Программа факультативных занятий по развитию творческих способностей младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


Основной целью предлагаемой программы, является воспитание творческой личности и создание условий для ее самореализации.

При разработке программы занятий по развитию творческих способностей младших школьников, мною были поставлены следующие задачи:

1. Воспитательные:

  • формирование у детей основ анализа действительности;
  • эмоциональное развитие, развитие у учащихся уверенности в своих силах, чувства радости, успеха в учении;
  • развитие умения слушать мнение других и смело высказывать свои мысли;
  • развитие умения самостоятельно принимать решения.

2. Образовательные:

  • повышение уровня общей образованности младших школьников;
  • формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
  • развитие умения анализировать и решать нестандартные, повышенной сложности и практические задачи;
  • целенаправленное развитие системно-диалектического мышления;
  • углубление мотивации и активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.

3. Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
  • развитие творческих способностей (беглость, гибкость, оригинальность мысли);
  • развитие пространственного мышления;
  • развитие речи;
  • развитие умения синтезировать, комбинировать;
  • развитие творческого воображения.

В основу программы заложены следующие принципы:

  • преемственность - каждый последующий материал базируется на знании предыдущего с расширением и углублением, что вносит новизну и не снижает интереса учащихся, тем самым осуществляется постепенное усложнение темы и переход развития интеллектуальных способностей ребенка к технологии творческого процесса;
  • интеграция - в программе заложено преподавание разных (основных) школьных предметов, что позволяет: а) создать основу для формирования систематических межпредметных связей; б) формировать единую гармоничную, научнообоснованную модель мира в сознании учащихся; в) осуществить эвристическое обучение (подача материала с точки зрения разрешения проблем);

Данная программа является факультативным занятием (либо уроком за счет школьного компонента). Уроки (занятия) проводятся один час в неделю.

Система занятий объединена в сюжетную линию "Путешествие по Наукограду". Город разбит на "районы", соответствующие предметным блокам: Математический, Литературный, Русского Языка, Исторический, Естественнонаучный. В первом полугодии дети "путешествуют" по "районам" города (занятия в рамках предметных блоков); во втором полугодии большее внимание отводится занятиям обобщающего типа, проводимым в различных формах.

Вводная диагностика - 1 ч.

Математический блок - 5 ч.

Блок русского языка - 5 ч.

Литературное чтение- 5 ч.

Естествознание, история - 5 ч.

Интеллектуальные марафоны по предметам - 4 ч.

Районные олимпиады - 3 ч.

Обобщающие занятия -3 ч.

Повторная диагностика - 1 ч.

Финальное занятие (праздник окончания) - 2 ч.

Поурочное планирование занятий по развитию творческих способностей младших школьников

№ п/п Название занятия Содержание занятия
1. Вводная диагностика Психологическое тестирование учащихся
2. Вводное занятие по математике Определение способностей к данному предмету
3. Развивающее занятие по математике Упражнения на развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления уч-ся;

Математические задания повышенной сложности;

Математические задания занимательного характера

4. Развивающее занятие по математике Упражнения на развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления уч-ся;

Математические задания повышенной сложности;

Математические задания занимательного характера

5. Развивающее занятие по математике Упражнения на развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления уч-ся;

Математические задания повышенной сложности;

Математические задания занимательного характера

6. Итоговое занятие по математике Математический КВН
7. Вводное занятие по русскому языку Определение способностей к данному предмету
8. Развивающее занятие по русскому языку Упражнения на развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления уч-ся;

Задания по русскому языку повышенной сложности;

Задания занимательного характера

9. Развивающее занятие по русскому языку Упражнения на развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления уч-ся;

Задания по русскому языку повышенной сложности;

Задания занимательного характера

10. Развивающее занятие по русскому языку Упражнения на развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления уч-ся;

Задания по русскому языку повышенной сложности;

Задания занимательного характера

11. Итоговое занятие по русскому языку Викторина по русскому языку
12. Вводное занятие по окружающему миру и истории Определение способностей к данному предмету
13. Развивающее занятие по окружающему миру Упражнения на развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления уч-ся;

Задания по окружающему миру повышенной сложности;

Задания по окружающему миру занимательного характера

14. Развивающее занятие по окружающему миру Упражнения на развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления уч-ся;

Задания по окружающему миру повышенной сложности;

Задания по окружающему миру занимательного характера

15. Развивающее занятие по истории Упражнения на развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления уч-ся;

Задания по окружающему миру повышенной сложности;

Задания по окружающему миру занимательного характера

16. Итоговое занятие по окружающему миру и истории "Клуб почемучек"
17. Вводное занятие по литературному чтению Определение способностей к данному предмету
18. Развивающее занятие по литературному чтению Упражнения на развитие творческих, интеллектуальных способностей и творческого мышления уч-ся;

Задания по литературному чтению повышенной сложности;

Задания занимательного характера

19. Развивающее занятие по литературному чтению Упражнения на развитие творческих, интеллектуальных способностей и творческого мышления уч-ся;

Задания по литературному чтению повышенной сложности;

Задания занимательного характера

20. Развивающее занятие по литературному чтению Упражнения на развитие творческих, интеллектуальных способностей и творческого мышления уч-ся;

Задания по литературному чтению повышенной сложности;

Задания занимательного характера

21. Итоговое занятие по литературному чтению Литературное путешествие "По страницам любимых книг"
22. Интеллектуальный марафон по математике Предметная внутришкольная олимпиада
23. Интеллектуальный марафон по русскому языку Предметная внутришкольная олимпиада
24. Интеллектуальный марафон по литературному чтению Предметная внутришкольная олимпиада
25. Интеллектуальный марафон по окружающему миру Предметная внутришкольная олимпиада
26. Районная олимпиада по математике  
27. Районная олимпиада по русскому языку  
28. Районная олимпиада по окружающему миру  
29. Обобщающее занятие "Конкурс знатоков" Занимательные конкурсы и викторины по математике и русскому языку;

Определение победителей по предметам

30. Обобщающее занятие "Что, где, когда" Занимательные конкурсы и викторины по окружающему миру и истории;

Определение победителей по предметам

31. Обобщающее занятие "Поле чудес" Занимательные конкурсы и викторины по литературному чтению;

Определение победителей по предмету

32. Итоговая диагностика Психологическое тестирование учащихся
33. 34. Финальное занятие Награждение "почетных жителей Наукограда"

 Литература:

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога. 1998. № 4.
  2. Башиева Л.Х. Как я развиваю творческие способности детей [на уроках математики]. // Начальная школа, 2002, № 3.
  3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
  4. Винокурова Н.К. Магия интеллекта или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. М., 1994.
  5. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. Москва - Челябинск, 1993.
  6. Иванов В.Г., Иванова О.П. Развитие творческих способностей младших школьников. Ярославль, 1996.
  7. Кукушкин В.С. общие основы педагогики. Ростов н/Д, 2002.
  8. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. М., 1994.
  9. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. //Вопросы психологии. 1989. №6.
  10. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  11. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2003.
  12. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996.
  13. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, 1997.

Приложение