Организация работы проблемной группы педагогов ОУ по теме "Организация научно-исследовательской деятельности управления ОУ" с иследованием технологий пед.мастерских

Разделы: Общепедагогические технологии


ИПМ – 1

Познавать не размышляя – бесполезно,
Размышлять не познавая, опасно.

Конфуций

1. Наименование темы

Организация работы проблемной группы педагогов общеобразовательных учреждений по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных учреждений» с использованием технологии педагогических мастерских.

2. Актуальность темы

Современное школьное обучение должно ориентироваться на формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Это возможно только в условиях опоры на исследовательское поведение ребёнка.

В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере культуры. И даже шире – как стиль жизни современного человека.

Поскольку в рамках традиционной классно-урочной системы возможно лишь достижение нормативного уровня знаний, умений и навыков, то современная система образования, интегральным результатом которой является образованность - достижение личностных компетентностей, должна предоставлять учащимся возможности развития через разнообразные формы деятельности, в том числе и научно-исследовательскую. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

Качество образования, как известно, во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя.

Состояние реальной педагогической практики сегодня характеризуется активным развитием инновационных процессов, одним из результатов которых являются новые требования к деятельности и личности педагога. Требования, предъявляемые к профессиональной деятельности педагога, находят свое отражение в нормативных документах, которые включают в себя квалификационные характеристики специалиста. Необходимо учитывать и те требования, которые предъявляет государство к деятельности учителя и стандарту образования - модернизация структуры и содержания общего образования, развитие новых педагогических компетентностей. Ключевые компетентности современного педагога характеризуются как набор компетентностей, имеющих следующие признаки: многофункциональность, вариативность, интегративность, многогранность и требуют значительного интеллектуального включения.

Сложность данного процесса заключается в том, что ожидаемые компетентности не передаются «из рук в руки», они не формируются в режиме информирования и просвещения. Они должны быть буквально выращены, практически прожиты и опробованы в действии самим педагогом. Следовательно, наиболее оптимальный ход в системе профессионального совершенствования педагогов - это включение каждого в выработку собственной личностной и профессиональной позиции и последовательным прохождением всей совокупности особых профессиональных уровней: теоретико-методологического, проектного, конструкторско-методологического, профессионально-деятельностного, диагностического.

Направленность на развитие личностного потенциала работника собственными средствами, не всегда оправдано. Помочь учителю увидеть зону своего профессионального ближайшего развития - важная задача обучения, при этом сам учебный процесс приобретает развивающий, стимулирующий характер.

В наибольшей степени развивающе-преобразующий эффект с учётом индивидуального своеобразия педагога, с нашей точки зрения, имеет технология педагогических мастерских. Данная андрагогическая технология предоставляет возможность каждому учителю, опираясь на свои способности, интересы и субъективный опыт, реализовать себя в учебной деятельности. Участники на основе самостоятельной познавательной деятельности, взаимообогащения, изучаемой методической и специальной литературы разрабатывают основы собственных педагогических действий для реализации проблемы организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

3. Причины, которые побудили разработать мастерскую

В 2002 году в округе и районе впервые были проведены ученические научно-исследовательские конференции, в работе которых приняло участие очень мало учащихся из ОУ Приуральского района и работы, представленные на районной конференции являлись по сути реферативными (7 работ учащихся из двух ОУ района, из них две работы вне конкурса). На окружную конференцию было представлено 4 работы учащихся, из которых только 2 работы были допущены для участия в конференции, так как остальные были выполнены в форме реферата.

Это объясняется тем, что педагоги образовательных учреждений до этого не занимались с учащимися научно-исследовательской работой.

В условиях большой удаленности школ от окружного и районного центров, особую роль играет такая форма обучения сельских учителей в тех случаях, когда необходимо поднять на более качественный уровень педагогического мастерства не отдельного педагога, а весь педагогический коллектив.           

4. Цель: реализация личностно-деятельностного и андрагогического подходов к процессу обучения в системе повышения педагогического мастерства, с целью обеспечения приоритета творческого саморазвития, самообразования педагога над передачей ему знаний, умений и навыков побудила нас разработать данную мастерскую.

5. Нами была выдвинута гипотеза, что реализация личностно-деятельностного и андрагогического подходов к процессу обучения в системе повышения педагогического мастерства будет эффективным при выполнении следующих научно-методических условий осуществления образовательного процесса:

  • учета личностно-деятельностного и андрагогического подходов образовательного процесса;
  • разработки и включения в образовательный процесс системы педагогических мастерских;
  • реализация в образовательном процессе психолого-педагогических условий проведения педагогических мастерских: развивающая, образовательная среда, учет индивидуальных особенностей участников образовательного процесса, разработка методики их применения в учебном процессе.

6. Новизна заключатся в том, что разработан алгоритм проведения занятий «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных учреждений» на основе технологии педагогических мастерских и разработаны конспекты занятий, дидактические материалы и методические рекомендации, что дает возможность организовать занятия по повышению педагогического мастерства педагогов, организующих научно-исследовательской деятельности учащихся.

ИПМ – 2

Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь
К. Прутков

Теоретическая интерпретация опыта

1. Сущность опыта

Разработка системы занятий проблемной группы педагогов общеобразовательных учреждений по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных учреждений» в технологии педагогических мастерских.

2. Ведущая педагогическая идея

Обучение педагогов общеобразовательных учреждений, организующих ученическую научно- исследовательскую деятельность с использованием технологии педагогических мастерских.

3. Теоретическая база опыта

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

  • Проанализировать имеющуюся по проблеме методическую литературу философского, культурологического, психолого-педагогического содержания и опыт педагогов-практиков.
  • Изучить возможности применения педагогических мастерских в повышении педагогического мастерства педагогов, разработать систему педагогических мастерских и методику их реализации.
  • Исследовать основные показатели профессиональной деятельности участников образовательного процесса.
  • Определить научно-методический потенциал педагогических мастерских в развитии профессионального мастерства учителя.

Решение данных задач осуществлялось в русле следующих идей и методологических подходов:

  • идей о человеке и о культуре как о феноменах; идей развития, становления и самоактуализации (самоосуществимости) человека в их философско-педагогических аспектах (В.И. Вернадский, Ю.А. Гагин, Г.Д. Гачев, В.П. Казначеев, О.Е. Лебедев, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, П. Тейяр де Шарден, Г.П. Сикорская и др.);
  • системно-синергетического подхода в методологии современного научного познания и в построении образовательного процесса (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Б.М. Кедров, А.В. Лятщев, Л.М. Перминова, И. Пригожий, А.И. Субетто, Э.Г. Юдин и др.);
  • полипарадигмального подхода к сущности образовательного процесса и его реализации в педагогических исследованиях (Ю.А. Гагин, Н.В. Груздева, И.А. Колесникова, О.Г. Прикот, Л.Г. Татарникова и др.);
  • осмысления подходов к сущности, характеристикам и классификации современных образовательных технологий и использования технологии педагогических мастерских (М.В. Кларин, Г.К. Селевко, П.И. Третьяков, М.Г. Ермолаева, Г. Башляр, М.Б. Багге, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, И.В. Бабурова, Н.И. Белова, А.П. Беляева, (у истоков системы обучения в форме мастерской стояли психологи Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. - французское педагогическое направление ЖФЭН («Новое образование»).
  • изучения работ в области профессиональной компетентности учителя (А.К. Маркова, Д.С. Савельев, А.П. Акимов, Н.В. Кузьмина, В.И. Зверева, Н.В. Немова и др.).
  • диагностирование инновационной деятельности и личности педагога-инноватора (В.Громыко, Е.П.Морозов, П.И. Пидкасистый, М.М. Поташник, В.В. Тумалеев и др.)
  • в области исследовательского поведения детей (Поддъяков А.Н., Савенков А.И., Леонтович А.В., Обухов А.С., Кларин М.В., Егорова Т.А.).

5. Основные положения технологии педагогическая мастерская

Суть технологии: система заданий, которые направляют работу в нужное русло, но внутри каждого задания участники мастерской абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор: выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и т.д. Таким образом, участники мастерской превращаются из пассивного объекта в развивающийся субъект деятельности, который исходя из своей внутренней активности, сам организует свою учебную деятельность.

Участники мастерских на основе самостоятельной познавательной деятельности, взаимообогащения, изучаемой методической и специальной литературы разрабатывают основы собственных педагогических действий для реализации проблемы организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

Участники мастерских работают индивидуально и коллективно, что позволит обогатить опыт каждого, подвергая свои идеи оценке-экспертизе своих коллег.

По временной продолжительности занятия мастерской разделяются на «одноактные» - от одного часа до 3-4 учебных часов подряд, - и мастерская длительного действия, когда работа прерывиста, и продолжалась в течение нескольких месяцев.

5.1. Общие принципы:

  • открытость;
  • ценностно-смысловая направленность (создание условий для понимания педагогами необходимости и важности организации работы научно-исследовательской деятельности учащихся);
  • личностная деятельность (включение педагогов в деятельность по овладению знаниями).

5.2. Частные принципы:

  • учет направленности личности (принципы самореализации в творчестве, готовности к ответственным действиям, самоуважения);
  • учет социально-профессионального опыта (учета поведения, привычек, развитости общения, развитости профессиональных умений).

5.3. Цели:

  • повысить педагогическую компетентность;
  • стимулировать учителя к самостоятельному и углубленному расширению знаний, полученных в ходе педагогической мастерской.

5.4. Задачи:

  • создать условия для эффективного обучения педагогических работников;
  • расширить знания в части содержания деятельности педагогов по организации научно-исследовательской работы учащихся;
  • сформировать у педагогических работников умения и навыки для реализации проблемы организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

5.5. Проектируемые результаты:

  • в результате успешной реализации данного проекта педагогические работники ОУ будут способны применять на практике знание основ организации научно-исследовательской деятельности учащихся;
  • спланируют собственную деятельность и сумеют организовать научно-исследовательскую работу учащихся.

5.6. Способы обучения.

Обучение кадров наиболее эффективно проходит в режиме самостоятельного конструирования знаний.

МАСТЕРСКАЯ – это особая форма организации учебного процесса, построенная на основе активного взаимодействия участников в ходе выполнения серии заданий, приводящих к осмыслению и «выстраиванию» нового знания.

5.7. Способ деятельности: Мастерская построения знаний.

5.8. Принципы организации мастерской:

  • равенство всех участников, включая ведущего мастерской: «Все способны строить свои знания самостоятельно в совместном поиске»;
  • ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
  • создание личностной мотивации;
  • отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена этих «стимулов» самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
  • чередование индивидуальной и коллективной работы;
  • важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов;
  • свобода выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата.

5.9. Этапы педагогической мастерской

В начале мастерской создается проблемная ситуация. Участники сознают важность поставленной проблемы. Затем участникам предлагается сконструировать решение учебной задачи. Работа разбивается на две стадии: на первой формируется собственное видение решение проблемы, а на второй – общее обсуждение, способствующее коллективному принятию решения. Организуя в ходе обучения обсуждение, участники мастерской имеют возможность проанализировать, постичь системную природу изучаемого объекта и характер отношений в нем. Затем, анализируя полученные результаты и осознавая неполноту собственных знаний, участники мастерской добровольно организуют работу по восполнению знаний по данной проблеме.

Такая форма работы позволяет формировать у участников рефлексивное отношение к собственным способам действий.

Коллективное взаимодействие должно осуществляться не только как коммуникация, но и как столкновение противоположных позиций. В противном случае движения в освоении темы не будет: мастерская сведется к высказыванию точек зрения, вопросам и ответам и не будет взаимопонимания и рефлексии.

Основные технологические этапы мастерской представлены в таблице 1.

Таблица 1

Система действий ведущего мастерской и участников

Технологические этапы

Действия ведущего

Действия участников

1. «Индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения

Нарисуйте познавательный объект.
- Запишите вопросы (ассоциации и т.п.)

- Рисуют в тетрадях познавательный объект.
- Составляют вопросы

2. «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Запишите все, что Вы знаете об этом познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и т.п.)

Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте

3. «Социоконструкция» - работа учащихся в группах по построению этих элементов.

Организует работу в парах: «Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием».

Работают в парах по заданию учителя.

4. «Социализация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )

Организует работу в группах: «Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами».
- Предлагает учащимся дополнительные задания.

Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.
- Выполняют дополнительные задания.

5. «Афиширование» - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними

- Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
- Дает необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

- Представляют результаты работы групп.
- Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий

6. «Разрыв» - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
- Организует работу учащихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия

- Осознают возникшие познавательные противоречия.
- Работают с источниками информации.
- Закрепляют и применяют полученные знания

7. «Рефлексия»

Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности

- Осуществляют рефлексию.

Критериями оценки результативности технологии являются:

  • Развитие способности к рефлексии.
  • Развитие коммуникативной культуры участников мастерской.

Результаты:

  • Развитие коммуникативной и рефлексивной культуры.
  • Овладение интеллектуальными технологиями.
  •  Готовность к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.

Ограничения:

  • Увлечение либо индивидуальной работой участников мастерской, либо групповой работой.
  • Недостаточный уровень сформированности общеинтеллектуальных умений.
  • Большие трудовые и временные затраты учителя в процессе подготовки карточек, схем, таблиц, справочного материала для учащихся (см. Образовательные системы: сущность, содержание, управление. Электронный учебный курс//http://sdo.bsu.edu.ru/EDU/Default.html).

5.10. Рефлексивный характер обучения:

  • создание условий для включения каждого участника мастерской в деятельность: работа с алгоритмами, тестами, проведение тренингов, деловых игр, работа над проектами;
  • оценка участников мастерской своих возможностей и результатов учения;
  • выбора участия или неучастия в обсуждении проблем, в работе тренингов, деловых и ролевых играх.

5.11. Алгоритмы педагогических мастерских

Но в то же время не нужно догматически следовать предложенного порядка действий. Педагогическая мастерская может иметь несколько вариантов алгоритма действия.

Пример алгоритма (он разделён на три малых занятия – алгоритма, рассчитанных на 1-2 часа).

Алгоритм А-1.

Панель (этап актуализации знаний в данной области) – выделение проблем – работа с литературой – обсуждение в парах – обсуждение в группах – постановка вопросов в группах – представление вопросов классу – выбор проблемы для исследования.

Алгоритм А-2.

Представление проблем – объединение в группы для решения проблем – каждый представляет группе свое понимание проблемы – каждый формулирует гипотезу решения проблемы – выбор в группе наиболее вероятной гипотезы – планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы – формулирование выводов.

Алгоритм А-3.

Представление результатов работы групп – составление и обмен вопросами по представленным результатам – ответы на вопросы и корректировка результатов – составление группами серии заданий на применение результатов их поиска – обмен заданиями между группами – знакомство групп с представленными другой группой решениями их заданий (см.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998, С.162).

6. Этапы реализации

Внедрение технологии педагогических мастерских в процесс повышения педагогического мастерства педагогов ОУ района проводилось в три этапа.

Первый, подготовительный, этап включал в себя ознакомление с теоретическими и практическими работами по вопросам изучения исследовательского поведения детей, осмысления подходов к сущности, характеристикам и классификации современных образовательных технологий, изучение опыта педагогов-практиков, разрабатывающих и внедряющих педагогические мастерские по различным образовательным областям. На этом этапе осуществлялась апробация разработанной системы педагогических мастерских.

Основное содержание второго этапа – апробация разработанной системы занятий на базе общеобразовательных учреждений района (Белоярская ШИС(П)ОО, Катравожская ШИС(П)ОО) в 2003 году, затем в 2004-2005гг. была организована работа проблемной группы для педагогов, решивших заниматься научно-исследовательской деятельностью с учащимися). Определялись условия эффективности проведения педагогических мастерских.

В ходе третьего этапа осуществлялась обработка, обобщение и систематизация полученных материалов, отслеживалась эффективность деятельности педагогов, прошедших обучение в данной технологии. Уточнялись теоретические положения и выводы.

7. Продуктивность опыта

В процессе практической деятельности получены определенные научные и практические результаты.

  1. Выявлены возможности педагогических мастерских как формы организации образовательного процесса педагогов;
  2. Определены основные педагогические и методические условия построения образовательного процесса с использованием педагогических мастерских;
  3. Предложено рассмотрение системы педагогических мастерских как формы повышения квалификации педагогов.
  4. Обучение строится с опорой на личностно ориентированные технологии, что позволяет существенно повысить его эффективность. Личностно ориентированные технологии повышения квалификации опираются на такие положения:
  • признание слушателей главной действующей фигурой повышения квалификации;
  • ориентация на субъективный опыт и психологические особенности слушателей;
  • опора на два равноправных источника повышения квалификации: обучения и самообразования.

Организованное таким образом обучение является, по сути, приращением и преобразованием профессиональных знаний и умений, реализацией творческого потенциала учителя, а, следовательно, действенным источником профессионального развития.

8. Практическая значимость

  1. Разработана система педагогических мастерских, направленных на развитие профессиональных компетентностей педагогов.
  2. Разработаны методические рекомендации для педагогов по применению педагогических мастерских в практике работы по организации ученической научно-исследовательской деятельности
  3. Педагоги, посещавшие занятия проблемной группы, конечно, не научились враз и окончательно данным умениям, но это дало толчок к самостоятельной работе по саморазвитию и самосовершенствованию педагогического мастерства.
  4. Опыт проведения занятий в форме педагогических мастерских показал, что результативность обучения возрастает. Участие учителей в мастерской обеспечивает высокий уровень их мотивации к профессиональному саморазвитию.
  5. По отзывам самих участников, они охотно переносили технологии групповой работы в школьный учебный процесс.

Практика мастерских подтверждает:

  • мастерская учит педагогов мыслить проблемно, аргументировать свой ответ;
  • педагоги учатся работать в группе, ранжировать информацию по степени новизны и значимости, творчески интерпретировать ее;
  • изучаемый материал четко структурирован и хорошо усваивается.

По мере приобретения опыта педагог становится субъектом собственной деятельности, ставит и реализует цели в практике работы, затем выходит на уровень систематизации и самостоятельного анализа собственной деятельности, проектируя ее в дальнейшем на более высоком уровне, повышая свою компетентность.

Ещё одним из показателей продуктивности данного опыта является то, что резко возросло количество учащихся, принимающих участие в районных и окружных научно-исследовательских конференциях. Выросло и качество представленных работ.

Стабильно высокие результаты участия в районных и окружных конференциях показывают учащиеся педагогов, прошедших обучение на занятиях проблемной группы «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений» с использованием технологии педагогических мастерских.

Если на первых районных конференциях принимало участие по шесть-семь учащихся, то в III районной научно-исследовательская конференции «Ступень в будущее» (2004 г.) приняло участие 26 учащихся, которые представили 21 работу.

На IV районную научно-исследовательскую конференцию «Ступень в будущее» (2005 г.) поступило 26 работ от 24 учащихся школ района.

Очень удачно выступили учащиеся ОУ района на IV окружной научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее» в 2006году (г. Новый Уренгой):

  • Вторые места Марков Дмитрий (МОУ ДОД Центр детского творчества п. Аксарка; Попова Анфиса (МОШИ «Аксарковская ШИС(П)ОО» в номинации «Математика. Информационные технологии»;
  • Третье место Канева Евдокия (МОШИ «Белоярская ШИС(П)ОО» в номинации «История, этнология и этнография Ямала».

В этом же году победители и участники районной конференции (20 учащихся образовательных учреждений района) участвовали в окружных, всероссийских, международных научно-исследовательских конференциях.

Весной 2006 года воспитанники МОУ ДОД Центр детского творчества приняли участие в XXI Российской открытой конференции учащихся «Юность. Наука. Культура» (г. Коряжма Архангельской области) и заняли призовые места в различных номинациях:

  • первые места Марков Дмитрий в номинации «Математика»; Романова Мария в номинации «История»;
  • третьи места Крамаренко Александр в номинации «История»; Салиндер Екатерина в номинации «Социально-гуманитарные науки»; Полякова Ирина в номинации «Социально-гуманитарные науки»; Валитова Татьяна в номинации «История».

На V районную научно-исследовательскую конференцию «Ступень в будущее» (2006г.) поступило 27 работ от 29 учащихся школ района.

На V окружной научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее» в 2007г. шесть учащихся ОУ района заняли призовые места.

9. Трудоемкость опыта заключается в том, что методист должен:

  • знать методику организации ученической научно-исследовательской работы;
  •  знать методику проведения дискуссии, деловой и ролевой игры;
  •  уметь устанавливать доверительные отношения с педагогами, без которых невозможно проводить занятия в данной форме;
  •  обладать коммуникативными умениями;
  •  уметь вовлекать всех педагогов в совместные обсуждения и выполнение заданий ведущего мастерских;
  •  уметь применять разнообразные приемы педагогического воздействия.

Для разработки методических рекомендаций, дидактических материалов, памяток, тестов, инструкций требуется материально – техническая база и время.

10. Возможность внедрения

Опыт может быть использован методистом при условии:

  •  наличия желания работать по данной технологии;
  •  теоретического и практического освоения педагогической технологии педагогических мастерских;
  •  умения устанавливать доверительные отношения с педагогами.
  • методический и дидактический материал для проведения занятий;
  •  улучшение материальной и методической базы;
  •  отслеживание сформированности умений с помощью диагностического материала и результатов деятельности учащихся, занимающихся научно-исследовательской деятельностью.

Мы считаем, что технология педагогических мастерских в наибольшей степени соответствует принципам личностно ориентированного образования в системе повышения квалификации. Опыт использования этой технологии позволяет сделать вывод: педагогическая мастерская предоставляет каждому участнику, с опорой на его способности, интересы и субъектный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности.

Опыт организации работы проблемной группы опубликован в педагогической прессе: Шушарина Н.П. Наша педагогическая мастерская. // Педагогическая мастерская. – 2005 - №1. – С. 24-30

ИПМ – 3

Не Шекспир главное, а примечания к нему.
А.П. Чехов Из записной книжки.

Система работы

1. Подготовительный этап

1.1. Включает в себя анализ состояния данного направления в ОУ района.

Любое новое дело начинается с анализа или диагностики, затем определяются цели и прогнозируются будущее развитие событий, с учётом вероятных проблем, а затем определяются пути и средства их решения.

Из этого вытекает конструирование содержания и основных направлений деятельности, выстраивается общение с учетом возрастных и психологических особенностей участников педагогического процесса. Необходимо стремиться создавать атмосферу доверия и творческого сотрудничества, что способствует положительной мотивации и стимулирует всех участников на более высокий результат.

1.2. Структурирование учебного материала и планирование работы по формированию и отработке умений и навыков организации научно-исследовательской деятельности школьников:

  • тематическое планирование (алгоритм) проведения педагогической мастерской с методическими рекомендациями по их проведению;
  • создание методических и дидактических материалов, позволяющие ведущему мастерской управлять учебной деятельностью педагогов.

2. Диагностика профессиональной деятельности учителя

Педагогическую диагностику учёные рассматривают как механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс и определяются результаты деятельности как ученика, так и учителя. Для достижения целей в ходе диагностических процедур устанавливается предпосылки к обучению; определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения.

В последнее время педагогическая диагностика становится всё более полифункциональной и включает в себя следующие функции:

  • аналитическую – выявляет причинно-следственные связи в образовательно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения;
  • собственно диагностическое – способствует изучению уровня обученности, а также уровня профессиональной компетентности учителя;
  • оценочную – предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического процесса;
  • коррекционную – направлена на исправление (изменение) действий учителя и ученика с целью устранения негативных последствий обучения;
  • ориентационную – предусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей;
  • информационную – нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.

Методики диагностики профессиональной деятельности учителя.

  1. Исследование педагогической деятельности учителя
    Анкета «Умеете ли вы учиться?»/Менеджмент в управлении школой. Под ред. Т.И. Шамовой – М., 1992, с. 181-185.
    Анкета «Барьеры педагогической деятельности»/Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996, с.225-228.
  2. Активность как показатель профессионализма учителя
    Тест «Лидер» /Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996, с.231-251.
    Тест дифференцированной самооценки функционального состояния /Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996, с.251-257.
  3. Мотивационные побуждения
    Орлов Ю.М. Тест-опросник для измерения потребности в достижениях/Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996, с.263-267.
    Вопросник для анализа учителем мотивационной и стимулирующей деятельности в обучении/ Менеджмент в управлении школой. Под ред. Т.И. Шамовой – М., 1992, с. 188-190.
    Методика незаконченных предложений для определения ценностных ориентаций учителя/Гимназические стандарты Петербурга. – СПб., 1992, с. 20-21
  4. Профессиональные особенности мышления учителя
    Тесты интеллектуальной энергии/ Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996, с.133-158.
    Опросник «Стиль мышления»/ Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996, с.159-170.
    Опросник развития субъективного контроля (интеллектуальности)/Лукьянова М.И. Диагностика профессионально значимых личностных качеств учителя. – Ульяновск, 1995. с. 43-45

3. Состав участников мастерской: учителя-предметники, педагоги дополнительного образования ОУ Приуральского района ЯНАО Тюменской области

4. Организация занятий проблемной группы

Первоначально занятия в технологии педагогическая мастерская проводились на базе общеобразовательных учреждений района со всем педагогическим коллективом с целью ознакомления педагогов с основами организации ученической научно-исследовательской работой как одной из форм организации работы с одарёнными детьми.

Затем была организована работа проблемной группы, занятия которой посещали педагоги школ, заинтересовавшиеся данным направлением работы с одарёнными детьми.

Занятия проблемной группы были организованы по данному алгоритму:

Алгоритм проведения педагогической мастерской «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных учреждений»

Цели:

  1. Создать условия для того, чтобы участники педагогической мастерской осознали, что они смогут, если захотят, организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся.
  2. Познакомить участников мастерской с основными принципами организации научно-исследовательской деятельности учащихся, содержанием и методами работы, с основными требованиями к содержанию исследовательской работы школьников.

Занятие № 1. Диагностика профессиональной деятельности учителя

Цели:

  1. Оптимизировать процесс обучения.
  2. Определение результатов деятельности участников педагогического процесса.
  3. Свести к минимуму ошибки, которые могут быть допущены в процессе обучения.

Занятие № 2. Тема: Компетентность

Цели:

  • Создать условия для того, чтобы участники педагогической мастерской осознали, что компетентность является необходимым условием успешности личности в жизни.
  • Познакомить участников мастерской с приоритетными направлениями обновления системы школьного образования.

Занятие № 3. Тема: Компетентностный подход в обучении

Цель: Создать условия для того, чтобы участники педагогической мастерской осознали, что в основу модернизации основного среднего образования должен быть положен компетентностный подход в обучении.

Занятие № 4. Тема: Исследовательская деятельность школьников

Цель: осознание участниками педагогической мастерской того, что научно-исследовательская деятельность детей - один из способов формирования компетенций учащихся и форма работы с одарёнными детьми.

Занятие № 5. Тема: Научно-исследовательская деятельность: цели, задачи специфика.

Цель: дать основные сведения о специфике, целях и задачах научно-исследовательской деятельности.

Занятие № 6. Основные компоненты исследовательской деятельности.

Цель: дать первоначальное представление об основных составляющих исследовательской деятельности.

Занятие № 7. Тема: Методы развития общих исследовательских умений и навыков у школьников.

Цель: познакомить с основными методами развития общих исследовательских умений и навыков у школьников.

Занятие № 8. Тема: Формы организации занятий со школьниками

Цель: познакомить с методикой проведения педагогической мастерской.

Занятие № 9. Тема: Требования к оформлению исследовательской работы. Критерии оценки ученической исследовательской работы.

Цель: разработать критерии оценки ученической исследовательской работы.

Занятие №10. Тема: Особенности публичного выступления. Требования к устному сообщению.

Цель: познакомить с основными требованиями к предоставлению результатов исследовательской деятельности

Занятие № 11. Тема: Итоговое занятие

Цель: изучение уровня обученности, а также уровня профессиональной компетентности учителя.

Библиография

  1. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления, «необычное использование» (пособие для школьных психологов). – М., 1996.
  2. Айзенк Г.Ю. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. – Кострома, 1993.
  3. Бабанский Ю.К. Розов В.К. и др. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пединститутов. - М., 1988.
  4. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одарённости//Современные концепции одарённости и творчества. Под ред. Богоявленской Д.Б.. – М., 1997.
  5. Бардин К.В. Как научить детей учиться: Учебная деятельность, ее формирование и возможные нарушения. (Родителям о детях). - М., 1973.
  6. Белова И.Н., Наумова Н.Н. Экология в мастерских: Методическое пособие. (Серия "Педагогическая мастерская"). - СПб.: Паритет, 2004. - 224 с.
  7. Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников. // Народное образование. - № 9. - 2000. - С. 188 – 191
  8. Введение в теорию и практику исследовательской деятельности. – Магнитогорск, 1993.
  9. Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения. – Салехард: ЯНОИУУ, 1999.
  10. Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников// Дополнительное образование. - 2000. - № 9. - С. 9 – 11.
  11. Волкова Н. Лагерь – экспедиция.//Народное образование. - № 5.- 1999. - С.111-118.
  12. Гаев П.А. и др. Научно-исследовательская деятельность школьников. Сборник статей и материалов. - Пенза. 2001.
  13. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука/Под ред. А.И. Подольского; Вступ. ст. А.И. Подольского. - М.; Воронеж, 1998.
  14. Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2001. - 88 с.
  15. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта//Психология мышления. Под ред. Матюшкина А.М.. – М.,1965. – С. 433-456.
  16. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М.: Просвещение, 1983.
  17. Григорян С.Д. Ванюков И.В. Поисково-исследовательская деятельность учащихся в условиях школы-гимназии //Образование в современной школе. - № 9. - 2000. - С.71-72
  18. Де Боно Э. Латеральное мышление. – СПб., 1997.
  19. Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды//В.А. Демин. Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. - №4. - С.34-42.
  20. 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования. / Под ред. В.С. Леднева, Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 1999.
  21. Зверева В.И. Диагностика педагогической деятельности учителя. – М., Новая школа, 1995.
  22. Иванов Г. Готовим юных исследователей//Народное образование. - № 6. - 1999. - С. 69 -71.
  23. Интернет – портал «Исследовательская деятельность школьников»
  24. Исследовательская работа школьников. - № 1-4. – 2004, 2005.
  25. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., 1968.
  26. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. - М.: «Флинта», 1998 – 192 с.: ил.
  27. Ковалева Г.С., Краснянская К.А. Результаты третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования в России: Краткий отчет. - М., 2000.
  28. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценкиТ. Казарницкая, И. Голованова, Л. Канлич и др.//Директор школы.- 2002.-№4. – С.16-24.
  29. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Издательство «Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.
  30. Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. – Л., 1985.-64с.
  31. Криволапова Н.А., Войткевич Н.И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся /ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2004. – 79с.
  32. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии //Народное образование. - № 10. – 1999. – С. 152-158.
  33. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы //Завуч. - № 1. - 2001. - С. 93-119.
  34. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе //Психологический журнал. - № 5. – том 21. – 2000. – С. 106-111.
  35. Лукьянова М.И. Диагностика профессионально значимых личностных качеств учителя.(Тесты и методические рекомендации по их использованию) – Ульяновск, 1995.- 90с.
  36. Макеев А.Ф. Примерная тематика научных исследований учащихся по краеведению. Салехард: ЯНОИУУ, 1999.
  37. Макеев А.Ф. Поисково-краеведческая деятельность в школах Севера. Методическое пособие. Салехард, ЯНОИУУ, 2001. - 79с.
  38. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.-192с.
  39. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. - 310с.
  40. Материалы по организации научных обществ учащихся. Салехард, Управление образования, 1998.
  41. Менеджмент в управлении школой. Под ред. Т.И. Шамовой – М., 1992.
  42. Неволин И. Ф. Психодиагностика понимания: разработка оперативных методов//Психосемиотика познавательной деятельности и общения. – М.: Минпрос РСФСР, 1990.
  43. Нурминский И.И., Гладышева Н.К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. - М., 1991.
  44. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. - № 10. - 1999. – С. 158-162.
  45. Образовательные системы: сущность, содержание, управление. Электронный учебный курс//http://sdo.bsu.edu.ru/EDU/Default.html
  46. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся (методический сборник). М.: Народное образование. 2001.
  47. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии. - № 5. - 2001. - С.26
  48. Обухов А.С. Программа учебно-исследовательской специализации «Социокультурная психология» // Школьные технологии. - № 4. - 2002. - С.179
  49. Окунев Н. Как учить не уча или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы. – СП б: Питер, 1996. – 444с.
  50. Петрова В.Н. Дидактические материалы: тесты, упражнения, творческие задания. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России. – 2005. – 336с.
  51. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.
  52. Познавательные процессы и способности в обучении. Под ред. Шадрикова В.Д. –М.,1990.
  53. Пичугина И.Н. Технология педагогических (французских) мастерских на уроках географии. // География праблемы выкладання. – 2005. - №3. – с.12-16
  54. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И. В. – М., 1997.
  55. Приказ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования//Официальные документы в образовании. - № 25. – 2004.- С.1-168
  56. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. /Под ред А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 128с.
  57. Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М. Матюшкина – М.: Педагогика, 1991. – 160с.: ил.
  58. Ревтович Е.А. Использование методики французских мастерских на уроках русской литературы. // Народная асвета. – 2004. - №3. – с.16-17
  59. Ривкин Е.Ю. Методические рекомендации по организации и проведению ученических краеведческих исследований//Образование в современной школе. - № 2. - 2004. - С.36-39
  60. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996, - 360с.
  61. Саввичев А. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции //Народное образование. - №10. - 1999. - С. 158-162.
  62. Савенков А.И. Исследовательская практика детей // Детское творчество. - № 5-6. - 1998. - № 1,3. – 1999.
  63. Савенков А.И. Одаренный ребёнок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2001. – 208с.
  64. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: Сентябрь, 2003. – 204с.
  65. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 480с.
  66. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998, С.162
  67. Слободчиков В.И. Профессиональное развитие педагога как научная проблема. // Инновации в образовании. 2003. № 5, с. 5 - 11.
  68. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учебное пособие для преподавателей/Отв. ред. Ю.А. Кудрявцев. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 102с.
  69. Смолкин А.М. Методы активного обучения: научно-методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1991 – 187с.
  70. Соловей Л. Первые шаги в науку //Учитель. - № 3. - 2000. - С.12.
  71. Соловьева Н.Н. Семь шагов к началу исследовательской деятельности // Учитель. - № 6. - 2003. - С.60 –63
  72. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей/Под ред. А.П. Тряпицыной – СПб.: КАРО, 2005. – 96с.
  73. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. / Под ред. А.А. Пинского. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – С.10, 15-18, 17-19, 20-21
  74. Сухов П.Ю. и др. Учимся учиться. - Л., 1990.
  75. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М., 1998.
  76. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  77. Теоретические основы содержания общего образования. / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1983.
  78. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления : креативные тесты. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 5(11)).
  79. Усыскин Г. Свидание с Клио //Детское творчество. - № 1-3. -1997. - С. 28-29
  80. Ученые будущего. Педагогические проблемы // Аничковский вестник. – СПб, 2001.
  81. Харитонов Н. Экспедиция как форма образовательной деятельности // Народное образование. - № 4-5. - 2000. - С. 208-217.
  82. Хуторский А. Выход из капкана: эвристическое обучение как реальность // Народное образование. - № 9. - 1999. - С. 120-127.
  83. Человек в истории. Россия XX век. Сборник методических материалов для внеклассной работы/редактор – составитель И.Л. Щербакова - М.: Общество «Мемориал», 2003. – 80с.
  84. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 1997.
  85. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998. – 140с.
  86. Шиян О.А. Как читать научные тексты //Перемены. - № 1.- 2001. - С. 132 -146.

Приложение.