Статья "Некоторые аспекты приобщения школьников к музыкальному искусству родного края на уроках музыки"

Разделы: Музыка


Изменившиеся реалии современной жизни поставили во главу угла поиск новых путей преподавания учебных дисциплин, в том числе и музыки.

Учителю музыки сегодня предлагается иной ориентир для вариативного планирования уроков, в котором основной упор делается на духовное возрождение России.

Это предполагает нацеливание учащихся на понимание современного общества как сложной, многоуровневой системы отношений, в центре которого стоит человек, его интересы, потребности.

На своих уроках мы обязательно включаем в музыкальный репертуар для слушания произведения из золотого фонда русской и зарубежной классики, современное музыкальное искусство и, конечно же, музыкальный фольклор, связанный с народными обычаями и традициями. Это, наверное, не случайно, ведь в трудные минуты жизни, и в моменты радости, человеку свойственно обращаться к своим истокам. Учитывая тот факт, что мы живём в многонациональной республике, большое значение приобретает региональный компонент музыкального образования.

Изучая истоки русской культуры, дети должны знать культуру того народа, с которым они живут и ежедневно общаются.

Мы живём в Хакасии, поэтому изучение музыкального искусства хакасского народа, его традиций, знакомство с поэтами и композиторами – всё это должно найти достойное отражение в содержании урока музыки. Так, например, осваивая музыкальные жанры в 1 классе, дети могут активно включиться в процесс их исполнения. Как может это происходить? На одном из уроков дети слушают музыку разных народов мира. Почему бы не познакомить их и с хакасским танцевальным искусством?

Путь вхождения может быть следующим:

Ребята слушают музыку известного хакасского композитора А.Кенеля «Рукавицы любимому».

– Какой музыкальный кит прозвучал? (Танец)
– А кто может его танцевать? Мужчина или женщина? (Женщина)
– Почему вы так подумали? (Музыка нежная, плавная, изящная)
– Покажем это пластическим движением.
– На что в жизни эти движения похожи? (Как будто вышивают)
– Да, верно, это вышивание. Эти танцевальные движения не просто придуманы, они взяты из жизни.

Можно рассказать ребятам, что раньше жизнь хакасских женщин была не лёгкой. Они были хранительницами домашнего очага, воспитывали детей и с нетерпением ждали своих мужей с охоты. Ведь мужчина – кормилец семьи. В знак любви и благодарности женщины шили им рукавицы, которые украшали вышивкой, а затем с любовью дарили.

Так школьники узнают интересную историю далёкого прошлого и поймут, что именно жизненные наблюдения помогли известному хормейстеру Саре Даниловне Словиной найти танцевальные движения. Этот танец исполняют, и по сей день.

Можно предложить детям разучить танцевальные движения. На уроке это может стать и элементом ещё и здоровьесберегающей технологией, разрядкой.

Разучивание танца сопровождается показом костюмов, а в качестве домашнего задания ребята выполняют красивые рисунки, узоры или даже шьют рукавицы.

Во 2 четверти 1 класса ребята продолжают накапливать музыкальный опыт, слушают и исполняют музыку, знакомятся с национальными музыкальными инструментами.

Значит, есть повод рассказать о том, что первые музыкальные инструменты появились очень давно. Все они сделаны из природного материала, тростника, дерева, конского волоса.
У каждого инструмента свой неповторимый вид, свой тембр, свои умельцы исполнители, имена которых дошли до нас. О некоторых из них народ сложил сказки.

Так, рассказывая былину Садко, мы знакомим ребят с русским народным инструментом – гусли. В этом случае можно провести параллель знакомства учащихся с хакасским народным инструментом – чатханом. Об истории его возникновения расскажет хакасская народная сказка «Волшебный чатхан» Из сказки ребята узнают о мальчике Хайджи, о его волшебном пении. Сказку дети слушают с большим удовольствием, и в дальнейшем у них появляется желание читать хакасские народные сказки. Они очень интересны и полезны в качестве домашнего задания. Ребята рисуют сказочные сюжеты на прочитанные сказки.

Наш регион славится этой изюминкой народного творчества – искусством горлового пения, который имеет название «Хай». Большое признание в этой области получил мастер горлового пения С.П.Кадышев. Об этом человеке существует легенда: «Хай» летал высоко в горах над землёй, а где он приземлялся пообедать, там рождалось много сказителей – среди них и был, одарён музой хая С.П. Кадышев. Этого человека нет в живых, но есть его ученики, которые продолжают радовать слушателей своим исполнением. Можно познакомить ребят с артистами Хакасии, владеющими искусством горлового пения. После прослушивания «хая», можно также сказать, что «хай» – это героическое сказание. В русском народном творчестве есть былины, в которых прославляется подвиг русского богатыря, а у хакасов – героические сказания, которые исполняются в своеобразной манере, горловым пением, или «хаем».

Баяны под аккомпанемент гуслей, а Хайджи – под чатхан. В героических сказаниях воспеваются необычные люди – герои, народные защитники. В русских сказках и былинах это богатыри, такие как Илья Муромец, Алёша Попович, а в хакасском эпосе – смелый юноша или богатырь Албынжи, Айдолай и т.д. Они тоже боролись за свободу своего народа, со злом подземного коварного Хана и его дочерью Юзут Арыг.

Проведение в сознании ребят параллелей между подвигами русских богатырей и хакасских алыпов на благо своего народа сыграет важную роль в формировании правильной оценки своего поведения, своих поступков.

В начальной школе традиционным являются праздники осени. Поэтому будет полезно обращение на уроке музыки к теме «Музыка осени в творчестве поэтов, художников и композиторов Хакасии». Такие уроки прививают любовь к красоте родного края.

1-й, 2-й классы – это период знакомства учащихся со стихами и песнями на тему осени хакасских поэтов и композиторов. А в 3-м, 4-м классах эту тему можно рассматривать на более высоком уровне, и урок можно давать интегрированный. Например, ребятам предлагается послушать красивое стихотворение Н.Рыленкова:

Русы косы заплетает осень
Взгляд её туманится слегка
А на сердце летних дней колосья
Тёплых зорь медовая река.

– Какое время года воспевает поэт?
– Какую интонацию вы почувствовали в слове? (Тёплую, тихую, тёплую, нежную)
– Почему с такой теплотой говорит поэт? Случайно ли это? Нет. Это его Родина.
– А на эти стихи однажды в душе композитора Г.И.Челборакова возникла чудная мелодия.
– Как вы думаете, какими музыкальными качествами он её окрасил, песенными, маршевыми или танцевальными? (Песенными.)
– А почему? Потому что песенность лучше всего подчеркнёт тему любви.
– Близка ли эта мелодия русской народной песне?
– Да, конечно. Ведь Георгий Иванович вырос среди русской культуры, поэтому и впитал в себя русский дух.

Предложить ребятам послушать песню, и спросить: «Совпали ли наши предположения с мыслями и чувствами композитора»? Оказывается да. Мы ещё не композиторы, но чувствовать музыку мы умеем. А композиторы и поэты чувствуют красоту осенней природы и красиво об этом говорят искусства. Потому что это их Родина, каждый видит её по-своему.

Родину воспевают многие композиторы, художники, поэты всех народов. Можно спросить ребят, знают ли они стихи о Родине?

А я хочу прочитать вам своё любимое стихотворение:

Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка скромница,
И ромашковый бугор.
А другим наверно вспомнится
Свой родной московский двор,
Или степь от маков красная, золотая целина,
Родина бывает разная, но у всех она одна.

Такой видит свою Родину московская поэтесса Зоя Александрова, а у нас в Хакасии есть свои поэты и писатели. Они по-своему воспевают Родину и воссоздают её образ в произведениях:

Хакасия – край мой,
Родные просторы.
Вы мне улыбаетесь морем огней,
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей.

Вот так все об одном, но по-разному.

В 1 четверти 3-го класса тему Родины, защиты Отечества завершает обобщающий урок «Хакасия, Земля, где я живу» Этот урок полностью посвящён культуре Хакасии, её музыкальному искусству. К 3-му классу ребята уже готовы говорить об этом уже целый урок. А цель урока – прививать интерес к народному творчеству своего края, воспитывать нравственные чувства, уважение к народным обычаям, традициям.

Изучая народные обычаи и традиции, ребята проникают в далёкое прошлое России и Хакасии, знакомятся с некоторыми чертами и приметами народных праздников. Например, «Масленица». Ребята разучивают масленичные песни и заклички, играют в детские игры, сопровождающие данный праздник. Говоря о русском народном празднике можно спросить у ребят и о традиционных хакасских праздниках. Какой самый главный и любимый праздник существует у хакасского народа? Конечно же «Чыл Пазы». Это праздник называют и по другому: «Праздник Благодарения, Гостеприимства, Очищения и Благословления». Такой праздник есть и у других народов, только называется он у всех по-разному: у мусульман – «Навруз», у японцев – «Праздник Сакуры», у русских – «День Берендея», а у хакасов – «Чыл Пазы» или как говорят в народе: «Голова года». Он празднуется 22 марта в день весеннего равноденствия. На этом уроке школьники знакомятся с обрядом благодарения огня, со священным деревом берёзой, привязывая чалама, т.е. ленточки разного цвета, прося здоровья, хороших отметок, здоровья, любви и мира. Привязывая чалама можно объяснить, что же означает разный цвет ленточек:

Белый: цвет чистого неба.
Синий – цвет мирного неба.
Красный – цвет Огня и Солнца.
Зелёный – цвет леса.

Как и любой другой праздник, это праздник сопровождается песнями, танцами, игрой на народных национальных инструментах. Вспоминаем звучание чатхана, других народных инструментах, слушаем пение Хайджи, загадываем загадки и т.д.

В 4-м классе тема родины продолжает своё развитие. «История, спетая народом» – эта мысль раскрывается через знакомство с образами колыбельных, былин, героических сказаний. Далее учащиеся знакомятся и разучивают исторические песни русского народа, затем лирические. Лирические песни помогают понять, что все они о любви, о любви к дому, к человеку, к Родине, к природе. Такие песни есть у всех народов. У хакасов они называются тахпахи. В тахпахах народ поёт о том, что видит вокруг. В них, конечно же, образ лирический. Самой известной исполнительницей тахпахов в Хакасии является Евдокия Тыгдымаева, её песни ребята могут послушать в записи. Слушая песни, следует обратить внимание на выразительные средства музыки – эти песни напевные, песенные, имеют широкие интонации. Это подчёркивает народность в музыке. Интонации тёплые, потому что это Родина. Вообще человек – удивительный поэт, все свои мысли, чувства, настроения связывает с природой. Будь это песня, будь это стихотворение:

Здравствуй, степь.
Напомни мне о родимой стороне,
Где в цветах курган,
Где струится Абакан.
По раздольной стороне,
Степь, к тебе издалека
Мчится здешняя река.
Ты, река, в родимый край
Эту песню передай.

Так Василий Кобяков говорит о Родине.

Вот так, постепенно шаг за шагом ребята узнают о том, что хакасская культура хранит в себе великое культурное наследие. За более чем 2000 лет наши предки и сами хакасы создали богатый фольклор с его жанровым разнообразием. Это героические сказания, эпос, сказки, песни, мифы, легенды. В настоящее время нить времени не оборвалась. Поэты, композиторы Хакасии продолжают лучшие свои традиции своего народа, сочиняют красивые песни, стихи, в которых прославляют Родину, её народ и природу.