Конспекты логопедических занятий с детьми младшего возраста

Разделы: Общепедагогические технологии


Тема: «Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов различной звуко-слоговой структуры»

Цели:

  1. Образовательная: закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
  2. Развивающая: развитие фонематического восприятия, слуховой и зрительной памяти, внимания.
  3. Воспитательная: развитие умения общаться в учебной ситуации (сотрудничество в парах).

Задачи:

  • Закреплять чёткую артикуляцию звуков.
  • Определять место звуков и букв в слогах и словах.
  • Дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки.
  • Закреплять знания о гласных и согласных звуках.
  • Упражнять в построении словосочетаний и предложений.

Оборудование:

  • карточки с названиями игр: «Произнеси чисто», «Найди пару», «Буквенный дождь», «Фотоателье», «Наши успехи»;
  • карточки со словами: скворец, чайка, кукушка, ласточка, щегол;
  • картинки птиц: скворец, чайка, кукушка, ласточка, щегол;
  • «капельки»-буквы: «ц», «ш», «ч», «щ», «с»;
  • зеркала;
  • игра «Найди пару».

Ход занятия

Психологический настрой:

Добрый день! – зверям и птицам.
Добрый день! – весёлым лицам.
Добрый день! – гостям и детям.
Добрый день! – всему на свете.

— Теперь вы скажите друг другу добрые слова, которые начинаются со звука «В». (Вежливый, внимательный, весёлый, воспитанный, великодушный.)

— Какой звук помог вспомнить добрые слова о себе?

— Расскажите о нём. (Согласный, звонкий, парный.)

—Учебный год скоро закончится, поэтому нужно проверить наши знания, оценить их. Посмотреть, чему мы научились.

Тема занятия:

— Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? ( Ответы детей)

—Вы всё правильно сказали. Сегодня мы будем рассказывать о звуках и буквах. Будем участниками игры «Грамотеи».

— Кто такие грамотеи?

Повторение:

1. Начинаем игру. Первое задание – «Произнеси чисто».

Придвиньте зеркала, начинаем работу.

Шапка да шубка
Вот и весь Мишутка.

— Какой звук часто повторяется? Расскажите о нём. («ш» - согл., глухой, твёрдый)

Чайные чашки в печали
Стуча и бренча закричали.
(«ч» - согл., глухой, мягкий)

В цветнике цветут цветы.
(«ц»- согл., глухой, твёрдый)

Жалобно щенок пищит,
Тащит он тяжёлый щит.
(«щ» - согл., глухой, мягкий)

— Оцените нашу работу.

— Покажем, что с первым заданием мы справились (Прикрепить фишку на карточку с названием игры).

2. Игра «Найди пару».

Поработайте самостоятельно. У каждого из вас есть схема какого-то слова. Подберите к схеме нужную картинку. (Картинки: флажок, юла, щётка, кружки)

— Быстро и правильно выполнил работу Гусев Костя. Попросим его рассказать о звуках в слове апрель.

—Подведём итоги. (Прикрепляем фишку).

3. Игра «Буквенный дождь».

А теперь игра другая:
Мы подробно отвечаем.
Никогда мы не спешим
И красиво говорим.

Продолжим игру. Другое задание – «Буквенный дождь».

В небе печальные тучи бегут.
Тучи рыдают и слёзы текут.
Слёзы текут дождём.
А тучи обидел маленький гром,
Который по тучам стучал молотком.

На доске картинка: тучи и «капельки»- буквы.

— У каждой капли есть имя. Скажем его. Для этого назовём правильно буквы.

— Даны слова с пропущенными буквами. Вам нужно вставить нужную «каплю» с буквой в слово. Прочитать полученное слово.

скворе ∙ ∙айка куку ∙ ка ласто ∙ ка ∙ егол

(Скворец, чайка, кукушка, ласточка, щегол)

— Что общего у этих слов? (Обозначают названия птиц).

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сказать слово из частей.

— Сколько слогов в слове СКВОРЕЦ? (Докажи).

— Найди слово с таким же количеством слогов.

— Расскажите об оставшихся словах.

— Подберите к словам, обозначающим птиц подходящие по смыслу слова из второго столбика. Объясните свой выбор.

СКВОРЕЦ БЕЛОКРЫЛАЯ
ЧАЙКА ВЕСЁЛЫЙ
ЛАСТОЧКА НАРЯДНЫЙ
ЩЕГОЛ ДЕРЕВЕНСКАЯ
  • Весёлый скворец. Распевает по утрам и вечерам свои звонкие песенки. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне! Он умело подражает голосам многих птиц.
  • Белокрылая чайка – по цвету оперения.
  • Нарядный щегол – по яркому разноцветному оперению.
  • Деревенская ласточка. Имеет очень примечательный хвост-вилочку. Городская ласточка не имеет длинной «вилочки» на хвосте и красного пятна на горле.

(Оценка работы)

4. Сейчас мы побываем в «Фотоателье».

— Вы видите фотографии птиц, названия которых вы только что читали.

—Назовите птиц слева направо,
справа налево?

— Кто находится слева от скворца?
справа от ласточки?
между скворцом и щеглом?

— Назовите птицу, которая осталась без фотографии. (Кукушка).

— Какие одинаковые звуки в этом слове?

— Какие они по счёту? («к» - первый, третий и шестой, «у» - второй и четвёртый)

— Почему эту птицу так называют? (Наверное, потому, что она очень долго может куковать, словно болтушка, «говорит одно и то же: «ку-ку», «ку-ку».)

— Что вы знаете об этой птице? Расскажите. (Она хорошая труженица, поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели)

— Кто слышал кукование кукушки в лесу?

— Мы редко слышим кукование кукушки, когда бываем в лесу. Послушаем, как кукует кукушка. (Звучит фонограмма)

Ку-ку! – отзываются эхом
И роща, и луг, и река.
И вешнюю песенку эту
Уносят с собой
Облака.

Итог

 Вот и закончилась игра «Грамотеи». Подведём итоги.

— Какие игры вам понравились?

— Где испытывали затруднения?

— Можем ли мы назвать себя грамотеями?

— Хочется поблагодарить вас за активную работу. Кому бы вы сказали спасибо за активную работу на занятии?

Вы по праву можете считать себя грамотеями, так как вы справились со всеми предложенными заданиями, на занятии были активны.

За хорошие успехи каждому из вас вручается знак «Грамотей».

Тема: «Дифференциация написания букв Б-Д»

Цели:

  1. Образовательная: закрепление употребления предлогов НАД и ПОД.
  2. Коррекционные:
    • Дифференциация кинетически сходных букв «Б» и «Д» путем выработки четкой зрительно- моторной координации.
    • Активизация зрительного внимания и памяти, тактильного восприятия.
    • Развитие логического мышления.
    • Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
    • Формирование навыков самоконтроля.
    • Обогащение словарного запаса через знакомство со словом «зяблик».
  3. Воспитательная: воспитание дружеских отношений, работа в парах.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети стоят возле столов и выполняют движения под стихотворение:

Мы в строю шагаем браво.
Мы науки познаем
Знаем лево, знаем право
И, конечно же, кругом.
Это правая рука.
Это левая рука.
Ох, наука нелегка!

Затем логопед здоровается с каждым ребенком, проводит по ладоням и говорит: «Здравствуй, Саша!», а ребенок отвечает: «Здравствуйте, ……..!»

2. Сообщение темы занятия.

— Чтобы узнать, какая тема нашего занятия, мы должны с вами собрать мозаику.

После того как дети соберут мозаику, они называют тему занятия и отмечают, чему они должны сегодня научиться на занятии.

3. Анализ букв Б и Д.

  1. Поочередное рассматривание букв и определение количества элементов.


    Выбор элементов букв из ряда предложенных. Собрать букву Б из элементов, букву Д.
  2. Что собрали букву или звук? Памятка «Характеристика звука».
  3. Ответы на вопросы: Чем похожи? Чем отличаются? Карточки со стрелками.

  4. А как вы думаете, можно ли путать эти буквы? Почему?
  5. Проговаривание написания этих букв.
  6. Написать ниточкой букву Б на бархатной бумаге.

— Что нужно сделать, чтобы из Б получилась буква Д?

4. Развитие внимания, самоконтроля.

Цель: Для того чтобы хорошо различать эти буквы, мы должны будем в течение 1 мин. Б — подчеркнуть, а Д — зачеркнуть.

  • Выполнение простым карандашом.
  • Сами проверяют красным карандашом.
  • Проверяют друг у друга синим карандашом. «Корректурная проба»

5. Работа со словами.

«Четвертый лишний» Картинки на доске

  1. лиственница, дуб, ель, сосна
  2. береза, баран, баклажан, блюдо
  3. медведь, пирамида, белка, кубики
  4. воробей, зяблик, голуби, дятел

Рассказ про зяблика. (Приложение 1) «Лишние» слова остаются на доске.

Вставить Д- Б. Карточки. (Приложение 2)

Связь букв со звуками. Фишки красного, зеленого, красного цветов. Анализ звуков по плану.

  • Зажечь огоньки под буквами.

6. Минутка отдыха.

  • Нарисовать глазками буквы Б-Д. (6 раз)
  • На внимание: карточки Б — встать, Д — присесть.
  • Девочки и мальчики
    Прыгают, как зайчики,
    Ножкой левой топнут,
    Ножкой правой топнут,
    Головой кивают,
    Тихо приседают.

7. Работа над предложением.

1) Прочитайте слово, которое написано Карточки с предлогами.

  • НАД словом «белка»
  • ПОД словом «белка»
  • Над словом «дятел»
  • ПОД словом «дятел»

2) Прикрепить на доске картинки

  • Дятел НАД дубом
  • Белка ПОД дубом
  • Дятел Под березой
  • Белка НАД дубом

3) Составить предложения с предлогами.

Белка сидит под дубом. Дятел летит над березой.

4) Подобрать к предложениям схему из ряда предложенных. Карточка со схемами предложений.

5) Запись в тетрадь любого предложения.

  • Вспомнить, как пишется предложение (начало и конец).
  • Вспомнить, как пишутся предлоги НАД и ПОД.

6) Закрасить Б — оранжевым цветом, Д — желтым.

8. Итог занятия.

  • «Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает?»

Дети вытягивают карточки с неправильно написанными словами, читают, называют ошибку. Карточки со словами: леденец, орбит, шоколадка, хуба-буба.

Рассказ про зяблика — Приложение 1, карточки — Приложение 2.