Здоровьесберегающая программа "Биофитнес" для детей младшего школьного возраста

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Эффективность воспитания и обучения младших школьников зависит от их здоровья, так как  здоровье является важным фактором работоспособности и гармоничного развития детского организма. Сегодня с уверенностью можно сказать, что учитель в состоянии сделать для здоровья детей младшего школьного возраста больше, чем врач. Уроки здоровья в начальной школе ставят своей целью воспитать потребность в здоровом образе жизни. Ничто так не радует родителей, как здоровый ребёнок, его нормальное физическое и умственное развитие. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей способствующих повышению уровня здоровья и физического совершенствования школьников.

Для решения данной проблемы разработана здоровьесберегающая Программа   «Биофитнес» для учащихся 1 - 4-х классов, основанная на современных отечественных и зарубежных методиках. Весь накопленный педагогический опыт удалось обобщить, систематизировать, создать свое новое, и дать в доступной, и привлекательной форме своим школьникам, начиная с самого их первого урока физкультуры, приучая их к систематическим занятиям физкультурой. 

Программа «Биофитнес» - это комплекс нового направления современной оздоровительной физической культуры, которая дополняет школьную программу, позволяет ввести инновации на урок физической культуры, внедрять нетрадиционные виды гимнастики, использовать нестандартный инвентарь.

Основу Программы «Биофитнес» составляют упражнения фитнеса, а так же упражнения оздоровительных видов гимнастики и лечебной физкультуры, том числе традиционные и нетрадиционные средства физической культуры, содействующие развитию и оздоровлению различных функций и систем организма ребенка.

Здоровьесберегающая   программа «Биофитнес» построена на следующих принципах оздоровительно-коррекционной направленности:

  • на данных индивидуальной диагностики функционального состояния организма каждого учащегося;
  • адекватном выборе коррекционно-оздоровительных мероприятий и динамическом контроле за их эффективностью;
  • с учетом основных педагогических принципов: научности и доступности; индивидуализации и дифференциации нагрузки; учета возрастных особенностей занимающихся; адекватности; оптимальности и вариативности педагогических воздействий;
  • с учетом вариативности уп­ражнений и их постепенное усложнение.

Построение и выбор средств, зависел от поставленных целей и задач урока. Все средства подразделены на две группы – комплексы упражнений общей и специальной направленности, которые выполнялись из различных исходных положений, с заданным темпом и ритмом, в зависимости от нагрузочного воздействия на каждого школьника. Комплексы общей направленности состояли из упражнений общеразвивающего воздействия (строевые, общеразвивающие, прикладные, упражнения суставной гимнастики).

Комплексы специальной направленности составляли упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, развития двигательных качеств, упражнения оздоровительных видов гимнастики и спорта, офтальмотренаж, элементов самомассажа, которые состояли из композиций образного характера и танцевальной направленности, под специальное музыкальное сопровождение с определенным ритмом, темпом, в зависимости от интенсивности нагрузки. Упражнения и комплексы составлялись в зависимости от поставленных задач, где выбор средств имел разную целевую направленность.

Структура урока - трехчастная: вводная, основная и заключительная. Вводная часть состоит из общеразвивающих, корригирующих, дыхательных и стретчинг упражнений.  Основная часть - из аэробной и анаэробной (силовой) составляющей, в которой решались задачи общей и специальной направленности средствами оздоровительного фитнеса, где разучивались специальные коррекционно-профилактические упражнения и комплексы как с предметами, так и без предметов, подвижные игры, креативные задания. Силовая часть включала упражнения на укрепление мышечной системы и развития двигательных способностей. Для увеличения нагрузки применялись упражнения в сопротивлении, с различным инвентарем: тренажеры, гантели, набивные мячи, скакалки и др. В данной части большое внимание уделялось подвижным и спортивным играм. В заключительную часть вошли упражнения релаксации, стретчинга, элементы самомассажа, выполняемые в различных исходных положениях, так же использовались медленные танцевальные движения, специальные дыхательные упражнения, элементы аутотренинга, стретчинга и йоги.   

Уроки проводились с использованием группового и индивидуального и дифференцированного методов обучения.

Методика обучения упражнениям подразделялась на три этапа:

  • начальный этап - обучение упражнению;
  • углубленный этап -  разучивание упражнения;
  • этап закрепления и совершенствования упражнения.

Первое положение Программы «Биофитнес».

Физическое воспитание осу­ществлялось одновременно с формиро­ванием установок, навыков, способов и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. В организованной деятельности прово­дились «Валеологические уроки здоровья», на которых дети получали первоначальные знания о своем теле, о профилактике заболева­ний; учились осознанному отношению к собственному здоровью.

Второе положение.

Формирование в школе пред­метно-развивающей среды, обеспечи­вающей, в том числе, и развитие ДА де­тей. С учетом особенностей их разви­тия созданы варианты среды, на­правленной на удовлетворение по­требности ребенка в двигательной активности, коррекцию и развитие интеллектуально-творческих способностей. Для этого с родителями учащихся  был осна­щен физкультурный зал спортивным оборудованием трена­жерного, игрового и специаль­но характера, подобранны комплекты коррекционно-развивающей направленности, из кото­рых дети по своему замыслу могли со­здавать разные конструкции и творче­ски обыгрывать их («Пройди по змей­ке», «Перепрыгни через ручейки»»,  «Подлезь под мостиком»).

Третье положение.

Моделирование двигательного режи­ма, предусматривающего рациональное сочетание разных типов уроков по фи­зической культуре (традиционной и нетрадиционной структуры):

  • урок – обучение
  • урок – игра
  • урок – путешествие
  • урок – тренировка
  • урок – импровизация
  • урок – сказка
  • сюжетно-игровой урок
  • коррекционно-профилактический урок
  • тематический урок
  • комплексный урок
  • контрольно-проверочный урок

Четвертое положение

Разработка и апробация комплексов физических упражнений и игр для оздоровительных и коррекционно-развивающих занятий по физической культуре.

Оценка эффективности Программы «Биофитнес» в процессе физического воспитания детей строилась на основе следующих крите­риев:

  • улучшение показателей физическо­го развития и общего состояния здоровья;
  • совершенствование функций веду­щих физиологических систем организма;
  • выявление положительной динами­ки в развитии основных физических качеств;
  • положительного влияния на мотивацию достижений ребенка;
  • приобщение наибольшего количество детей младшего школьного возраста к оздоровительным видам физической культуры и здоровому образу жизни;
  • достаточный  уровень  развития произвольности действий;
  • повышение умственной и физичес­кой работоспособности;
  • позитивные сдвиги в эмоциональ­ной и социальной сфере.

Эффективность программы повышалась за счет нестандартной и творческой формы проведения урока. С этой целью применялись разные приемы и методы в зависимости от конкретных задач, поставленных на данном занятии, и особенностей усвоения каждым ребенком программного содержания.

Таким образом, разработанная здоровьесберегающая программа «Биофитнес» для детей младшего школьного возраста позволила учащимся  успешнее обучаться в школе и значительно повысила их уровень здоровья.

Привожу пример перспективного планирования по программе «Биофитнес» для детей младшего школьного возраста на Сентябрь месяц 2008 года (Приложение 1).