" было в "мгновенье"?
2)Как долго длилось чудо?
3) Объясните значение выражения " гений чистой красоты"?
4) Что , кроме внешнего облика, помнил герой?
5) События оборвали эту пору жизни поэта. Какие строки повествуют об этом?
6) Как передано состояние лирического героя в эти годы?
7) Что возродило героя к жизни?

- Редкое стихотворение Пушкина обладает такой популярностью. Позднее М.И. Глинка напишет романс на стихи Пушкина.

7. Звучит романс М.И. Глинки "Я помню чудное мгновение".

8. Работа над стихотворением " Я вас любил".

- Любовь в лирике Пушкина - это способность подняться над мелким и случайным. Высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания с гениальной простотой и глубиной переданы в стихотворении " Я вас любил". Читаю вновь стихотворение и изумляюсь: в нём нет ни эпитетов, ни сравнений, ни метафор. Но, говоря словами В.Г.Белинского, "… в нём та же трогающая душу гуманность, та же аристократическая прелесть, что и в других интимных стихотворениях поэта". Но простота этого стихотворения обманчива. Попытаемся в этом убедиться.

1) Найдите в стихотворении выражение, образующее троекратное повторение. На сколько частей оно делит стихотворение?
2) Определите значение слов " я вас любил" .
3) Какая это была любовь?
4) Как поэт подчёркивает силу прошедшей любви?

- Эти простые и лаконичный строки заставляют задуматься о том, что настоящая любовь не может быть эгоистичной; так порой трудно, но необходимо сохранить щедрость и благородство .

10. Заключительное слово учителя.

"Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто Слов немного, они так точны, что обозначают всё." (приложение1, слайд 7). Эти слова Н.В.Гоголя мы по праву можем отнести и к любовной лирике Пушкина. Ведь произведение тогда талантливо, когда оно задевает сокровенные струны души каждого, и, в сущности, не так уж важно, кому оно посвящено… Сегодня мы перелистали лишь некоторые страницы любовной лирики Пушкина. Не возможно объять необъятное. Но мне хочется верить, что каждый нашёл в этих стихах себя.

III. Подведение итогов. Домашнее задание.

Список литературы

  1. И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. В помощь школьному учителю. "Москва", 2008.
  2. В.В.Шапошникова. Открой мне глубокую тайну твою." Московский лицей", 1998.

Приложение