Игра-путешествие "Детям знать положено правила дорожные"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: активизировать познавательную деятельность детей в процессе изучения правил дорожного движения.

Образовательные задачи:

  • повторить правила безопасного поведения на дорогах;
  • учить детей находить выход из трудных ситуации возникающих на дорогах города;
  • учить правильно «читать» дорожные знаки, уметь рисовать их;
  • повторить правила поведения в общественном транспорте.

Развивающие задачи:

  • развивать творческие способности детей;
  • развивать внимание, память, воображение.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать культуру поведения на дороге и в общественном транспорте.

Игра-путешествие проводится для 4 классов в виде игры по станциям. Дети собираются в актовом зале, где будет дан старт игре-путешествию. Каждый класс получает свой маршрутный лист, в котором будут выставляться баллы, заработанные на станциях. На станциях ведущими могут быть старшеклассники, учитель музыки, библиотекарь. После выполнения всех заданий ребята снова собираются в актовом зале для подведения итогов.

Название станции 4 «А» 4 «Б» 4 «В» 4 «Г»
Внимательный пешеход (каб.№60)        
Дорожные знаки (каб.№58)        
Музыкальный (каб. музыки)         
Внимательный пассажир (каб.№80)        
Поэтический (библиотека)         

1. Внимательный пешеход

(Цель этой станции проверить основные правила пешехода, вспомнить какие опасности могут встретится на дороге.)

На двери кабинета этой станции оформлена вывеска:

«Внимание! Дорога! Внимание! Пешеход!
Надо хорошо подумать, чтоб сделать первый ход.»

На этой станции ребятам задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1балл. (Вопросы читаются быстро)

  • Как называется человек вне транспорта?
  • По какой стороне тротуара должны идти пешеходы?
  • Где надо ходить по улице, дороге, если нет тротуара?
  • Как называется место пересечения дорог?
  • Кто отвечает за порядок на дорогах?
  • С какого возраста можно ездить на велосипеде по дороге?
  • Для чего служит проезжая часть дороги?
  • Для кого предназначен тротуар?
  • Что означает зеленый сигнал светофора?
  • В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
  • Что означает красный сигнал светофора?
  • Где должны кататься на велосипеде учащиеся 1-6 классов?
  • Сколько колес у легкового автомобиля?
  • В каких местах устанавливается знак “Осторожно, дети!”?
  • Место посадки и высадки пассажиров?
  • Как следует правильно обходить автобус?

Вторая часть задания на этой станции - разбор проблемной ситуации. Детям предлагается прослушать стихотворения и ответить на вопросы. Если ответ был полным и правильным можно поставить 5 баллов.

1. Чтение стихотворения А. Эйдельмана «Приятели».

Эти ребята приятели были.
Вместе играть на дорогу ходили.
Вместе шалили, вместе катались.
Вместе с крючком за машиной гонялись.
Им объяснили: «Ребята, напрасно
Вы здесь играете – это опасно!
Лучше уйдите-ка вы с мостовой.
Незачем зря рисковать головой».
«Много мы слышали разных советов», –
Лихо ответили дети на это.
И, уцепившись, на полном ходу
Быстро помчались у всех на виду.
Вдруг на углу повернул грузовик.
Кто-то сорвался, послышался крик.
И – не забыть этот миг никогда –
Видят ребята – случилась беда!
Лучше б, совету хорошему веря.
Вы собирались в саду или сквере,
Или в хорошем просторном дворе –
Там безопасно играть детворе.
Помните, дети! Игра на дороге
Каждого может оставить безногим,
И покататься, побегать тогда
Вам не придется, друзья, никогда!

Вопросы после чтения

  • О каких правилах поведения узнаем мы в этом стихотворении?
  • Какие строчки стихотворения вам запомнились?
  • Какие рисунки к стихотворению можно нарисовать?
  • Кто хочет выучить это стихотворение наизусть (полностью, частично)?

2. Чтение стихотворения С. Титова «Опасный каток».

Скрылись под снегом газоны с травой.
Скользко машинам на мостовой.
Льдом затянуло русло реки.
Плюшевый мишка встал на коньки.
Только кататься не на катке –
Вышел на улицу с клюшкой в руке.
Мчатся машины невдалеке.
Трудно шоферам зимой тормозить.
Шины по снегу станут скользить,
Долго ли дети, тут до беды?!
Есть для хоккея катки и пруды.
Только ботинки с коньками надень.
Лед будет петь под ногами весь день.
А мостовая - опасный каток.
Нужно во двор возвращаться, дружок.

Беседа о прочитанном.

  • О чем предупреждает ребят автор стихотворения?
  • А где катаетесь на коньках вы?
  • Почему мостовая – опасный каток?

2. Дорожные знаки

(Цель этой станции вспомнить на какие 3 основные группы делятся дорожные знаки, уметь «читать» и воспроизводить их по памяти.)

На двери кабинета этой станции оформлена вывеска:

«Знаки дорожные – наши друзья,
забывать друзей – нельзя.»

За правильный ответ -1балл.

На этой станции мы с вами поговорим о дорожных знаках.

Ведущий прикрепляет на доску табличку «дорожные знаки».

– Скажите, на какие 3 основные группы делятся все знаки?

Ведущий эти слова прикрепляет на доску.

– Давайте вспомним эти дорожные знаки.

Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

Запрещающие знаки. Изображения и цифры, нарисованы внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает.

Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.

Ведущий показывает знак из предложенных, а задача детей объяснить, что обозначает этот знак и поместить его в нужный столбик таблицы.

«Дети»
«Пересечение с велосипедной дорожкой»
«Въезд запрещен»
«Движение на велосипедах запрещено»
«Больница»
«Место остановки автобуса»

Затем класс делится на 3 группы, каждой из которой дается задание нарисовать один из знаков. Детям надо вспомнить, как выглядит знак и его изобразить, затем поместить его в таблице на доске. При выставлении баллов учитывается правильность и аккуратность изображения знака. (Максимальное количество – 5 баллов)

«Пешеходный переход» – предупреждающий.
«Движение пешеходов запрещено»
«Пешеходный переход» – информационно-указательный.

3. Музыкальный

(Цель этой станции повторение, изучение правил дорожного движения при помощи музыки, а именно маленькой поучительной песенки-частушки.)

На двери кабинета этой станции оформлена вывеска:

«Будем звонко петь частушки
И хотим сейчас сказать
Все правила дорожные
Мы будем знать на «5»!»

Дети могут сочинить частушки сами или воспользоваться уже готовыми частушками. Одна частушка – 1 балл. За артистизм, в исполнении частушек ведущий вправе добавить дополнительные баллы. (Приложение 1)

4. Внимательный пассажир

(Цель этой станции закрепление навыков пользования детьми общественным транспортом.)

На двери кабинета этой станции оформлена вывеска:

«В общественном транспорте, друзья,
Буду самым внимательным пассажиром я!»

Задания на этой станции предлагаются детям в виде ролевой игры. За каждое верно названное правило – 1балл.

Стулья поставлены как сиденья в автобусе. Впереди – место шофера.

– Как называется человек, передвигающийся в транспортном средстве, но не управляющий им? (пассажир)

Представьте, что вы пассажиры. Саша будет водителем, он сядет впереди. Как мы должны будем войти в автобус?

– Поехали!

А теперь давайте вспомним правила внимательного пассажира. Примерные ответы детей.

  1. Во время движения автобуса руками двери не трогают. Нужно ждать, пока их откроет водитель.
  2. Разговаривать во время движения с водителем нельзя.
  3. Нельзя высовываться из окна.
  4. Нельзя вставать ногами на сиденье.
  5. Нельзя ходить по автобусу во время движения.
  6. В автобусе нельзя громко разговаривать.
  7. Уступать место старшим.

– Ну вот, мы и приехали. Выходим из автобуса. Как?

– Нам нужно перейти через дорогу. Что будем делать?

5. Поэтический

(Цель этой станции привлечение внимания детей к правилам поведения на дороге через чтение веселых поучительных стихотворений).

На двери кабинета этой станции оформлена вывеска:

«Стихотворение выразительно читаем,
Правила ,ребята, дружно повторяем.»

Предварительно дать задание детям выучить стихи по ПДД.

За каждое артистически прочитанное стихотворение – 1 балл. (Приложение 2)

Данное мероприятие даёт полную картину подготовленности учащихся по вопросам безопасного поведения на дороге, в общественном транспорте. На каждой станции дети зарабатывают баллы, и сразу становится видно, какие есть проблемы в знаниях по правилам дорожного движения. Этот урок-путешествие активизирует познавательную деятельность учащихся, заставляет по-другому взглянуть на многие ситуации. Мы очень надеемся, что данное мероприятие поможет нашим ученикам принять верное решение и правильно сориентироваться на дороге.

Частушки – Приложение 1, стихи – Приложение 2.