Урок развития речи с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо (6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Ход урока

I фаза урока в технологии РКМЧП (фаза вызова) – актуализация имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.

Оргмомент. Вступительная беседа.

За окном зима – середина декабря. Меньше двух недель осталось до конца 2 четверти, до начала долгожданных каникул и, конечно же, до приближения самого волшебного праздника исполнения всех желаний – Нового года.

А скажите мне, пожалуйста, без чего вы не представляете этого праздника?

Возможные ответы учащихся:

Без подарков.

– Без праздничного вечера.

– Без елки!

Конечно же, без елки новогодний праздник потеряет все свое волшебство. Ведь 31 декабря вечером мы идем на открытие городской елки, вокруг елки устраиваем маскарады и представления, водим хороводы и поем любимую с детского сада песню “В лесу родилась елочка”… 1 января именно под елкой ищем подарки. Елка – главный атрибут новогоднего праздника и самое чудесное его украшение. Помните, какой восторг вы испытывали, когда на ваше дружное: “Раз, два, три, елочка, гори!” – зеленая красавица вспыхивала разноцветными огнями? А какое наслаждение – украшать елочку, развешивать волшебные по красоте шары и сосульки, дождик и мишуру, бусы и гирлянды. А потом любоваться и мечтать…

А откуда в вашем доме появится елка?

Возможные ответы учащихся:

– Родители купят на рынке.

– Достанем из кладовой искусственную.

– Папа из лесу принесет.

Полбеды, если вашего папу оштрафуют за незаконную вырубку. Гораздо хуже, если кто-то из ваших близких посягнет на елочку, украшающую наш город. Тогда заботливый папа в глазах других людей превратится в подлеца.

Понятно ли вам значение таких страшных слов, как подлость и подлец?

Подлость” – подлый, бесчестный, низкий, безнравственный поступок.

“Подлец” – человек, совершивший подлый поступок.

II фаза урока в технологии РКМЧП (фаза реализации смысла) – активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта; соотнеся старую и новую информацию, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ученик ответит на вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии.

1. Объявление темы и целей урока.

Вы знаете, что сегодня на уроке развития речи мы будем писать изложение. А кто уже догадался, о чем будет текст изложения, т.е. какова его тема?

Предполагаемый ответ учащихся:

– О том, как срубили елку.

Правильно! Но в рассказе пойдет речь не об обычной, а о голубой ели. Об этой редкой разновидности ели вы узнаете из сообщения, заранее подготовленного вашим товарищем.

Итак, сегодня мы пишем изложение с творческим заданием. Вы не только перескажете текст, но и выразите свое отношение к поднятой в нем проблеме: напишете эссе (размышление) “Зачем жильцы прикрепили к дереву табличку?”

2. Чтение текста*. (Первичное усвоение материала).

Голубая ель.

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Эта была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы нового дома посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, приготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки.

Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась. Если вы вечером проходили мимо, вас касался запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

Однажды утром, перед Новым годом, жильцы увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. Казалось, что ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель и не верили своим глазам. Смотрели с болью, состраданием, гневом...

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Она была сделана добротно, старательно. Крупными отчетливыми буквами было написано: “Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку”.

Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

* Текст (с сокращениями и изменениями) взят из пособия для учителя “Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5–9-е классы”. М., “Просвещение”, 1991 г., стр. 174.

3. Беседа по содержанию текста.

  • Определите тип данного текста. (Повествование с элементами описания.)
  • Определите стилевую принадлежность текста. (Стиль художественной литературы; публицистический стиль.)
  • Это стиль, объединяющий художественную литературу и публицистику, - художественная публицистика. Жанр – проблемный очерк.
  • Какова тема? (История елки.)
  • Откуда взялось это дерево в московском дворе? (Жильцы посадили сами.)
  • Что значит выражение “дерево принялось”? Подберите к слову “принялось” синонимы. Объясните правописание приставки. (Принялось – приросло – присоединилось к земле.)
  • Чем стала голубая ель для жильцов дома? Почему? (Гордостью; потому что пышная и красивая.)
  • Почему запах хвои назван в тексте запахом детства? (Запах Нового года, праздника.)
  • Что произошло однажды перед Новым годом? (Еелку кто-то срубил.)
  • Какое сравнение выражает отношение рассказчика к человеку, срубившему ель? (Палач.)
  • Как выразили жильцы свое негодование этим поступком? (Прикрепили табличку с надписью.)
  • Что необычно в этой надписи? Кому принято ставить памятники?
  • Разобраться в том, что значит эта надпись и зачем жильцы прикрепили табличку на изуродованное дерево, вам предстоит самостоятельно при выполнении творческого задания.

Задание написано на доске.

  1. Составить план.
  2. Написать изложение.
  3. Написать эссе “Зачем жильцы прикрепили к дереву табличку?”

4. Вторичное чтение текста.

Вы должны сосредоточиться и разделить текст на смысловые части, а затем составить план. Каким он будет – простым или сложным – каждый решит самостоятельно.

Написанные на доске словосочетания вы можете использовать при составлении плана: запах лесной хвои, изуродованное дерево, ель умерла, посадка елки, “Памятник подлецу”, дерево принялось, история о елке.

5. Работа над орфографией и пунктуацией текста.

Объяснение орфограмм в корнях слов: обложили, разрослась, касался, умерла.

Подбери проверочные слова к данным: посадили, содрогание, добротно, подлец, укреплена, молчаливый, чистота.

Объясни приставки в словах: рассказали, приготовили, беспомощно, распластав, прикрепили, сделана.

Выполните синтаксический разбор предложений, составьте схемы.

  • Для нее вырыли глубокую яму, приготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном.
  • Если вы вечером проходили мимо, вас касался запах хвои.
  • Крупными отчетливыми буквами было написано: “Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку”.

Слова на неизученные орфограммы выписаны на доске: недавно, посаженной, кто-то, изуродованное, до сих пор, следующий.

Прежде, чем вы услышите последнее чтение текста, вспомним, какова же цель нашего сегодняшнего урока развития речи.

– Составить план.

– Написать изложение.

– Выполнить творческое задание: написать эссе.

III фаза урока в технологии РКМЧП (фаза рефлексии) – суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу. Письменная рефлексия учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир, развивает творческие способности и коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приема “Написание эссе”.

  1. Третье (последнее) чтение текста.
  2. Написание изложения.
  3. Написание эссе “Зачем жильцы прикрепили к дереву табличку?”

Домашнее задание:

  1. Прочитать сказку Х.К.Андерсена “Ель”.
  2. Обдумать, как идея сказки связана с проблемой сегодняшнего урока.