Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: создать условия для осознанного понимания спряжений глаголов-исключений.

Задачи:

  • провести наблюдения над глаголами-исключениями; отработать алгоритм определения спряжения глаголов-исключений; проверить правописание -ться и -тся в глаголах, умения различать спряжения глаголов, знания начальной формы глаголов, умения определять число глагола и знания правописания мягкого знака после шипящих в глаголах;
  • развивать орфографическую зоркость, мышление и речь учащихся, умение делать выводы;
  • воспитывать стремление помогать маме, воспитывать культуру поведения в природе, любовь к родному языку.

Оборудование: магнитофон, сигнальные карточки у учащихся (-ТСЯ, -ТЬСЯ; I спр., II спр.), опорная таблица глаголов-исключений, компьютер, Рабочая тетрадь к учебнику.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Цель: концентрация внимания учащихся, создание психологического настроя; подведение к осознанию темы урока.

Дети (хором).  Звенит звонок, зовет нас на урок.

Учитель.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.

–  Кто догадался, о какой части речи будем вести разговор на уроке?

Ученик. О глаголе.

Учитель. Верно, но тему урока вы узнаете позднее.

II. Проверка домашнего задания.

Цель: проверка правописания –ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах, работа с сигнальными каточками, развитие орфографической зоркости учащихся, воспитание трудолюбия, стремления помогать маме.

Оформление доски.

Учитель. Проверим домашнее упражнение (упр.1, с.32 в Рабочей тетради №1 «Пишем грамотно»).

1 ученик читает текст, во время чтения дети показывают карточки (приложение 1), 2-й ученик выписывает на доске словарные слова (ему назначается «учитель-консультант», который проверяет его).

Текст упражнения:

Вы, наверно, не раз замечали, что после завтрака, обеда и ужина остае___ грязная посуда. А потом, через некоторое время, эта посуда опять оказывае___ чистой.. Как же это получае____?  Может быть, случае____ чудо? Может, в дом к вам тихонько прокрадывае____ какой-нибудь волшебник и тайком устраивает волшебство?

Попробуйте сделать так: поставьте на стол грязную чашу, сядьте рядом на стул и внимательно смотрите на чашку. Вы можете смотреть на неё и час, и два, и три – чуда не случи____, чашка как была, так и остане____ грязной.

Если вы спрячетесь под стол, чтобы подстеречь волшебника, и будете осторожно из-под стола подглядывать, что будет, то рано или поздно вы увидите, как в кухню войдет мама и помоет посуду. Вот оказывае___, как грязная посуда станови____ чистой – её моет мама. Но не думайте, что чудо невозможно, вы сами можете устроить это чудо и волшебство для мамы.

Вопросы к 1-му ученику:

– Как можно устроить это чудо и волшебство для мамы?

Ученик. Самому помыть посуду.

Учитель. Чему учит этот рассказ?

Ученик. Помогать маме.

Учитель. Когда в глаголах пишется –ТСЯ и –ТЬСЯ?

Ученик. –ТСЯ пишется, если глагол отвечает на вопрос «что делает?», –ТЬСЯ пишется, если глагол отвечает на вопрос «что делать?»

Вопросы ко 2-му ученику (если у 2-го ученика есть ошибки, то назначенный ученика – проверяющий исправляет их):

Учитель. Какие слова являются словарными?

Ученик. Правописание которых нельзя проверить, их надо запомнить.

Учитель. Образуй от первого слова глагол. Определи его спряжение. Объясни.

Ученик. Завтракать – I спр., т.к. в неопределенной форме оканчивается на  –АТЬ

Учитель. Какие глаголы относятся ко II спряжению?

Ученик. Все глаголы на – ИТЬ, кроме «брить», «стелить».

(Оценивание правильных ответов фишками.)

III. Всесторонняя проверка знаний.

Цель: развитие орфографической зоркости, повторение изученного о глаголе.

1. Чистописание. Словарная работа.

Цель: формирование  каллиграфических навыков, любви к родному языку; культуры поведения в природе.

Учитель. А сейчас запишите дату сегодняшнего урока.

На доске: (приложение 2)

Учитель. Ребята, на доске Бармалей записал предложение, исправьте ошибки, если они есть

(Ученик комментирует написание слов в предложении.)

Учитель. Почему опасно разводить в лесу костры?

Ученик. Это может привести к пожару.

Ученик. Придумайте ещё правило на тему: «Береги лес». Запишите только глаголы.

Ученик. Не засоряй лес мусором. Не рви в лесу цветы. Не разоряй птичьи гнёзда и муравейники. Не бери домой детёнышей диких зверей и т.д.

Учитель. Какое правило о глаголе вспомнили?

Ученик. Частица не с глаголом пишется отдельно.

2. Тестирование (используется компьютер), приложение 3.

Цель: Проверка умения различать спряжение глаголов, знания начальной формы глагола,  умения определять число глагола, знания правописания Ь после шипящих в глаголе, умения правописания –ТСЯ И –ТЬСЯ в глаголах.

Учитель читает задания, дети записываю ответы. При проверке ставят на полях тетради количество баллов, при подсчете баллов, выводят итоговую отметку.

  1. Запиши глагол II спряжения:
    1. поднимать
    2. лететь
    3. ловить
  2. Выпиши глагол  в начальной форме:
    1. прыгают
    2. держу
    3. кормить
  3. Выпиши глагол единственного числа:
    1. лететь
    2. растут
    3. пищит
  4. Запиши слово, на конце которого нужно писать Ь
    1. кирпич__
    2. береч__
    3. свеж__
  5. Выпиши слово, где –ТСЯ без Ь
    1. любует_ся
    2. купат_ся
    3. катат_ся

Самооценка работ учащихся

Учитель. Молодцы, кто получил 5 (поощрение фишками правильных ответов).

ФИЗМИНУТКА:

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.

IV. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Цель: Подготовить учащихся к формулированию темы урока; познакомить с глаголами-исключениями; познакомить с алгоритмом определения спряжения глаголов-исключений.

Учитель читает грамматическую сказку «Откуда появились глаголы-исключения».

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя 2 сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:

– Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам 3 дня и 3 ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они 3 дня и 3ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на –ИТЬ, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем  решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:

– Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

– Что случилось?

– По твоему указу мы оказались в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

– Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

– Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог царь устоять перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и оканчиваются на –ИТЬ. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению [2].

Учитель. Прочите эти глаголы и запомните.

На доске плакат:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать и обидеть.
И зависеть, и вертеть, ненавидеть и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –Е – спрягать нельзя!
(приложение 4)

Учитель. Видите, как интересно срифмованы эти глаголы?

Учитель. Какая тема сегодняшнего урока?

Ученик. Спряжение глаголов-исключений (на экране).

Учащиеся повторно читают глаголы-исключения.

V. Усвоение новых знаний.

Цель: Формирование  умений определять спряжение глаголов и навыков написания личных окончаний глаголов.

1. Работа по учебнику с рубрикой «Давай подумаем» с. 96.

Учитель. Каким будет спряжение у глаголов, образованных от глаголов-исключений?

Учащиеся.

2. Коллективная работа (у доски)

Упр. 1 с. 96

На доске:

Перегонишь, подаришь, перепишем, вертит, подаришь, вскопаешь, наденешь, посмотрит, вышьешь

Оценивание.

ФИЗМИНУТКА (под музыку «Вместе весело шагать»)

Учитель. Ребята, вы не забыли о правилах поведения в лесу?

Учащиеся. Нет. Нельзя разорять гнёзда птиц, нельзя шуметь, когда птицы выводят птенцов и т.д.

Учитель. Молодцы!

VI. Закрепление новых знаний.

Цель: Закреплять алгоритм определения спряжения глаголов, знание глаголов-исключений.

  • Работа по учебнику с рубрикой «Давай подумаем» и «Обрати внимание», с.97
  • Самостоятельная работа. Упр.2, стр. 97. задание: списать, определить спряжение глаголов.

3. Проверка самостоятельной работы («цепочкой», ученики показывают карточки  (приложение5).

Ученик.

VII. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании.

Цель: Проверить сформированность полученных знаний на уроке. Помочь учащимся понять домашнее задание.

Учитель. Что нового вы узнали на уроке?

Учащиеся. Что есть глаголы-исключения.

Учитель. Какие глаголы-исключения вы запомнили?

Учащиеся называют глаголы-исключения хором.

Учитель. Как определить спряжение глагола?

Оценка знаний учащихся (с учетом поощрительных фишек).

Комментирование домашнего задания. Д/з – упр.4, с.97

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Учебник для 4-летней начальной школы в 2-х частях. Часть 1. Авторы: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2001. Урок 51, стр. 96.
  2. О.В. Зеленихина. Поурочные планы по учебнику С.В. Иванова «Русский язык 4 класс». «Начальная школа XXI века». Под ред. Н.Ф. Виноградовой. Волгоград. Изд. дом Корифей, 2006 г.