Урок русского языка по теме "Наречие. Значение и грамматические признаки наречия" (7-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:

  1. Повторение сведений о наречии, полученных учащимися ранее; формирование умений определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль, находить наречия в тексте.
  2. Развитие речи учащихся (развивать логическое мышление, творческие способности).
  3. Воспитание нравственности, здорового образа жизни.
  4. Совершенствование  навыков работы на компьютере.
  5. Подготовка   учащихся к ЕГЭ.

Оборудование: карточки, магнитофонная запись (пение птиц), сигнальные карточки, сборник стихов Габдуллы Тукая (стенд «Г.Тукай»), записи на доске, компьютер  ,мультимедийная программа «Русский язык. Раздел «Морфология»

Методы и приёмы: исследовательский, репродуктивный.

Ход урока

- Добрый день, уважаемые ребята. Здравствуйте! Я рада вас всех приветствовать. Итак, мы с вами завершили изучение темы «Деепричастие».

Сначала мы разделимся. 2 ученика получают индивидуальные задания.

1 задание. Списать пословицы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые; указать деепричастия и деепричастные обороты.

(Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) убив медведя шкуры (не) продают. (Не) поклоняясь до земли грибка (не) поднимешь. (Не) работая сыт (не) будешь.

2 задание. Расставить знаки препинания. Сделать полный синтаксический разбор предложения.

Не научившись выразительно говорить, не стоит соглашаться на публичные выступления. (В. Маяковский)

3 задание. Первая группа садится за компьютеры и выполняет задание «Тест №1».

  1. Деепричастие обозначает:
    а) основное действие;
    б) признак предмета по действию;
    в) добавочное действие.
  2. Найти предложение с деепричастным оборотом:
    а) не плюй в колодец: пригодится воды напиться;
    б) не узнав горе, не узнаешь и радости;
    в) скажешь – не воротишь, напишешь не сотрёшь.
  3. Найти предложение, в котором есть глагольная  форма, обозначающая добавочное действие к основному действию:
    а) получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней;
    б) потерянного времени не воротишь;
    в) не позволяй душе лениться.
  4. Найти деепричастие НСВ:
    а) не подготовив доклада;
    б) увидев мать;
    в) постепенно замирая.

Друзья, сейчас вторая группа идёт за компьютеры и выполняет задание «Тест№2».

  1. Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:
    а) время;
    б) вид;
    в) лицо.
  2. Укажите, в каком примере деепричастие входит в состав фразеологического оборота:
    а) положив документы в стол;
    б) положив руку на пульт управления;
    в) положив руку на сердце.
  3. Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие НСВ:
    а) спешат;
    б) жуют;
    в) ждут.
  4. Найти словосочетание с деепричастием:
    а) потерянное время;
    б) посматривая по сторонам;
    в) стучащие в окно.

- А остальная часть класса пишет словарный диктант.

Ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, не откладывая на завтра, не обидев отказом, недомогая от усталости, негодуя на грубость, не опаздывая в школу.

- Закончили. Проведём взаимопроверку по готовым записям и поставим оценки друг другу. (Вывешивается правильный вариант словарного диктанта). Поставьте оценку в сводную таблицу урока.  ( Учитель получает карточки с индивидуальными заданиями).

- Молодцы ребята!

II .Новая тема.

Теперь обратимся к доске. Внимательно прочитайте следующие слова:

Сегодня (когда?), медленно (как?), здесь (где?), издалека (откуда?), налево (куда?), сейчас (когда?), вдаль (куда?)

- Какими частями речи являются записанные слова?

- Как вы это определили? (Учащиеся перечисляют вопросы.)

- Ещё что вы вспомнили о наречиях?

- Наречие – это неизменяемая часть речи.

Выполнение следующих заданий:

  1. Разберите наречия по составу: медленно, вправо.
  2. Подберите наречия с корнями  -верх-, -перед-, -прав-, -лев-.
    (Вверх, сверху, вверху, впереди, в перёд, справа, вправо, направо, слева, влево, налево).

Учитель:  Наречие очень сложная по правописанию часть речи, в некоторых наречиях приставки пишутся раздельно, в других – через дефис. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока.

Откроем тетради, запишем число, тему урока.

- Какое наречие вы  услышали на  последних уроках учителя?

Снова обратимся к доске.

(Открывается записанный на доске текст)

Вот со…нце коснулось тихой в…ды у берега. Восходя все выше, оно благословляет, греет, ог…ленную, озябшую землю.
Я видел восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда передо мною рождался новый мир, по-новому красивый.
Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сладкие звуки имени, звон, скрытый в них.

Задание:

  1. Вставьте пропущенные буквы в словах. Объясните орфограммы.
  2. Каково лексическое значение слова б л а г о с л о в л я е т?
    а) Напутствовать;
    б) Воздать благородность кому-то.
    в) У религиозных людей: перекрестить – Словарь русского  языка. С.И.Ожегова.
  3. Объясните знаки препинания по первому абзацу.
  4. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Кто узнал автора и произведение? («В людях» М. Горький)
  5. Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль? (Солнце – это жизнь).

- Проведём рассуждение о наречии как части речи.

Задание. Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся.

Сделайте вывод: от каких частей речи зависит наречие?

Вывод 1: Наречия сочетаются с глаголами, с глагольными формами, а также с прилагательными и наречиями..

Учитель: Наречия могут сочетаться и с именем существительными; Например, взгляд исподлобья, кофе по-турецки.

Термин «наречие» произошёл от греческого слова epi-на, rema-глагол, то есть прямое калькирование дало слово на-ре-чие. Так как глагол-речь, слово, глаголить – говорить, то некоторые лингвисты называют наречие приглаголием.

Вспомним,что обозначает имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, причастие и деепричастие. А наречие? Каково его грамматическое значение?

Ученики: Наречие обозначает признак признака и признак действия.

Учитель: В нашем примере это следующие словосочетания: Восходя выше, люблю особенно.

А в других случаях наречие обозначает признак признака.

Вывод 2: Наречие обозначает  признак признака и признак действия.

Учитель: По каким ещё признакам мы узнаём часть речи? Вспомните. (По грамматическим признакам, синтаксической  роли в предложении.)

Какова синтаксическая роль наречий? Разберём по членам предложение.

Я как-то особенно люблю солнце.

Вывод 3: Наречие является обычно обстоятельством.

Учитель: Иногда может быть определением.

Например: Меня смутил его взгляд исподлобья. Сегодня холодно.

Как убедиться, что перед нами наречие,  если вопрос к нему как к прилагательному? (Изменяем его: взгляда исподлобья, взглядом исподлобья.) Зависимое слово не изменяется вместе с главным – это наречие. Если прилагательное – при изменении главного слова изменяется и зависимое слово.

В предложении  Вот солнце коснулось… Почему слово у берега не наречие, хотя отвечает на вопрос где? (Обозначает предмет, второй вопрос как к части речи – у чего? Изменятся по числам и падежам.)

И н с т р у к ц и я. В словосочетаниях с предполагаемым наречием изменяем главное слово. Если изменяется и зависимое слово – это не наречие.

Например:

Вывод 4: Наречие – неизменяемая часть речи. (Учащиеся повторяют все 4 вывода). Обратимся  к учебнику, прочитаем материал.

Проведём лингвистический эксперимент.

Попробуем убрать наречия из текста. Что изменилось? Текст теряет точность, выразительность.

  1. Наречие является грамматической основой предложения.
  2. Делается речь точной, выразительной.

Учитель: Как вы усвоили тему? Оцените себя.

Физкультминутка. (Под музыку звуков природы).

1. Упражнение для мышц глаз.

- Плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5-6 раз).

- Вращать глазами: вверх, вниз, вправо, влево и в обратном порядке.

2. Упражнения для снятия умственного переутомления.

- Начинаем вращательное движение головой.

а) по кругу

б) вверх, вниз

в) в стороны (движения медленные)

3. Сильно разогреваем ладони растиранием и сразу же прикладываем к ушной раковине.

- Начинаем точечный массаж ушной раковины пальцами.

- Руки тянем вверх, опускаем вниз. (Все эти упражнения предназначены для укрепления сердца, и повышения интеллектуальных способностей).

Учитель: 26 апреля мы отмечаем  юбилей известного татарского поэта Габдуллы Тукая. Он прожил неполных 27 лет, всего 8 из них отдал литературному творчеству. И тем не менее творческое наследие его имеет непреходящую ценность. Верно сказано: большое видится на расстоянии. Так  и происходит с Тукаем: с годами мы глубже осознаём значение его творчества и величие его личности. (Выпущена стенгазета по творчеству Г. Тукая).

Задания.

1. Найдите наречия в стихотворении  Г. Тукая «Родной язык», подчеркните  то слово, к которому относится наречие.

Родной язык, святой язык, отца и матери язык, –
Как ты прекрасен! Для меня огромный мир тебе возник.
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
А сказки бабушки потом я научился понимать.
Родной язык, родной язык, с тобою смело шёл я вдаль,
Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоём я в первый раз молил творца:
«О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца.»

Г.Тукай

2. Работа за компьютером.  (Мультимедийная программа . Русский язык. Раздел «Морфология»

Выполняются   тестовые задания. Оценки выставляет компьютер.

Выберите предложения, в которых выделенное слово является наречием.

  1.  То письмо, что ты мне написал тогда, я храню.
  2.  Дом построен плохо, просто безобразно.
  3.  Который час?
  1. Ходить пешком гораздо полезней.
  2. Мы придем вместе.
  3. Многие здесь бывали.
  1. Как весела эта девушка.
  2. Им негде взять деньги.
  3. Она равнодушна к роскоши и т.д.

Учёные утверждают, что для того, чтобы стать интеллигентным человеком, надо до совершеннолетия успеть прочесть не менее 80 книг таких великих писателей, как Лермонтов, Куприн, Шекспир, Байрон, Тукай и др.

- Какое условие необходимо для того, чтобы человек был жив?

- Здоровье.

Очень много пословиц о здоровье.

Нет здоровья – нет богатства. Любящий чистоту – будет здоровым. Здоровье – бриллиант, который легко потерять и т.д.

Задание. Написать небольшое сообщение на тему «Нет здоровья – нет богатства».

- Оцените себя.

- Подведение итога к уроку.

- О чём сегодня говорили?

- Назовите основные  признаки наречий .

Заключительное слово учителя:

Наш язык и скромен и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь!
Ты скажи «кругом белым – бело» -
И увидишь зимнее село:
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно» -
Сразу вечер поглядит в окно.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Тукай всегда с нами».