Классный час "Еще раз про…" (11-й класс)

Разделы: Классное руководство

Класс: 11


Цели:

  • познакомиться с видами и стадиями любви;
  • проследить эволюцию этого чувства через стихотворения русских поэтов;
  • убедиться в том , что любовь была и остается мощным стимулом творчества.
Технические средства:
  • мультимедийная установка;
  • ноутбук;
  • аудиозапись сонаты №14 («Лунная») Л. Бетховена;
  • «Свадебного марша» Ф.Мендельсона;
  • репродукции картин европейских художников объединенных темой любви;
  • свадебные фотографии.
Перед началом классного часа юноши и девушки разбиваются на три группы: «лирики» (умеющие выразительно читать стихи), «физики» (увлекающиеся психологией) и любители афоризмов.

Учитель: Доброе утро, друзья мои! Сегодня  мы будем говорить о вечном. Тема нашей беседы «Еще раз про…», но, как вы уже успели заметить, в ней пропущено ключевое слово. Его не трудно будет определить, если вы послушаете одно из ранних стихотворений А.Ахматовой «Угадаешь ты ее не сразу…»

Звучит стихотворение (в исполнении учителя):

Угадаешь ты ее не сразу,
Жуткую и темную заразу,
Ту, что люди нежно называют,
От которой люди умирают.
Первый признак- странное веселье,
Словно ты пила хмельное зелье.
А потом печаль, печаль такая,
Что нельзя вздохнуть изнемогая.
Только третий признак настоящий,
Если сердце замирает слаще
И мерцают в темном взоре свечи,-
Это значит, вечер новой встречи.
Ночью ты, предчувствием томима,
Над собой увидишь серафима,
И лицо его тебе знакомо,
И накинет душная истома
На тебя атласный черный полог,
Будет сон твой тяжек и недолог…
А наутро встанешь с новою загадкой,
Но уже не ясной и не сладкой
И омоешь пыточною кровью
То, что называем мы …

Учитель: Угадали ли вы пропущенное мною слово? Действительно, наш сегодняшний разговор о любви. А скажите, пожалуйста, в каком возрасте человек начинает осознавать, что такое любовь? Вы правы, друзья, уже в раннем возрасте ребенок испытывает любовь к маме, папе, бабушке, дедушке, он любит весь окружающий мир, и малышу кажется, что все в этом мире любят друг друга, даже неодушевленные предметы, прямо как в стихотворении Т.Собакина «Про любовь».

Юноша читает стихотворение:

Страдал мучительно Балкон:
Он был в Балкониху влюблен.
Подумать только! И она
Была в Балкона влюблена.
Они, любви услыша глас,
Друг с друга не сводили глаз,
Но чувства выразить сполна
Мешала каждому стена.
Влюбленным ночью снились сны,
Что между ними нет стены,
И что вдвоем на тихий пруд
Балкон с Балконихой идут,
Поет кукушка вдалеке,
Они идут рука в руке,
А рядом с ними семенят
Двенадцать милых  балконят.                                                                                                                          

Учитель: Неправда ли, милое стихотворение? Но мы продолжаем…Ребенок подрастает, идет в школу и уже в первом классе он испытывает симпатию к одной, а иногда и к двум девочкам сразу. Давайте послушаем стихотворение нашего мурманского поэта Н.Колычева «Я влюбился!»

Юноша читает стихотворение:

Я влюбился. Всерьез. И не важно,
что я первоклашка!
Я без женского пола вообще не
могу…Может быть…
Я Маринку любил. А теперь я
влюбился в Наташку.
И уже две недели ее не могу
разлюбить.
Я в любви искушен. Все придет, не
спеша, понемножку…
Я добьюсь- и она будет видеть
меня в каждом сне!
Потому что лишь ей я на лестнице
ставлю подножки,                    
И лишь только ее я портфелем
луплю по спине.
Много в школе девчонок. Но
сердце- любимую ищет.
Я и пальцем теперь ни за что
не притронусь к другим.
У Маринки, конечно, длиннее и
толще косища…
Но зато у Наташки их две! Дергай
в обе руки!
А с последним звонком я у школы
стою на морозе.
Я вспотел. Я замерз. Но зато-
обогнал я весь класс!
Жжет ладошку снежок, заставляя в
кого-нибудь бросить,
Но я этот снежок для нее, для
Наташки припас!
Я дождусь! Я дождусь! На крыльцо
она выйдет последней,
И- рванется бежать. Догоню!
Размахнусь и- влеплю!..
Выходи, дорогая, прошу, ну не будь
такой вредной.
Неужели не чувствуешь ты, как тебя
я люблю!

Учитель: Вы переходите из класса в класс и начинаете понимать, что любовь не всегда бывает взаимной, вы испытываете чувство ревности, как лирический герой еще одного стихотворения Н.Колычева «Ты ушла домой из школы с Серегой…»

Юноша читает стихотворение:

Ты ушла домой из школы с Серегой,
А меня вы обошли стороной.
Ты ушла из школы нашей дорогой,
По которой ты ходила со мной.
Разве я тебя хоть чем-то обидел?
Так за что и почему, не пойму,
Проходя со мною рядом, чтоб видел,
Свой портфель ты протянула ему?
Я сижу, как сыч, на школьной ограде.
Почему тебе я вдруг стал не мил?
Я все деньги на тебя порастратил,
Я на плеер целый год их копил!                   
Шубка белая под шапкою рыжей…
Твой портфель несу не я, а другой.
Серый- друг, но я его ненавижу,
Потому что он уходит с тобой.
Вру, что мне ничуть не жаль, но не врется,
Самому себе вовек не соврешь.
Говорят, что в жизни все продается…
Вы не верьте в эту взрослую ложь. 

Учитель: И наконец, в одиннадцатом классе вы знакомитесь с проникновенной любовной лирикой С.Есенина, М.Цветаевой, А.Ахматовой, Б.Пастернака и осознаете, что любовь- чувство многогранное, всеобъемлющее, глубокое. Давайте послушаем стихотворение Б.Пастернака «Зимняя ночь».

Девушка читает стихотворение:

Учитель: А теперь пришла пора привлечь ваш жизненный опыт. Скажите, любовь-это чувство развивающееся или некая застывшая форма?

Вы правы, любовь в своем развитии проходит несколько стадий. Как вы думаете, сколько их всего? Кто-то из вас назвал три стадии, кто-то четыре… А древнеиндийские мудрецы выделяют семь стадий любви. Хотите, я вас с ними познакомлю? Я буду читать описание стадии, а вы – давать  ей название.

Первая стадия: Ваше внимание привлекает какой-то человек, вы выделяете его из окружающих, присматриваетесь к нему и испытываете симпатию, это стадия…созерцания.

Вторая стадия: Один из возлюбленных выплескивает свою симпатию по отношению к другому, активно привлекая к себе его внимание самыми разными способами, это стадия… инициации.

Третья стадия: Этот период мы иногда называем « медовым  месяцем», когда сердца обоих партнеров раскрываются и источают потоки любви и нежности, это стадия…раскрытия сердца.

Четвертая стадия: Наиболее сложный и ответственный период. Необходимо найти точки соприкосновения на всех уровнях- духовном, интеллектуальном, социально-бытовом, эмоциональном и физическом. Именно в этот период между партнерами возникает внутренний или внешний разрыв, это стадия…соприкосновения.

Пятая стадия: Сердца возлюбленных все больше и больше начинают раскрываться и наполняться душевной теплотой. Теперь они готовы создать семью и пригласить туда другие души, которые станут их детьми. Они как бы создают сад любви и трепетно заботятся о каждом цветке, это стадия…творения.

Шестая стадия: На этом этапе любящие проходят испытания своей любви. Иногда на алтарь любви требуется принести даже собственную жизнь. На этом этапе окончательно разрушается все то, что было искусственно создано между людьми, и остается только любовь, это стадия…самопожертвования.

Седьмая высшая стадия любви: Сердца двух людей соединяются вместе, теперь между ними нет никакого отличия. Они находятся в единой энергоинформационной матрице. Души, достигшие этой стадии, не расстаются даже после смерти, а называется эта стадия стадией гармонии.

Учитель: Когда человек любит, в нем раскрываются прекрасные душевные качества. У. Шекспир писал: «Любовь придает благородство даже и тем, которым природа отказала в нем». Что уж говорить о тех художниках, которые изначально были благородны. Пример истинного благородства в любви мы встречаем в стихотворении А.С.Пушкина «Я вас любил…».

Юноша читает стихотворение:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Учитель: И еще один пример благородства в любви (звучит история создания сонаты № 14 Л.Бетховена). А теперь давайте послушаем первую часть этого музыкального произведения и посмотрим видеоряд, составленный из произведений живописи, объединенных темой любви.

Звучит музыка, на экране проецируется видеоряд репродукций европейских художников 18-19 веков.

Учитель: Какие чувства  вызвала у вас музыка Бетховена и репродукции картин? Спасибо за откровенность. Вы абсолютно правы. Я бы лишь хотела добавить, что любовь бывает разной. Наши «лирики» продемонстрировали это. Пора предоставить слово уважаемым «физикам», которые, я надеюсь, откроют вам  научные тайны любви.

Ученики, представляющие ученых-психологов:

Психологи выделяют восемь видов любви, с которыми мы хотим вас познакомить, а чтобы было понятнее, мы будем « иллюстрировать» виды любви хорошо известными вам персонажами.

Юноша: Первый вид любви- Любовь-филиа. Это глубокая близость, которая строится на общности интересов или служении общей цели. Испытывая такую любовь, партнеры чувствуют себя счастливыми настолько, что им никто не нужен, кроме друг друга и общего дела, примером таких отношений являются ученые-физики Пьер и Мария Кюри.

Девушка: Второй вид- Любовь-агапе. Самое возвышенное, красивое, духовное, идеалистическое чувство, для которого не страшны ни время, ни расстояния. Даже когда влюбленные вместе, для них важнее всего духовная близость, поэтическое созвучие мыслей и чувств. Литературным примером таких отношений, правда в несколько гипертрофированном виде, являются супруги Маниловы из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».                  

Юноша: Любовь-маниа- слепое, очень эмоциональное, порабощающее и любящего, и любимого чувство. Это властное чувство, заключающееся в желании подчинить эмоции партнера. Ревность в такого рода любви наиболее драматична, охлаждение чувств любимого человека переносится очень тяжело, что может привести к убийству или самоубийству, примером такой любви являются Анна Каренина и Владимир Вронский- герои романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина».  

Девушка: Любовь-сторгэ. Это любовь, полная деликатности и такта, склонная к постоянству и компромиссам ради поддержания гармонии в отношениях. Идеальная форма семейной любви, основанная на способности долго поддерживать спокойные дружеские отношения, полные нежности и простой, глубоко человечной любви к партнеру, полной сочувствия и снисхождения к недостаткам. Единственное, чего она не прощает,- это грубости, эгоизма, притворства и неискренности, которые противны самой ее сути. Самое ценное в ней- внимание друг к другу даже в мелочах. Примером таких отношений является союз Наташи Ростовой и Пьера Безухова- героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Юноша: Эту любовь принято называть рассудочной, по-научному Любовь-прагма. Это логическая форма любви, которая не может возникнуть стихийно, быть слишком чувственной или духовной. Более того, если она противоречит здравому смыслу, человек быстро излечивается от нее, не долго переживая свою неудачу. Примером таких отношений является брак Пьера Безухова и Элен Курагиной, который скоро расстроился, не будучи основанным на искренних чувствах. 

Юноша: Любовь-аналита- самый холодный и требовательный вид любви. После начала, которое сопровождается эмоциями, как любое увлечение или любовь, наступает период холодного анализа, в результате которого могут померкнуть многие достоинства партнера. Это чувство от ума, а не от сердца. Яркий пример- отношения героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»: Базарова и Одинцовой.

Юноша: Любовь-викториа. Это преимущественно физическая любовь, победа над многими или одним человеком, собственническое чувство, не прощающее неверности. Дон-Жуан и Казанова- представители этого вида любви.

Девушка: И наконец, последний вид – Любовь-эрос. Эта любовь ослепляет человека, заставляя идеализировать партнера. В ней много физической чувственности , но она не стремится властвовать и подавлять. Такие  чувства испытывают друг к другу Аксинья и Григорий – герои романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон».

Учитель: Вот как классифицируют любовь психологи, но у каждого из нас любовь своя. Как известно, любви покорны все: простые люди и великие, но великие оставляют потомкам «крылатые» выражения, с некоторыми из них вас познакомят любители афоризмов.

Юноши и девушки читают афоризмы о любви.

Учитель: В жизни большинства любовных пар рано или поздно наступает день, который запоминается на всю жизнь. Фотографии с этого дня бережно хранятся в семейных альбомах. О каком дне я говорю? Конечно ,это День Свадьбы. В качестве заключительного аккорда нашего сегодняшнего разговора сейчас прозвучит музыка, без которой не обходится ни одна свадьба,- это «Свадебный марш» Феликса Мендельсона. Слушая эту прекрасную музыку и глядя на экран, представьте себе свой свадебный день.

Звучит музыка, на экран проецируются свадебные фотографии.