Информационные технологии в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Информационные технологии (ИТ) – это технологии обработки, передачи, распространения и преобразования информации. Возникновение и развитие ИТ в российской системе образования сопровождается новыми явлениями:

  • значительное ускорение обмена управленческой и образовательной информацией;
  • появление новых технологий мониторинга качества образования и управления качеством;
  • появление автоматизированных систем обучения и контроля знаний;
  • появление тенденций «поручения» компьютеру обучения детей и взрослых;
  • увеличение объема необходимых педагогу специальных знаний [3].

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К.Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина). В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений. Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием психологической готовности детей к школьному обучению, их адаптации к новым социальным условиям [5].

Методологическую основу проекта составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р.Е.Левина, А.Н. Корнев); деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); концепция применения компьютерных учебных средств (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, И.А. Морев и др.); концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И.Кукушкина).

Направления компьютеризации в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы

  1. Применение интерактивных и демонстрационных информационных технологий в профилактике и коррекции нарушений письма и чтения.
  2. Создание базы данных психофизиологических особенностей учащихся начальной школы и ее использование для фиксирования и обобщения результатов мониторинга языковых способностей детей с 1 по 4 класс.

Цели применения информационных технологий на логопункте:

  • повышение учебной мотивации учащихся и эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков;
  • интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества делопроизводства.

Задачи:

  • исследовать рынок компьютерных обучающих и коррекционных программ и технологий;
  • отобрать программы, наиболее приемлемые в логопедической работе;
  • разработать демонстрационные материалы для использования в коррекционных программах;
  • создать базу данных речевого развития учащихся начальной школы;
  • разработать контрольно-измерительные материалы для мониторинга развития навыков письма и чтения;
  • разработать электронно-информационную среду («Речевая карта») для фиксирования результатов измерений и динамики развития речевых способностей обучающихся на логопункте.

Обзор компьютерных обучающих и коррекционно-развивающих программ

Желание изменить, сделать работу логопеда более эффективной побудило провести анализ существующих развивающих компьютерных программ для детей (в том числе для детей с нарушениями в развитии). На сегодняшний день Институтом коррекционной педагогики РАО разработаны специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии: «Мир за твоим окном», «Состав числа», «Состав слова», «Развивающие игры в среде «Logo»», «Моя жизнь», «Лента времени», «В городском дворе», «Новые средства развития письменной речи, основанные на применении информационных технологий», «Видимая речь».

В общеобразовательных школах уже используются специализированные программы:

  • логопедический тренажер «Дэльфа-142», который вобрал в себя все лучшее от своих предшественников. Кроме того, он включает в себя принципиально новые упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование всех сторон речи школьника, в том числе тренажер может быть успешно использован в системе упражнений по коррекции письменной формы речи;
  • программа «Игры для Тигры», предназначенная для коррекции следующих аспектов произносительной стороны речи: речевого дыхания, интенсивности голоса, логоритмической структуры речи, звукового анализа слов;
  • программа Грамотей», позволяющая детям за более короткий промежуток времени овладеть основными навыками звукового и слогового анализа слов, приобрести умение осознанно выделять согласные и гласные звуки в словах различной слоговой структуры.

В результате поиска наиболее эффективных способов решения традиционных и коррекционных задач, новых способов качественной индивидуализации обучения возникла необходимость расширить круг используемых компьютерных программ за счет неспециализированных обучающих и развивающих комплексов. Наиболее приемлемыми в работе с детьми-логопатами оказались:

  • программный модуль «Семейный наставник» (ООО ИнисСофт), предназначенный для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендации по устранению пробелов в знаниях. Систематическое использование программно – методического комплекса «Семейный наставник» позволяет интенсифицировать, индивидуализировать, дифференцировать процесс обучения орфографии, реализуя при этом идеи развивающего обучения, принципы системности, активности, поэтапного преодоления трудностей, связи теории с практикой.
  • проект “Развитие творческих способностей на основе информационных технологий” – СИРС (автор Буров А.Н.), в котором представлены необходимые в коррекции нарушений письма и чтения разделы: 1 - автоматизированное рабочее место логопеда – интерактивная обучающая среда для исправления недостатков в развитии процессов звукобуквенного анализа, синтеза и фонематического восприятия. 2 - подсистемы «Развитие памяти» и «Навыки классификации знаний», при помощи которых развиваются мнемические и интеллектуальные способности. 3 – раздел "Пространственное мышление", где используется стандартный подход, связанный с поэтапным формированием умственных действий: развиваются пространственные представления в результате последовательности из нескольких умственных операций, связанных с преобразованием в пространстве.
  • программа SST QuickRead предназначена для быстрого чтения текстов. Метод, использованный в программе, заключается в последовательном показе слов крупным шрифтом в центре экрана. Этот метод позволяет заметно увеличить скорость чтения за счет исключения движения глаз по строке.
  • демонстрационные презентации, выполненных в приложении Microsoft PowerPoint, которые дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому логопедом материалу, вводить учащихся в обстановку, соответствующую различным географическим объектам, историческим событиям, приобщать их к творческой лаборатории писателей, поэтов и т. д.

Особое место в своей работе уделяю контролирующим программам, которые специально рассчитаны на проведение текущего или итогового опроса учащихся. Это разделы в программах:

  • СИРС, связанные с диагностикой скорости чтения, усвоением прочитанной информации и объемом зрительной памяти;
  • «Диктанты» в программе «Семейный наставник».

Они позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, дают возможность проследить в динамике успеваемость каждого учащегося, соотнести результаты обучения с трудностью предлагаемых заданий, индивидуальными особенностями обучаемых, предложенным темпом изучения, объемом материала, его характером.

Включение информационных технологий в групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие программы

Основные трудности на первом этапе обучения письму и чтению обусловлены: фонематическим недоразвитием речи, несформированностью процессов анализа и синтеза звукового состава слова, недостаточностью грамматических представлений и низким объёмом словарного запаса. Поэтому работа в группе для учащихся 1 класса носит коррекционно-профилактический характер. Наиболее эффективными в такой работе показали себя программы: логопедический тренажер «Дэльфа-142», читалка «SST QuickRead», а также модуль «Семейный наставник - русский язык». Задания и тесты из этих программ включены в коррекционно-развивающую программу «Развитие функционального базиса навыков письма и чтения» для учащихся 1 класса.

Для развития фонематических представлений используются, например, такие задания:

  • выберите слово, в котором есть звук Г или К («Дэльфа-142»);
  • прослушайте и выберите слова с шипящими согласными («Семейный наставник»).

Для того чтобы сформировать навык звуко-буквенного анализа, детям предлагаются задания:

  • Какой согласный звук есть в слове? Сколько гласных/согласных в слове? Есть ли среди… (данных слов) слова с первыми гласными/согласными? («Семейный наставник»);

Чтобы автоматизировать чтение языковых единиц (буква, слог, слово) применяется разный скоростной режим и тексты различной сложности в программе SST QuickRead.

Групповая коррекционная работа требует обобщенного подхода к исправлению вербальных нарушений, таких как:

  • аграмматизмы;
  • недостаточность словарного запаса и лексических ассоциаций;
  • трудность в применении орфографических правил, поэтому демонстрационные презентации PowerPoint, диагностический и контрольный материал модуля «Семейный наставник» являются частью программы «Коррекция вербальной фонематической дисграфии и дисорфографии» для 2-3 классов.

Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Наряду с текстами и устными объяснениями, демонстрационные презентации являются основой каждого урока. Они бывают нескольких видов:

  • иллюстрация в виде фотографии или рисунка;
  • текст алгоритма, изучаемый и применяемый на занятиях;
  • письменные задания и образцы их выполнения.

Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.

Для контроля за усвоением темы используется программно-методический комплекс «Семейный наставник - русский язык». Уроки-тесты завершают изучение темы. Учащиеся выполняют работу с текстом диктанта – вставляют пропущенные буквы, запоминают написание трудных или незнакомых слов. Затем слушают, как диктор читает текст, и записывают предложения. Это разнообразит слуховые впечатления детей и снимает тревожность при письме под диктовку.

Теоретические знания учащихся проверяются диагностическим тестом. Дети с помощью логопеда читают вопрос, самостоятельно осознают его и записывают ответ.

В коррекционной программе используются и игровые моменты, предлагаемые программой «Семейный наставник». Для повышения мотивации к изучению русского языка, снижению эмоциональной нагрузки, а также для контроля за состоянием словарного запаса применяются задания, в которых нужно к рисунку подобрать и записать соответствующее слово, отгадать загадку.

В индивидуальной работе применение информационных технологий более разнообразно. В зависимости от структуры дефекта используется сочетание развивающих и коррекционных технологий. Так для расширения объёма зрительной памяти, развития пространственных представлений, формирования умственных действий при решении лексических задач используется «СИРС – развитие памяти и внимания». Для исправления нарушения звукопроизношения – «Дэльфа – 142» и «СИРС – рабочее место логопеда». Для коррекции нарушения чтения – «СИРС – быстрое чтение» и программа «SST QuickRead».

Таким образом, применение интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий повышает эффективность и качество логопедических занятий и является перспективным направлением развития коррекционной педагогики.

Создание и использование электронно-информационной среды «Речевая карта»

Следующим направлением в компьютеризации работы логопеда является созданием электронной информационной среды в приложении Microsoft Access (База данных – «Речевая карта»), обеспечивающей автоматизацию функций пользователя и позволяющей оперативно удовлетворять информационные и вычислительные запросы. «Речевая карта» представляет собой программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизации работ по подготовке, преобразованию, редактированию цифровой и текстовой информации, выполнения необходимых запросов и отчетов.

Создание электронной информационной среды «Речевая карта» предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на средства вычислительной техники. Логопед выполняет только определенную часть ручных операций, требующих творческого подхода, и принимает решения, используя выходную информацию. При этом пользователь вносит необходимые изменения в значения параметров и исходные данные. «Речевая карта» как инструмент рационализации и интенсификации деятельности логопеда обеспечивает в автоматизированном режиме информационно-справочное обслуживание, учет и анализ состава обучаемых, реализацию отдельных задач прогнозного характера, фиксирование динамики коррекционного процесса.

«Речевая карта» является приложением к коррекционно-развивающей групповой или индивидуальной программе и содержит информацию необходимую логопеду для мониторинга процесса обучения. Она содержит:

  • анкетные данные (фамилия, имя, класс) и временные параметры обучения;
  • сведения анамнестического характера (логопедический диагноз при поступлении в школу, результат диагностики письма, динамика обучения письму и чтению в прошлом учебном году и т.д.);
  • информацию о коррекционной программе и критериях результативности (таблица 1);
  • количественные показатели срезов ЗУН по коррекционной программе, отметки по чтению и контрольным диктантам за четверть, логопедическое заключение о характере нарушений письма.

Заключительным этапом в работе с «Речевой картой» является занесение сведений о завершении обучения на логопункте или продолжении работы с данным учащимся.

Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.

Они способствуют развитию у обучающихся:

  • формированию мыслительной деятельности во взаимодействии с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций);
  • развитию умственных способностей через овладение действиями наглядного моделирования;
  • развитию творческих способностей;
  • формированию способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  • преодоления негативных качеств формирующегося характера.

Все вышеперечисленные направления коррекционно-развивающей работы, при использовании информационных технологий, благотворно влияют на развитие полноценной речи обучающихся.

Литература

  1. Буров А.Н. Система интенсивного развития способностей. //Информатика и образование. - 1997 - № 2. С. 47-50.
  2. Лагузина Светлана Леонидовна // Информационные технологии в обучении младших школьников, www. pedsovet.org
  3. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 2. Педагогические измерения: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – 174 с.
  4. Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями, www. human.perm.ru.
  5. Ходченкова О.А. Использование ИТ в работе логопеда детского сада, www.iteach.ru.