Урок на тему "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений" в рамках технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Разделы: Математика


Большинству из нас
больше запоминается не то, чему нас учат,
а то, как нас учат.
Э.Севрус

Цель урока: знакомство учащихся с алгоритмом возведения в квадрат суммы и разности двух выражений.

Обучающая задача: научить применять алгоритм возведения в квадрат суммы и разности двух выражений при решении практических задач;

Развивающая задача: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать вычислительные навыки, устную и письменную математическую речь, память, а также самостоятельность в мышлении и учебной деятельности, умение работать в парах и группах; развивать исследовательскую и познавательную деятельность;

Воспитательная задача: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность за порученное дело, упорство в достижении поставленной цели.

Ход урока

в начале урока класс делится на рабочие группы (в каждой группе должно быть четное количество учащихся для организации их работы в парах).

1.Стадия вызова:

Цели:

  • актуализация знаний учащихся по теме;
  • пробуждение интереса к изучаемой теме, мотивация каждого ученика к учебной деятельности.

Прием: выдвижение версий, связанных с выполнением, решением предложенного задания.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

В начале урока учащимся предлагается задание, которое с одной стороны ориентировано на повторение ранее изученного материала, а с другой стороны подводит их непосредственно к изучению нового материала.

Сформулируйте правило умножения многочлена на многочлен.

Какое равенство называют тождеством?

Что используют для доказательства тождеств?

Вычислите:

А) ( )2+(-)2         Е) (6+8)2

Б) ( +)2                Ж) 62+82

В) (-)2                     З) 1012

Г) 112                        И) 9992

Д) (6-8)2

Учитель внимательно выслушивает ответы, учащиеся же имеют возможность посчитать, ответить, в случае неверного ответа поправить своего товарища или ему помочь.

Все хорошо до двух последних выражений, когда учащимся не представляется возможным возвести в степень заданное число (рациональным способом). Учащимся предлагается подумать, обсудить предложения в парах и группах, а также предложение своей группы озвучить.

После этого учащиеся приступают к чтению текста до того места, где предлагается сделать остановку.

2. Стадия осмысления

Цели:

  • соотнесение уже имеющихся знаний с информацией, которую предлагается прочитать;
  • получение новой информации, ее осмысление.

Прием: сопоставление версии с новым фрагментом текста.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Каждый учащийся получает для работы первый фрагмент текста.

Возведем в квадрат сумму a+b

Первая остановка в чтении и беседа. Это стадия осмысления предыдущего фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста.

А как вы думаете, на чем основано возведение в квадрат данного выражения? Попробуйте выполнить возведение в квадрат самостоятельно. Обсудите полученные результаты в парах и группах.

Учащиеся уточняют свои первоначальные предположения, опираясь на детали текста. Затем переходят к чтению второго фрагмента.

Для этого представим выражение (a+b)2 в виде произведения(a+b)(a+b) и выполним умножение:

(a+b)2=(a+b)(a+b)=a2+ab+ab+b2=a2+2ab+b2

Значит, (a+b)2=a2+2ab+b2

Тождество называют формулой квадрата суммы. Эта формула позволяет проще выполнять возведение в квадрат суммы двух любых выражений.

Остановка в чтении. Стадия осмысления второго фрагмента, уточнение своих предположений на основе текста и одновременно - это стадия вызова для чтения третьей части текста.

А как, по-вашему, может звучать правило возведения в квадрат суммы двух выражений?

Обмен предположениями и - чтение следующей части.

Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения.

Приведем примеры:

А) (x+y)2=x2+2xy+y2

B) (r+3)2=r2+6r+9

C) (2x+5)2=4x2+20x+25

Представьте в виде многочлена

А) (с+а)2=

В) (х+12)2=

С) (10+8к)2=

Остановка в чтении. Стадия осмысления третьего фрагмента, уточнение своих предположений на основе текста и одновременно - это стадия вызова для чтения четвертой части текста.

А что вы думаете про возведение в квадрат разности двух выражений?

Возведем теперь в квадрат разность a-b

На чем, по вашему мнению, основано возведение в квадрат данного выражения? Попробуйте выполнить возведение в квадрат самостоятельно. Обсудите полученные результаты в парах и группах.

Учащиеся уточняют свои первоначальные предположения, опираясь на детали текста. Затем переходят к чтению пятого фрагмента.

Получим,

(a-b)2=(a-b)(a-b)=a2-ab-ab+b2=a2-2ab+b2

Значит, (a-b)2=a2-2ab+b2

Тождество называют формулой квадрата разности. Эта формула позволяет проще выполнять возведение в квадрат разности двух любых выражений.

Остановка в чтении. Стадия осмысления второго фрагмента, уточнение своих предположений на основе текста и одновременно - это стадия вызова для чтения шестой части текста.

Вы получили новую информацию. Предложите ваши версии формулировки правила возведения в квадрат разности двух выражений.

Обмен предположениями и - чтение следующей части.

Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения.

Приведем примеры:

А) (x-y)2=x2-2xy+y2

B) (10-с)2= 100-20с+с2

C) (4у-9)2=16у2-72у+81

Представьте в виде многочлена

А) (к-а)2=

В) (7-8а)2=

С) (5у-4х)2=

А что такое на ваш взгляд формулы сокращенного умножения? Где они используются и для чего? Подумайте, обсудите свои предположения в парах и группах, подтвердите или опровергните их на основе прочитанного текста.

Учащимся предлагается прочитать заключительную, седьмую часть текста.

При умножении многочлена на многочлен каждый член одного многочлена умножают на каждый член другого. Однако в некоторых случаях умножение многочленов можно выполнить короче, воспользовавшись формулами сокращенного умножения

(a+b)2=a2+2ab+b2 квадрат суммы двух выражений

(a-b)2=a2-2ab+b2 квадрат разности двух выражений

3. Стадия рефлексии

Цели:

  • оценка своих знаний, вызов к следующему шагу познания;
  • осмысление и присвоение полученной информации.

Прием: выдвижение новой версии нахождения значения выражения.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Эта часть занятия является третьей стадией в процессе критического мышления. Завершается работа группой предложенных заданий, но работа с которыми, осуществляется по уже известной схеме: индивидуальная, парная, групповая.

1. Преобразуйте в многочлен:

А) ( m + n )2

Б) ( c - d )2

В) ( x + 9 )2

Г) ( 8 - a )2

Д) ( a - 25 )2

Е) ( 40 + b )2

Ж) ( 0,2 - x )2

З) ( k + 0,5 )2

2. Замените * одночленом так, чтобы получившееся равенство было тождеством:

А) ( * + 2b )2 = a2 + 4ab + 4b2

B) ( 3x + * )2 = 9x2 + 6ax + a2

C) ( * - 2m )2= 100 - 40m + 4m2

D) ( * - 9c ) 2= 36a4 - 108a2c + 81c2

E) ( 15y + * )2= 225y2 + 12x3y + 0,16x6

G) ( 3a + 2,5b )2= 9a2 + 6,25b2 + *

3. Упростите выражение:

А) 18а + ( а - 9 )2 Е) ( х - 3 )2 + х( х + 9 )

В) ( 5х - 1 )2 - 25х2 К) ( 2а + 5 )2 - 5( 4а + 5 )

С) 4х2 - ( 2х - 3 )2 М) а2 + 12а + 36

Д) ( а + 2с )2 - 4с2 Н) 1 - 2с + с2

Как быть в последних двух случаях? Ведь эти многочлены не содержат подобных слагаемых, но, тем не менее, эти выражения можно упростить. Как?

В качестве домашнего задания учащимся предлагается:

  • ответить на поставленные в конце урока вопросы
  • по тексту занятия (он остается у учащихся) придумать свои собственные примеры на возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.