Конспект занятия с педагогами по теме "Учитель как практический психотерапевт"

Разделы: Школьная психологическая служба


Структура занятия

1.Организационный момент

Цель: снять напряжение, организовать внимание, создать позитивный настрой.

  Методы:

  1. Приветствие.
  2. Минутка психогимнастики.
  3. Обыгрывание настроения.

2. Основной этап.

Цель : формировать эмоциональную стабильность, развивать рефлексию, совершенствовать коммуникативные умения, переносить психологические знания в практическое применение.

Методы:

  1. Беседа на тему "Учитель как практический психотерапевт".
  2. Дискуссия.
  3. Игра "Комплимент".
  4. Упражнение "Снежный ком".
  5. Упражнение "Отгадывание мыслей".
  6. "Стресс – тест".
  7. Упражнение "Уйди, уйди, уйди…".
  8. Упражнение "Озеро надежды".

3.Итог.

  1. Обсуждение занятия.
  2. Прощание.

Ход занятия:

    1. Организационный этап:

    1. Приветствие.

      Мы с вами знакомы по педагогической деятельности, знаем друг друга ни один год. Каждый из нас имеет свой взгляд на мир, свое его восприятии, но и во многих проявлениях мы похожи. Давайте сейчас представим себя детьми и поздороваемся друг с другом вот так: ведущий указательным пальцем касается указательного пальца учителей, говоря при этом: "Здравствуйте, добрый день или привет".

    2. Психогимнастика

      "Голова" - выполняются наклоны головы в право, в лево, в низ, выдох – два раза,

      "Плечи" - выполняются покачивания плечей в право, в лево.

    3. Обыгрывание настроения.

      Упражнение "Подарите друг другу розу"

      Педагогам предлагается представить, что каждый из них пришел на праздник с красивой розой и дарит ее близкому дорогому человеку.

      Упражнение "Пересели те, кто…" любит мороженное, пришел в брюках,у кого есть друзья, кто любит своих родных, любит, когда его поддерживают,

      у кого хорошее настроение…


    2. Основной этап.

    1. Беседа на тему "Учитель как практический психотерапевт".

      Одной из важнейших функций коррекционной педагогики является функция охраны и укрепления здоровья школьников.

      Под психотерапией понимается комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, к своему состоянию и окружающей среде.

      Основное средство психотерапевта – слово. Трудно измерить глубину влияния на психику таких опосредуемых факторов как авторитет врачующего, сопереживание, эмоциональный резонанс и взаимодействие между врачом и пациентом.. По сути врач-психотерапевт активно взаимодействуя на изменение установок, отношение человека к себе и к окружающему, выступает как учитель жизни. Но, нетрудно заметить, что те же задачи с помощью тех же в основном средств, решает, воспитывая растущего человека, и учитель. И он в повседневной жизни ребенка выступает в роли психотерапевта. Именно поэтому Ушинский сравнивал педагогику с искусством врачевания.

      При изучении адаптации учащихся первых классов к школе было выяснено, что личность учителя имеет большее значение, чем организация режима дня, чередование уроков, учебная нагрузка и другие психогигиенические факторы. Стиль педагога с учеником формирует самооценку школьника, его самосознание.

      Требовательный, суровый, резкий учитель воспринимается учащимися как злой и сердитый. В качестве самозащиты у школьников формируется завышенная самооценка и они неохотно выполняют требования педагога.

      Психологи установили, что овладение учащимися программного материала зависит от личности учителя, его манеры изложения. Искусство улыбки, интонация голоса, поощрение взглядом – это все слагаемые психотерапевтического воздействия на ученика. Давно доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация. Учителю рекомендуется переносить в процесс обучения приемы эмоционального воздействия на ученика, накопленные в искусстве. Возбуждать воображение учащихся, вызывать состояние ожидания, эффект сопереживания можно следующими приемами: перестановкой логических событий, акцентом на деталях, использованием недосказанности. Надо помочь ученику найти ту сферу деятельности, в которой он может проявить себя, завоевать уважение товарищей, утвердить свое достоинство, подняться на свою маленькую вершину.

      Врача и педагога объединяют личностный подход к человеку, необходимость заглянуть во внутренний мир ребенка, где таятся резерв его ума и знаний.

      Главное в педагогической психотерапии – гуманизация воспитания и обучения. Создать мажорное настроение, атмосферу раскрепощенности и творческого учения, учения с удовольствием, с чувством защищенности и равенства, свободного выбора – все это ядро психотерапевтического общения между учителем и учеником. Этот путь общения позволяет решать такие задачи, которые традиционными педагогическими приемами не решаются. Человек должен верить в себя, в то , что сам может преодолеть трудности. Если он знает, что его понимают, тогда у него вырастают силы внутренних резервов.

      Когда отношения между учеником и педагогом складываются как отношения взаимного доверия и уважения, слово учителя приобретает ту же функцию, что и слово врача – терапевта = функцию внушения.

      Известно, что "слово лечит, слово и калечит". Умело и вовремя сказанными словами можно усиливать познавательную деятельность человека, формировать и корректировать его нравственное развитие, исправлять недостатки характера, снимать утомление, нервно-эмоциональное направление.

      Личностный подход к ребенку, глубокое понимание его характера, особенностей развития, причин затруднений в учебе и отклонений поведения - основа эффективности коррекционных воздействий.

      Вся методика обучения должна быть подчинена пробуждению у ребенка уверенности в себе, стимулированию познавательной активности, обеспечению его успешной деятельности. Эмоциональное благополучие, чувство успешной деятельности становится решающим условием душевного здоровья школьников, исключает появление тревожности, невротических отклонений, формирует активную жизненную позицию.

      Верно выбрать тональность обучения с ребенком, правильную тактику индивидуального подхода к нему задача каждого взрослого.

      Сентиментальная прогулка внутрь.
      Ученик, как на плаху выходит к доске,
      Две шпаргалки запрятаны в правом носке,
      Отчужденность в глазах, глубже спрятать свечу,
      Я идти не хочу, не хочу, не хочу,
      Ведь меня не зовут, чтоб лечить, чтоб лечить,
      А зовут уличить, уличить, уличить.
      Вам не нравится эта картина, как крик?!
      Класс… Учитель… Зевота… Стоит ученик.
      Как мне вам объяснить, чтоб могли вы понять,
      Что нельзя вам ни строить его, ни ломать,
      Как нельзя изготовить цветка лепесток,
      Если в вашей руке молоток, молоток…
      Если б вместо него вам бы тоже свечу
      Я на этот огонь захочу, полечу!
      Как прекрасен итог; сколько знаний всего
      Вы вложили в него! А всего ничего.
      Чур от сих и до сих – истин сто прописных,
      Нудных правил – законов пустых хоровод…
      Из учебной программы решеток стальных
      Отпустите его - пусть душа оживет.
      Пусть в воскресшей душе закружит карнавал
      Пушкин, Моцарт, Ключевский, Тарковский, Шагал…
      Отпустите его – пусть душа воспарит,
      Если в спящей душе еще что-то горит,
      Если вы не успели свечу затушить…
      А иначе нет смысла и повода жить!

    2. Дискуссия.
      • как вы относитесь к положениям, о которых я сейчас рассказала?
      • насколько часто они встречаются в нашей жизни?
      • возможно ли изменение настроения от изменения интонации?
      • бывали ли у вас ситуации, связанные с эмоциональной окраской слова?
    3.  Игра "Комплимент".

      Делимся на пары, каждая пара говорит друг другу комплименты, окружающие слушают, далее следует обсуждение, у всех ли полу чилось искренне преподнести комплимент, справились ли с интонационным настроем.

    4.  Упражнение "Снежный ком".

      Пожалуйста, назовите себя тем именем, которым вас ласково называли в детстве. Каждый следующий представитель нашего круга называет предыдущее и добавляет свое имя.

      Что вы чувствовали, когда называли ваше имя?

      Имя человека – это самые любимые звуки для него. С имени начинается обращение самого родного нам человека – мамы, поэтому так важно называть детей во время обучения по именам.

    5. Упражнение "Отгадывание мыслей".

      Разбейтесь на пары, в течении минуты посмотрите друг другу в глаза и попытайтесь понять, какое настроение у вашего коллеги, какие мысли посетили его в данный момент. Обсуждение.

    6.  "Стресс-тест".

      Цель: выяснить, подвержены ли участники стрессу.

      Инструкция: вам необходимо выразить степень отношения к высказываниям, использую следующую шкалу:

      -почти никогда(1 балл);

      -редко (2 балла);

      -часто (3 балла);

      - почти всегда (4 балла).

      1. Меня редко раздражают мелочи.
      2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
      3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
      4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.
      5. Я не переношу критики, выхожу из себя.
      6. Если в транспорте толкнут, то могу ответить тем же или сказать что-либо грубое.
      7. Все свободное время чем-нибудь занят.
      8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.
      9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.
      10. Страдаю отсутствием аппетита.
      11. Часто беспокоюсь без всякой причины.
      12. По утрам чувствую себя плохо.
      13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.
      14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.
      15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.
      16. У меня бывают боли в спине и шее.
      17. Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой.
      18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.
      19. Думаю, что я лучше многих.
      20. Я не соблюдаю диету.

      Шкала оценки:

      30 баллов и меньше. Вы живете спокойно и разумно, успеваете справится с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Вы видите себя частенько в розовом свете.

      31-45 баллов. Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном (т.е. у вас есть стремление чего-нибудь достичь), так и в отрицательном смысле этого слова.

      61 балл и больше. Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены угрожает вашему здоровью, и вашему будущему.

    7.  Упражнение "Уйди, уйди, уйди…" Уважаемые коллеги, в своей жизни мы встречаемся с различными проблемами, неприятностями, невзгодами. Они накапливаются грузом. Я предлагаю вам выполнить вместе со мной это упражнение, представив все плохое за вашей спиной. Ведущий становится за спинку стула, немного наклоняет корпус вперед и громко выкрикивая "Уйди, уйди, уйди…", поворачивает голову в право и в лево. Как вы себя чувствуете? Что испытывали во время выполнения упражнения?
    8.  Упражнение "Озеро надежды". А сейчас, сбросив все плохое, давайте немного расслабимся и представим ту картину, которую я вам словесно нарисую. Сядьте удобнее, закройте глаза, попытайтесь расслабить тело, начиная с ног и рук, они становятся тяжелыми и теплыми, расслабляется спина, шея, голова, вам становится тепло и спокойно. Попробуйте представить какой –ни будь луг, который вы видели когда-то или который рисует вам ваше воображение. Представьте, что этот луг весь полон душистых трав и цветов, стоит прекрасный летний день. Вы идете по этому сочному лугу и видите впереди озеро. Вода в нем чистая, прозрачная, видны камушки на дне и плавающие мелкие рыбки. Сядьте или прилягте рядом с этим озером. От него веет прохладой, добром, надеждой. Отдохните около чуда-озера столько, сколько вы хотите, а когда захотите вернуться к нам – потянитесь, сожмите руки в кулаки и открывайте глаза. Что понравилось, что не понравилось, во время представления образа? Как вы себя чувствуете? Что бы хотелось добавить, изменить? Это ваш позитивный ресурс, когда вам бывает нелегко, вы можете помочь своему организму сами, вспомнив ощущения, которые обрели сейчас, во время представления образа.

    3. Итог.

    1. Обсуждение занятия. Данные игры, упражнения вы можете использовать в своей педагогической деятельности. Какие их них вам больше понравились, чем? Какие вызвали недоумение, непринятие? Почему?
    2. Прощание. Ведущий протягивает руку в центр круга и предлагает остальным участникам положить свои руки ладонью вниз на его ладонь. Покачивая руки, все хором говорят "До свидания".