Урок развития речи в 7-м классе по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Цели и задачи:

  • знакомство учащихся с творчеством А.К.Саврасова;
  • приобщение русской культуре и воспитание любви к родной природе и её духовному богатству;
  • развитие умения анализировать картину и описывать картину;
  • развитие творческого воображения.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Презентация к уроку «Саврасов – певец русского пейзажа»

Эпиграфы к уроку.

Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт.
А.К.Саврасов.

Можно просто написать, что хочется, хорошо только написать. Нужна романтика. Мотив.
А.К.Саврасов.

Ход урока.

I. Орг. момент. Цели и задачи урока.

II. Основная часть урока.

1. Вступительное слово учителя об А.К.Саврасове.

А.К.Саврасов - один из самых глубоких русских пейзажистов. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к родной земле. Художник не писал о своей любви к России, не провозглашал её публично, но щедро излил это святое чувство. Саврасов - певец русского пейзажа.

2. Слово ученика. Краткая биография художника.

А.К.Саврасов родился 12 мая 1830 г. в семье московского купца третьей гильдии, небогатого и к тому же постепенно разорявшегося, так что в годы учёбы сына он был уже вынужден переписаться в мещанское сословие. Ни о каком образовании в этой среде разговоров не существовало. Саврасов начал заниматься рисованием сам и достаточно успешно: ещё мальчишкой, до начала каких бы то ни было специальных занятий, он делает десятками акварельные пейзажи на продажу, которые охотно, хотя по дешёвой цене, разбирают торговцы. Это были удачно выполненные копии с попадавших в его руки журнальных или каких-либо др. картинок.

После трёхклассного начального училища в 14 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, избрав своей специальностью пейзаж.

После окончания учёбы в 1850 г. жизнь его складывается довольно благополучно. Он добросовестно работал, изредка получал неплохие заказы, однажды даже от великой княжны Марии Николаевны – на виды близ её дачи под Петербургом. Картины его нравились и постепенно завоёвывали ему скромную известность и уважение коллег.

После училища Саврасов поступает в Академию художеств. Петербург принял его приветливо. В 1854 г. он получил звание академика. После этого последовало предложение остаться в Петербурге в качестве «придворного художника». Но блестящая перспектива не соблазнила его. Ничто не могло заменить родную Москву, её окрестностей.

Молодой, 27-летний, исполненный надежд, Саврасов принялся за новое для себя дело – возглавил пейзажную мастерскую в родном училище. Работал младшим преподавателем перспективной и ландшафтной живописи. Преподавал он очень увлечённо, прививая любовь к природе. Совсем не случайно из его мастерской вышли И.И. Левитан и КА.Коровин, вспоминавшие учителя с восторгом и благодарностью.

Большое количество замечательных работ создано Саврасовым в 1870 и 1871 г. В 1871 г. в его жизни происходят трагические события: смерть только что родившейся дочки и болезнь жены. В начала 80-ых на выставках появляются пейзажи Саврасова. Но к этому времени уже пришли болезни, ухудшилось зрение, распалась когда-то счастливая семья. В 1882 г. он был уволен из училища.

В это время художник продолжал работать, главным образом на продажу. Последние годы он влачил полунищенское существование. Осенью 1887 г. он умер.

3. Словарная работа.

Живопись –

  1. Изобразительное искусство – создание художественных образов с помощью красок. Школа живописи.
  2. произведения этого искусства. Стенная живопись.

Пейзаж –

  1. Общий вид какой-н. местности. Волжский пейзаж.
  2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. Пейзажи русских художников.

Мольберт - подставка, на который художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.

Этюд

  1. Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего большого произведения. Э. к картине.
  2. Небольшое по объему произведение (научное, критическое), посвящённое частному вопросу. Литературный э.
  3. Музыкальное произведение виртуозного характера. Этюды Рахманинова.
  4. Вид упражнения (в музыке, в шахматной игре). Этюды для начинающих.
  5. Рисование, писание красками с натуры для упражнения, заготовки эскизов. Отправиться на этюды.

4. Слово учителя.

А.К.Саврасов был человеком необычайно скромным, даже застенчивым, замкнутым, не любившим показывать себя. Он был огромного роста и богатырского сложения. Карие глаза выражали беспредельную доброту и ум. Человек он был совершенно особой кротости. Никогда не сердился и спорил. Он был чуткий, добрый трепетный человек.

Саврасов любил скромную русскую природу и не только глазами схватывал, но всей душой чувствовал всякую, едва заметную перемену в ней. Душевное, чуткое отношение к природе живёт в картинах художника.

А.К.Саврасов – художник, который считал, что «художником трудно сделаться, надо быть всегда влюблённым». И, действительно, в его картинах мы видим и русскую природу, и душу художника.

Саврасов одним из первых обратился к самым простым видам, находя в этой обыденности, в самых незамысловатых пейзажах неизъяснимую прелесть. При этом картины художника каким-то образом всегда связаны с жизнью родного народа. Даже в тех случаях, когда людей на полотне нет, ощущается их присутствие. Всегда понятно – это Россия. При этом неизменно звучит задушевная интонация. Таковы его полотна. Художником было создано немало восхитительных работ:

Самая известная картина художника «Грачи прилетели». Долгое время имя Саврасова связывалось преимущественно с одной этой картиной, вошедшей в сокровищницу русского искусства. Интересна история её создания.

5. История создания картины «Грачи прилетели».

Саврасову хотелось работать, писать новые этюды, новые картины. После некоторых размышлений он решил поехать в какую-нибудь деревеньку на севере Костромской губернии. Он быстро собрался, отобрал масляные краски, приготовил этюдник и отправился в санях по почтовому тракту.

Вдосталь наезженная дорога темнела среди покрытых снегом полей. Снежный покров был сероват, похож на грубоватый домотканый холст. Уныло-однообразными казались эти поля и эта дорога, вся в рыхлом, грязноватом снегу. Но зато как легко и свободно дышалось весенним воздухом! Пахло тающим снегом, землёй. пегая кобыла тащила сани по почтовому тракту среди ещё по-зимнему печальных полей.

Извозчик, тощий мужичок с редкой, похожей на куриный пух бородой, поинтересовался:

- Что, барин, по служебной надобности едешь? Или в гости, проведать кого?

- Я художник, - ответил Алексей Кондратьевич, - еду писать картины…

- А что на них будет, на этих картинах –то?

- Да вот весну хочу показать: как снег тает, как птицы гнёзда вьют, как небо становится будто синька…

- А для чего, барин? Это нам и так известно. Привыкли… Хоть и весна, ну и что ж… Обычное дело. За весной – лето… Ты лучше бы что-нибудь похлеще, позаковыристей нарисовал, чтобы удивление взяло… Что-нибудь такое необыкновенное… Вот тогда другой разговор…

Алексей Кондратьевич остановился в селе Молвитине. Довольно большое село со старинной церковью на окраине. Глухомань порядочная. Село как село, сколько таких в России! Потемневшие от времени избы, крестьянские дворы. С крыш свисают длинные сосульки. Деревья с мокрыми стволами. Кажется, всё отсырело: деревья, брёвна изб, заборы. Слышно, как где-то кричат птицы, должно быть грачи. Им пора прилетать. Уже прошёл день Герасима-грачевника, когда они обычно появляются.

Да, вот их сколько на берёзах, возле церкви, на краю села. Они сидят, слегка покачиваясь, на тонких ветках, устроились в чёрных крупных гнёздах, летают над землёй и ходят неторопливо, с достоинством по осевшему снегу.

Село здесь кончилось, и уходили вдаль ровные серые поля с тёмными прогалинами обнажившейся земли.

Церковь Воскресения была построена в конце XVIII века. Колокольня со встроенными кокошниками у основания остроконечного шатра. Белый храм с пятью небольшими куполами.

Саврасов пришёл сюда, на окраину села Молвитина, чтобы посмотреть вблизи на старую церковь. Пришёл и остался надолго. То ощущение весны, которым он жил все эти дни, когда ехал в санях по оттаявшей дороге, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь, у околицы обычного, неприметного русского села, приобрело особую остроту и силу. Он увидел здесь то, что смутно надеялся увидеть. Ради этого он проехал столько вёрст.

6. Работа над картиной «Грачи прилетели».

Один из обозревателей газеты писал: «В пейзажной живописи чрезвычайно важно, если картина даёт настроение»

  • Как вы думаете, каким настроением проникнута картина?
    (Несмотря на серое небо, тёмный снег, картина проникнута настроением ожидания, пробуждения. Радостно, светло, немного грустно. Снег, небо, деревья, начало весны – всё проникнуто большим и сильным чувством.)
  • Что изобразил художник на картине?
    Скромную русскую природу.
  • Выделите главные детали картины.

Снег.
Снег весенний голубоватый, в рыжих и серых пятнах снег. Вокруг кривых берёзовых стволов тёмные проталины. Маленький прудик освободился от снега, и берёзы окунули в воду свои стволы, отразившись в ней молодо и радостно

Берёзы.
Молодые ещё, но неказистые, некрасивые, искривлённые, голые, стоят в снегу, отбрасывая на него узкие тени, и в лужах, заполненных снежным крошевом. Они у низенького забора, за которым на церковном участке видны какие-то строения, дома и сараи, и над ними возвышается церковь и колокольня.

Облака.
Облака на небе размыты блёклой голубизной. Холодные промоины между облаками.

Грачи.
Обживая гнёзда, хлопочут на деревьях чёрные птицы. Они суетятся над своими разлапистыми гнёздами, кружат в небе, радуясь возвращению на родину и началу новойжизни

  • Удалось ли художнику передать ту красоту, которая его однажды поразила?

Пейзаж скромен по сюжету, сдержан по краскам. Всё просто, ясно, знакомо. Художник хочет пробудить в зрителях любовь к простому и знакомому – к родной земле, к родной природе.

Художник открыл нам красоту и поэзию в, казалось бы, скромной и привычной картине родной природы. Лиризм пронизывает каждую её деталь. Нам радостно от вида колоколенки, открывшегося простора, высокого неба…

Сколько ни гляди на полотно, не ослабевает его притягательная сила, остается до конца не открытой тайна его очарования.

7. Устный рассказ-описание картины «Грачи прилетели».

8. Значение картины «Грачи прилетели».

Когда пейзаж впервые выставился на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1871 г., его оценили очень высоко. Стасов назвал «Грачи», наверно, лучшей и оригинальнейшей картиной, чуть ли не классическое произведение, в высшей степени примечательного А.К.Саврасова».

И.Н.Крамской, строгий, взыскательный в своих оценках, писал: «Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный…» Крамской объяснял, почему «Грачи» лучше других пейзажей на первой передвижной: «У других художников тоже есть деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»

В общем сознании А.К.Саврасов был, да и остаётся до сих пор, автором всего лишь одной картины. Картина стала подлинной вершиной творчества художника и обессмертила его имя.

III. Объяснение домашнего задания.

Написать сочинение-описание по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

Литература.

  1. Ермильченко Н.В. Отзвук сердечного чувства.- Уроки литературы, 2006, №6.
  2. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. – М.: Дрофа, 2006.
  3. Соловей Т.Г.Тайна знаменитого пейзажа. – Уроки литературы, 2006, №6.