Урок-повторения и обобщения темы "Строение вещества" в пропедевтическом 5-м классе

Разделы: Физика


Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать пройденный материал. Проверить знания по данной теме.

Оборудование: стальной шар, проходящий через кольцо, колба с подкрашенной водой, колба, сосуд с водой, три спиртовки, спички, кусочки парафина, ластики, пластилин.

План урока:

Содержание Методы и приемы
Обобщение знаний по темам: строение вещества, диффузия, взаимодействие молекул, свойства 3-х состояний вещества Запись на доске.
Использование теста, эксперимента, объяснение пословиц, работа с карточками, проведение диктанта.
Самопроверка, взаимопроверка, проверка ответов учителем.

Оформление доски:

Баллы жителей ул. Диффузии Баллы жителей ул. Взаимодействия Баллы жителей ул. 3-х состояний вещества
1
2
3
4
5
6
7
8
9
     

Учитель: Представим себе, что все мы жители города Молекулярный- молекулы, а я ваш градоначальник. (Учитель развёртывает грамоту и читает)

«Уважаемые жители города Молекулярный!
Уважаемые молекулы!
В наш город едет повелитель страны Физика, что бы выяснить знают ли жители историю своего города!
Чтобы не быть опозоренными, требую вспомнить историю каждой улицы и для этого провожу соревнование между жителями улиц: улицы Диффузии, улицы Взаимодействия, улицы Трех состояний вещества.
Подпись: градоначальник города Молекулярный.»

Начинается история нашего города с площади Строение вещества. Какова же история этой площади? Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание: (листочки с заданием 1 лежат на партах).

Задание 1

Все вещества состоят из очень маленьких частиц. Между этими частицам имеются промежутки. Поэтому мы можем изменить объем тела за счет увеличения или уменьшения промежутков.

Вопросы Варианты ответов
Как изменится взаимное расположение частиц, когда мы…
  1. …увеличиваем объем тела
  2. …уменьшаем объем тела
  1. частицы отодвигаются друг от друга
  2. частицы приближаются друг к другу
Вы знаете, что свойства тел зависят от их температуры. Как изменяется объем тела при его…
  1. …нагревании?
  2. …охлаждении?
  1. увеличивается
  2. уменьшается
  3. не изменяется
Как изменяются промежутки между частицами воздуха в надувном детском шаре, если мы…
  1. …сожмем шар?
  2. …перенесем его из теплого места в холодное?
  1. увеличиваются
  2. не изменяются
  3. уменьшаются

Ученики выполняют задание в тетрадях. Обмениваются тетрадями. Идет взаимопроверка. Сверяются с ответами, написанными на обратной стороне доски: I 1. II 2. III 1. IV 2. V 3. VI 3. Ниже на этой стороне доски записана норма оценок: 0 — «5», 1-2 — «4», 3-4 — «3», 5-6 — «0».

Учитель: Поднимите руки те жители улицы Диффузии, кто из вас получил «4» и «5»? А теперь поднимите руки жители улицы Взаимодействия и жители Трёх состояний вещества.

Оценки выставляются в таблице, изображенной на доске.

Задание 2

Учитель: Докажите с помощью приборов, находящихся на столе, что вещества состоят из частиц, разделённых промежутками. Прошу к столу представителей от каждой улицы. Если представитель не справляется с заданием, жители города могут ему помочь.

Задание 3

Учитель: Все мы жители города Молекулярный – молекулы. Но, хорошо ли мы знаем самих себя? Достаньте из конвертов красную и желтую карточки. Я задаю вопрос. Если вы согласны, то поднимаете красную карточку, если нет, то поднимаете желтую карточку.

  1. Одинаковы ли размеры молекул одного и того же вещества?
  2. Одинаковы ли размеры молекул разных веществ?
  3. Одинаков ли состав молекул одного и того же вещества?
  4. Одинаков ли состав молекул разных веществ?

Баллы заносятся в таблицу.

Задание 4

Учитель:

  • Жителям ул. Диффузия сделать из пластилина модель молекулы воды.
  • Жителям ул. Взаимодействия – модель молекулы кислорода.
  • Жителям ул. 3- состояний вещества – модель молекулы водорода.

Пройти по рядам, проверить изготовленные модели. Выставить баллы в таблицу.

Задание 5

Учитель: А теперь выясним, на сколько хорошо вы знаете историю ул. Диффузия. Какое явление называется диффузией? Дайте объяснение пословицам.

  • Пословица для жителей ул. Диффузия: «Нарезанный лук сильнее пахнет».
  • Пословица для жителей ул. Взаимодействия: «На мешке с солью и веревка соленая».
  • Пословица для жителей 3-х состояний вещества: «Если цветок коричневого дерева положить в вазу, его аромат все равно распространяется далеко вокруг».

За каждый правильный ответ в таблицу заносится 1 балл.

Задание 6

Учитель: Ответьте письменно на вопросы:

  1. В какой воде – горячей или холодной – надо замочить горох для варки супа, чтобы он разбух быстрее?
  2. Одинаковые стаканы наполнены равными порциями воды: один – теплой, другой – холодной. В них одновременно брошены кусочки красящего вещества. В каком стакане вода окрасится быстрее?
  3. Объясните на основе молекулярной теории, чем отличается холодная вода от горячей.

Взаимопроверка. Учитель диктует правильные ответы.

  1. В горячей воде.
  2. В стакане с теплой водой.
  3. В холодной воде скорость движения молекул меньше.

Норма выставления баллов написана на доске: 0 — «5», 1 — «4», 2-3 — «0»

Поднимите руки те жители, которые получили «4» и «5».

Учитель заполняет таблицу.

Задание 7

Учитель: Заглянем на улицу Взаимодействия. Уважаемые жители этой улицы! Объясните:

  1. Почему твердые тела и жидкости сами собой не распадаются на отдельные молекулы?
  2. Почему сжатые тела распрямляются?
  3. Почему два куска мела не соединяются в один при сдавливании?
  4. Приведите в соприкосновение 2 кусочка парафина. Что произошло и почему?
  5. Сожмите пальцами ластик и отпустите. Объясните данное явление.

За каждый правильный ответ баллы выставляются в таблицу.

Задание 8

Учитель: Для проверки знаний истории улицы 3-х состояний вещества, уважаемые жители, я проведу диктант.

В каком состоянии находится вещество?

  1. Сохраняют объём, но легко меняют форму.
  2. Не имеют постоянного объема и собственной формы.
  3. Сохраняют объём и форму.
  4. Расстояние между молекулами много больше размеров самих молекул.
  5. Частицы расположены в определённом порядке.

Самопроверка. Ответы написаны на доске. 0 — «5», 1 — «4», 2 — «3», 3-5 — «0»

Задание 9

Учитель: А теперь любой из вас может заработать для своей улицы дополнительный балл.

  1. Можно ли заполнить сосуд газом на 50% его объема?
  2. В чем состоит сходство и различие свойств газов и жидкостей?
  3. В чем состоит сходство и различие свойств жидкостей и твердых тел?
  4. Отличаются ли молекулы холодной воды от молекул теплой и горячей воды? От молекул льда?
  5. Вода превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы воды? Как изменилось их расположение и движение?

Учитель подводит итог уроку.

Уважаемые жители города Молекулярный, я как градоначальник, осталась довольна вашими ответами и мы с достоинством можем встретить повелителя страны Физика.