Музыка моего народа. Музыкальные инструменты народного оркестра

Разделы: Музыка


Цель урока: Расширение знаний о музыке русского народа посредством знакомства с русскими народными инструментами.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с группами музыкальных инструментов. Разучить песню “В нашем оркестре”. Закрепить умение читать ритмический рисунок.
  2. Развивать вокально-хоровые и ритмические навыки; интонационно- стилевые представления, начальные навыки музыкальной импровизации, выражение её с помощью собственных эмоций. Развивать желание играть на музыкальных инструментах, использовать разнообразные приемы игры на них.
  3. Воспитывать музыкальную культуры.

Музыкальный репертуар: русские народные наигрыши и мелодии.

Программное обеспечение: компьютерная презентация “Музыка моего народа”

Оборудование:

Баян, детские музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

Звучит музыка “Пляска”. Дети стоя приветствуют учителя.

Учитель: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Приглашаю вас вместе со мной узнать удивительное и новое о музыке моего народа. А чтобы узнать тему урока, мы отгадаем кроссворд. Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки!

слайд №1 (отгадывают кроссворд. Учитель в стихотворной форме подсказывает ответ на кроссворд)

Слайд 1

У него рубашка в складку
Любит он плясать в присядку.
Он и пляшет и поёт –
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём
Весельчак и буян
Голосистый мой… (баян)

Он на солнце заблестит,
Нежным звуком зазвенит
В джазе самый первый он –
Серебристый …(саксофон)

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека,
Поёт про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка
Звучит мечтательный мотив,
Его названье… (скрипка)
Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые. Педаль,
Как зовут меня? (рояль)

Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком…(аккордеон).

6.В руки ты её возьмешь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая. Нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь.
Как зовут её?... (гармонь)

7.До. Ре, Ми. Фа. Соль. Ля. Си –
Прилетели воробьи
На мою тетрадку сели
И мелодию запели (ноты)

8. Ой! Звенит она звенит.
Всех игрою веселит!
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка,
Это наша… (балалайка).

Какое слово получилось по вертикали?

Дети: народный

- А что может быть народным? А что было отгадками? (инструменты) Сегодня, ребята, мы продолжаем раскрывать тему четверти “Музыка моего народа” и познакомимся с инструментами русского народного оркестра.

Слайд 2 (Озвучивание темы полугодия и темы урока )

А сейчас мы послушаем, как же они звучат.

(Музыкальный фрагмент с анимацией )

Учитель: А как называется коллектив музыкантов, который исполнил данное произведение? (оркестр)

Дети: Оркестр.

Учитель: Кто руководит оркестром?

Дети: дирижёр.

Учитель: Какие оркестры мы с вами знаем?

Дети: Симфонический, духовой, эстрадный, народный…

Слайд 3 (звучит русская народная мелодия)

Учитель: Музыка, какого оркестра сейчас прозвучала?

Дети: Народного.

В нашем городе есть оркестр русских народных инструментов под руководством заслуженного работника культуры Денцеля В.Я., а я являюсь участником этого чудесного оркестра. В нашем оркестре звучат и другие инструменты.

Слайд 4

Сегодня вы как раз сидите так, как это положено в оркестре, где все инструменты имеют свое место и разделены на группы.

Слайд 5

Как вы думаете, на какие? Посмотрите, что общего между домрой и балалайкой? Это струнные инструменты. (рожком и свирелью; ложками и бубном;

  • струнные (домра, гусли, балалайка)
  • духовые (рожки, жалейка, свирель,)
  • ударные (ложки, бубен, трещотки).
  • пневматические язычковые (баян, гармошка)

Слайд 6

Я хочу вас познакомить с гармошкой и баяном, которые относятся к группе пневматических язычковых инструментов. Чем они похожи? Чем отличаются? Послушайте, как они звучат.

Итог:

К музыке какого народа можно отнести все эти инструменты?

Какие именно инструменты составляют народный оркестр.

А сейчас я приглашаю вас на ритмическую минутку – танец-распевку. Танец “Лавата”

Сейчас мы танцевали, в танце должны были чувствовать ритм. Предлагаю прочитать ритмический рисунок.

  • Хлопками.
  • на губных гармошках
  • ложках
  • бубнах

Но ритмическими бывают не только рисунки, но и…минутки.

(ритмическая минутка)

Слайд 7

Сегодня мы попробуем ненадолго стать оркестром. У вас в руках находятся инструменты. Какие? ( ложки, бубны)

Те ребята, у кого есть на столах ложки, возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображён на доске.

ритмический рисунок в виде ноток на доске)

Слайд 8

Те ребята, у кого есть на столах бубны, возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображён на доске.

ритмический рисунок в виде ноток на доске)

Проигрывание ритмического рисунка всеми детьми___ ___ _ _ ___ _ _ _ _ _ _ _

Mолодцы!

Учитель: Конечно, гораздо интереснее играть в оркестре, когда в ваших руках находятся инструменты. Поэтому сейчас мы выучим песню про оркестр. Она так и называется “В нашем оркестре”

Слайд 9

Разучивание песни “В нашем оркестре”

-Молодцы, ребята.

Учитель: Музыку, какого оркестра мы сегодня с вами слушали и исполняли?

(Ответы детей)

Учитель: Какие музыкальные инструменты входят в состав народного оркестра?

(Ответы детей)

Домашнее задание: Нарисовать один музыкальный инструмент народного оркестра.

Слайд 10

В память о нашем уроке я хотела бы подарить вам небольшие сувениры, которые, как и русские народные инструменты, тесно связаны с русским народом, его творчеством и самобытностью. (дарит матрешек учащимся).