Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе как средства развития личности

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Классное руководство


Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» (Концепция модернизации российского образования).

Исходя из концепции, необходимо создать педагогическую среду, влияющую на разные аспекты и стороны развития личности, а также создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира, для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»).

Прежде всего,  следует создать особое пространство, обеспечивающее деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной парадигме, где не будет  скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания неудачи.

В целях выполнения данных задач следует использовать новую образовательную модель как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности.

В настоящее время по методике воспитательной работы всё чаще на первое место выходит идея использования системного подхода к воспитательной деятельности. Личность ребёнка как целостная интегральная система должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе.

Идеальная модель – это воспитательная система школы, в которой используется системный подход к воспитанию на уровне    структурных подразделений учреждения.

Системообразующей деятельностью  по  воспитанию учащихся МОУ школы №32  является реализация четырех программ:

  • программа «Ступени успеха»
  • программа «Растим патриотов России»
  • программа «Школа здоровья»
  • программа «Информатизация  образовательной среды»

Воспитательная система нашего классного сообщества – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе.
Основные компоненты воспитательной системы нашего класса:

  • индивидуально-групповой компонент;
  • ценностно-ориентационный;
  • функционально-деятельностный;
  • пространственно-временной;
  • диагностико-аналитический

Неблагополучное состояние здоровья субъектов образовательного процесса привело к необходимости овладения классным  руководителем  навыками здоровьесберегающей деятельности. Основой здоровьесбережения в школе является обеспечение базовых потребностей всех субъектов образовательного пространства.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности процесса воспитания в моём классе служит соответствие базовым потребностям и психофизиологическим возможностям моих воспитанников.

Процессуальная цель на конкретном этапе – использование воспитательных возможностей здоровьесберегающих технологий во внеклассной работе для формирования ключевых  компетентностей: коммуникативной, социальной, нравственной, информационной.

Достижению цели способствует созданная в классе система работы в форме «Путешествия-экспедиции «Родники души моей», участие в котором помогает десятиклассникам формировать у себя такие лидерские качества как инициативность, самостоятельность, ответственность, коллективизм, творческую активность.   В основе системы лежит коллективная творческая деятельность детей, учителей, родителей и шефов класса.

По прогнозам классного руководителя, в путешествии-экспедиции происходит расширение знаний старшеклассника о себе, осознание своих особенных качеств и в диалоге с ровесниками и опытными старшими идет оформление собственной системы ценностей. В поведенческой составляющей благодаря организации процессов самоанализа происходит изменение поведения; самореализация старшеклассников приобретает направленность; идет поиск возможных путей самоопределения во внешней (социальной) сфере и более осознанное самостроительство.

Используемые в работе технологии,  ориентированные на свободный выбор, творчество и самореализацию ребят позволяют выделить сущностные черты личностной ориентированности учащихся:

  • технология КТД;
  • технология моделирования воспитательной системы класса;
  • технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе;
  • технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа;
  • игровые и коммуникативные технологии;
  • технология анкетирования, тестирования и применения других методов
  • психолого-педагогической диагностики.

Ключевые принципы организации системы работы класса выражены словами: Равенство, ответственность, добровольность, настойчивость, индивидуальность, компетентность.

Каждое слово имеет своё значение:

  • Равенство – мы все в ответе за себя и друг за друга, можно выражать своё мнение, не     ущемляя свободу и достоинство других.
  • Ответственность – успех любого дела зависит от ответственности каждого.
  • Добровольность - выбери себе дело по душе и выполняй его без напоминаний.
  • Настойчивость – все трудности можно преодолеть.
  • Индивидуальность – открой в себе небывалое.
  • Компетентность – научился сам – научи товарища.

Первые буквы этих слов образуют  главное слово в названии описываемой формы
работы – «Родники души моей».

 «Родники души моей» – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия учащихся класса. (Рисунок 1)

Использование системного подхода в работе определило усиление личностной ориентированности воспитательных целей.  Это создание в ходе  воспитательного процесса ситуаций, которые стимулируют субъектную активность учащихся, использование личностно ориентированных технологий, ориентированных на свободный выбор, творчество и самореализацию учеников. 

При использовании здоровьесберегающих  воспитательных технологий выбираются такие психолого-педагогические технологии, программы и методы, которые направлены на формирование ценностного отношения к здоровью, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, мотивации к здоровому образу жизни: оздоровительная, безопасности жизнедеятельности, здоровьеформирующая, здоровьеразвивающая.

В основе здоровьесберегающей профессиональной позиции классного руководителя лежит осознание проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, наличия знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению.

Приобретение профессиональной позиции, направленной на сохранение и укрепление здоровья моих воспитанников, уменьшает авторитарный характер педагогического труда и отчасти обеспечивает сохранение здоровья самого педагога. Поэтому здоровьесберегающая деятельность классного руководителя имеет обобщённый характер.

Высшим органом организации работы класса  является Собрание, которое проводится один раз в триместр. Учащиеся (путешественники) объединяются во временные группы для решения тех или иных задач,  анализируют свою работу, распределяют обязанности, планируют совместную деятельность, подводят итоги классного соревнования, избирают исполнительные органы самоуправления. (Рисунок 2)

Использование комплексной формы рассчитано на 2 года: 10–11-е классы. В течение этого времени проводятся 8 классных заседаний, три из которых организационное, промежуточное («Мы в пути», «Вынужденные остановки») и итоговое («Показательные маршруты»), а пять – являются темами для обсуждения или маршрутами: «Путь к себе» (практикум по самоанализу), «Дорога к Другому» (круглый стол), «В сообществе с Другими» (дебаты), «Высота нравственная» (проектно-творческая мастерская), «Дорога к здоровью».

Возглавляют экспедицию командир (Егор В.) и руководитель маршрута (Раудина Е.Н.).

Комплексная программа по формированию потребности в здоровом образе жизни включает в себя:

  • проведение (трижды в год) единого классного часа  «Твоя жизнь – твой выбор»
  • участие в общешкольных акциях с определённой тематикой («Мы за здоровый образ жизни», «Мы за здоровое питание», «Я выбираю здоровье!»)
  • участие в городских конкурсах «Экология в детском творчестве», «Экологическая сказка», «Эколето», дистанционном проекте «Экоград»
  • участие во Всероссийской физкультурной акции «Будь здоров!»,  в городской акции «Здоровье детей – неприкосновенный запас России»
  • формирование толерантного отношения к людям разной национальности (реализация проекта «Мой класс – многонациональный»).

Валеологическое просвещение участников образовательного процесса.

  • родительский лекторий – формы просветительской работы со взрослыми
  • психолог, социальный педагог при необходимости  проводят индивидуальные консультации с участниками образовательного процесса
  • формирование семейной потребности в ЗОЖ (Без поддержки семьи невозможно воспитать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих)
  • приобретение необходимой научно-методической литературы
  • привлечение родителей и шефов к организации и проведению спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий.

Динамическое наблюдение за состоянием здоровья, мониторинг уровня здоровьесбережения.

Система наблюдения включает:

  • физическое развитие
  • психическая адаптация
  • сопротивляемость организма
  • уровень физической подготовленности
  • уровень потребности в здоровом образе жизни
  • уровень занятости в спортивных секциях, степени и качества участия в школьных и внешкольных спортивно-массовых мероприятиях, личных достижениях в спорте.

Результатом внеклассной спортивной работы является не только физическая подготовленность, но и психологические приобретения, к которым, прежде всего, относится личность. Одно из основных положений психологической теории личности – положение о том, что личность формируется в деятельности. Это ярко проявляется в спорте, особенно в игровых видах.

Для моих воспитанников значительный интерес представляют спортивные игры, обладающие развивающими, оздоровительными и тренировочным эффектом. Игры содержат соревновательный элемент, что позитивно влияет на формирование социальной активности ребёнка. Всё это содействует повышению умственной и физической работоспособности и является важным условием успешного обучения.

Пропаганда здорового образа жизни находит отражение во всех направлениях учебно-воспитательного процесса класса.

Для выявления реального отношения школьников к проблемам здоровья и здорового образа жизни, актуальных социальных проблем в ходе своей работы я систематически провожу анкетирование учащихся, социальные опросы, как собственными силами, так и с привлечением психолога, медицинского работника и завуча школы по здоровьесбережению.

Приобщение учащихся к здоровому образу жизни к занятиям спортом помогает также создавать положительный эмоционально-психологический микроклимат в классе.

Анализ работы по формированию у школьников ценностного отношения к  здоровью за 2007-2008 учебный год показал положительные тенденции по выявленным ранее проблемам:

  • около 80% учащихся класса в системе занимаются спортом,  посещают различные спортивные секции, что помогает повысить общий уровень здоровья, 85% ребят утверждают, что у них нет вредных привычек;
  • в классе на треть снизилось число пропусков по болезни. Так называемых «беспричинных» пропусков стало на 38% меньше, что позволяет сделать вывод, что повысилась и степень ощущения психологического благополучия класса;
  • повысилось качество образования и показатели по устным предметам,
  • среди учащихся класса есть победители и призёры школьных, районных,  городских и областных соревнований и олимпиад;
  • родители стали неизменными участниками спортивных единоборств класса, и они более спокойны за своих ребят;
  • отмечается и положительная социальная адаптивность ребят, это и сформированность социальных установок, высокий уровень развития коммуникативных качеств, высокая степень социальной адаптации - в классе нет правонарушений;
  • повысился интерес учащихся к урокам здоровья  (92% детей считают, что уроки здоровья нужны, а 87% - используют полученную информацию в жизни).

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе,
совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.