Работа психолога с одаренными учащимися в учебно-исследовательском клубе "Интеллект"

Разделы: Школьная психологическая служба


Происходящие в современном обществе изменения в социально-экономическом положении многих семей приводит к формированию ценностных ориентаций подростков, не связанных с учёбой. С одной стороны, рыночные условия современной России требуют инициативных, целеустремлённых, образованных людей, с другой стороны, у значительной части детей потерян или слабый интерес к школе, учебно-познавательной деятельности.

Анализируя учебно-воспитательный процесс за 2005-2006 учебный год, было выявлено, что проблема познавательной активности учащихся, в том числе одарённых, стала актуальной и значимой для нашей школы. Стало понятно, что благодаря формированию особого отношения к учению учащиеся способны познать, открыть личностный смысл знаний, воспринять знания как средство самосовершенствования. Так в 2006 году появился комплексно-целевой проект «Интеллект».

Перед школой встала задача оказать школьнику помощь как субъекту самосознания, самодеятельности, а педагогической деятельности придать характер сотрудничества, в котором доминирует равный, взаимовыгодный обмен опытом между учителем и учащимися, т.е. оказание психолого-педагогической поддержки школьнику в развитии познавательной активности.

Цель, которую мы ставим для себя – создание необходимого потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития интеллектуальных возможностей учащихся, их творческих способностей.

Психологическая служба оказывает помощь в организации и развитии учебно-исследовательской работы в школе. Школьный психолог развивает интеллектуальные умения и комму­никативную культуру ученика. Если мы хотим, чтобы ученики говорили по сути дела, умели аргументировать, представлять, дискутировать, дока­зывать свою правоту, вести дебаты, ставить вопросы, работать в группе, решать проблемные ситуации — необходимо развить у них необходимый интеллектуальный и коммуникативный репертуар. Познавательно-коммуникативная работа психолога с учащимися, работающими в УИК «Интеллект», позволит сформировать у них коммуникативную культуру, разовьёт речевые способности, научит осознавать значение коммуникативного сотрудничества.

Мероприятия по реализации комплексно-целевого проекта «Интеллект»

Направление деятельности психолога Форма проведения Сроки Исполнитель

 1

Психолого-педагогическая экспертиза:
- анализ показателей познавательной и творческой активности учащихся на уровне школы и района
- анализ деятельности школы по организации работы с одарёнными детьми
Педсовет Сентябрь, 2006 Директор, заместитель по НМР, заместитель по УВР, психолог

2

Утверждение примерного перечня проектно-исследовательских работ НМС   Рабочая группа (зам. директора по НМР, педагоги-предметники, психолог)

3

Систематизация банка диагностик уровня познавательной и творческой активности учащихся (Приложение 1) Пакет документов 2007 г. Психолог, зам. директора по НМР

4

Обеспечение психолого-педагогической помощи родителям одарённых учащихся (Приложение 2) Консультации, родительские собрания 2007-2009 гг. Психолог, учителя-предметники

5

Разработка программы изучения личности одарённого ребёнка, индивидуальных карт психологического развития одарённых детей. Пакет диагностик, тестирования 2008-2009 гг. Психолог, зам. директора по НМР

6

Обеспечение психологической помощи одарённым учащимся в развитии их познавательных, коммуникативных, организационных, потенциальных и реальных возможностей и способностей (Приложение 3) Курс занятий с психологом 2007-2010 гг. Педагог - психолог

7

Формирование банка диагностических методик индивидуального развития одарённого ребёнка, его познавательных возможностей, способностей Банк данных 2008-2009 гг. Психолог

8

Разработка алгоритмов, памяток для одарённых детей по НОТ, способам ведения самостоятельной проектно-исследовательской деятельности Банк данных 2008-2009 гг. Психолог, классные руководители, учителя-предметники

9

Организация работы по выявлению профессиональных наклонностей одарённых детей- учащихся 9 классов Диагностические срезы 2007-2009 гг. Психолог, классные руководители

10

Сбор и систематизация материалов психолого-педагогического содержания в помощь учителям, работающим с одарёнными детьми (Приложение 4) Банк данных, кафедры 2007-2009 гг. Заведующий библиотекой, психолог

11

Оформление стенда «Организация работы с одарёнными детьми»:
- Психолого-педагогические основы содержания работы с одарёнными детьми.
- «Что такое одарённость?»
- Информационный бюллетень о новинках психолого-педагогической литературы по данной проблеме
- Перспективы работы с одарёнными детьми
Педагогические выставки 2009 г. Зам. директора по НМР, психолог

12

Диагностика самочувствия учащихся на уроках и во внеурочное время Диагностические срезы 2009-2010 гг. Психолог, классные руководители

13

Подготовка аналитических материалов об итогах работы по реализации проекта «Интеллект». Обобщение опыта работы Семинар 2010 г. Зам. директора по НМР, психолог, зав. Кафедрами

14

Подготовка пособия «Модель работы с одарёнными детьми» Презентация 2010 г. Зам директора по НМР, годичная команда, рабочая группа

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4