Совместная проектная деятельность учителя и ученика на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Современный мир настолько динамичнее развивается по сравнению с прошлыми столетиями и даже десятилетиями, что мы только успеваем констатировать факты. Жизнь заставляет искать новые, более эффективные подходы, которые помогают людям заглянуть в будущее, следовательно, действовать, мыслить, решать проблемы с точки зрения человека будущего.

Система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, и, прежде всего школа готовит человека к активной деятельности в разных сферах жизни общества.

Главная задача учителя – помочь ученику получить и освоить знания, развить их и использовать в практической жизни, научить школьников самостоятельно добывать знания. В современных условиях поиска и создания нового облика школы актуальны вопросы содержания и формы обучения.

Специфичность уроков русского языка объясняется особой подачей абстрактной лингвистической теории, многоаспектностью изучаемых языковых проблем, необходимостью длительной тренировки, практической речевой ориентацией.

Современная педагогика отказывается от авторитарности, ищет пути выхода в « искусство общения», ставит задачей обучение детей творчеству.

Урок русского языка важен не только и не столько отработкой знаний, умений и навыков – он должен быть интересным и проблемным для ребёнка, развивающим его способности. Для того чтобы началось активное усвоение новых знаний, необходимо выдвинуть перед учащимися познавательную задачу, поставить вопрос, вызвать у учащихся желание познать то, что им предстоит изучить.

Давно известно, что стандартные учебные пособия сами по себе никогда не обеспечивали достижения образовательных целей. Всегда в образовательном процессе главное – Педагог, его талант, знания и умения. Безусловно, нужно уделять больше внимания психолого-нравственному анализу личности школьника, уровню способностей, интересам и увлечениям.

Совместная проектная деятельность ученика и учителя с использованием персонального компьютера кардинально отличается от устоявшихся классических технологий. Почему я заинтересовалась этой работой? Не случайно, что мы, учителя, чаще всего жалуемся на нежелание современных детей учиться. Падает интерес к школьным предметам, ученики пассивны и невнимательны на уроках, не слушают и не видят того, что говорит и показывает учитель, не желают вдумываться. Быстро и легко забывают всё услышанное. В связи с этим я обратилась к инновационным технологиям.

Современный мир – это мир высоких технологий, космических скоростей. Человек просто не в состоянии физически освоить весь поток информации. Жизнь меняется ежесекундно. Использование персонального компьютера – кратчайший путь получения и освоения информации. Для школьника он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения. Я считаю, что метод проектов с использованием персонального компьютера в учебном процессе не только оправдан, но и состоятелен. Школа чутко реагирует на социальный заказ общества – воспитание коммуникабельной, информационно грамотной и социально адаптированной личности.

При работе решаются следующие задачи:

  • Научить детей самостоятельно достигать намеченные цели.
  • Научить школьников самостоятельно предвидеть проблемы, которые могут возникнуть.
  • Сформировать умения работать с информацией
  • Сформировать навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний.
  • Подготовка личности «информационного общества». Дать ребёнку так много информации, как только он может усвоить.

Проектная деятельность направлена на рациональное становление личности школьника через активные способы действий.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, а что может быть важнее для ребёнка, чем почувствовать свою значимость в общем деле. Н.В. Горбунова и Л.В. Кочкина разработали методику организации работы над проектом, которая состоит из 4 этапов:

  1. Планирование.
  2. Аналитический этап.
  3. Этап обобщения информации.
  4. Этап представления полученных результатов работы над проектом (мультимедийная презентация).

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласование интересов учащихся. Темы, предложенные детьми, выносятся на обсуждение. Для стимулирования потока идей оптимален метод «мозговой атаки». Для наиболее успешной организации обсуждения учителю следует заранее продумать ситуацию, которая могла бы толчок дискуссии, вопросы, стимулирующие к выдвижению реально осуществимых проектов.

Далее учитель помогает сформулировать основные направления идей и обобщить их. Когда определены все возможные направления, предполагается высказать каждому ученику своё отношение. В результате этого ученики под руководством учителя формулируют 5–6 связанных друг с другом подтем, а затем продумывают их вариант объединения в единый проект для класса. Каждый ребёнок выбирает подтему для будущего исследования, исходя из своих возможностей и интересов. На этой стадии работы учителю необходимо предоставлять инициативу учащимся, выполняя роль консультанта и помощника, но не диктатора.

Аналитический этап – этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации. В это время каждый ученик уточняет и формулирует задачи. Здесь очень важна помощь учителя. Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждый чётко понимал свою собственную задачу. Далее следует поиск и сбор информации. Задача учителя – обеспечить консультации по методике этого вида работы, необходимо особое внимание обучению навыкам конспектирования. На данном этапе ученики получают навыки поиска информации. Это, прежде всего её понимание, сравнение, отбор наиболее значимой. Этот этап наиболее труден для учащихся, так как многие из них привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы; здесь потребуются умения интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения.

Третий этап – этап обобщения информации. Учащиеся систематизируют полученные данные, объединяют их в единое целое, а затем выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. Всё это должно быть направлено на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Здесь предоставляется максимальная самостоятельность в выборе форм результатов проекта. Это очень важный этап, так как каждый из участников как бы « пропускает через себя».

Заключительный этап – представление результатов. На этом этапе учащиеся обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом. Дети предоставляют не только результаты и выводы, но и описывают приёмы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрируют приобретённые знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться при работе над проектом. Нужно учитывать очень важную деталь – выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. Работая над проектом, не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех участников от осознания собственных достижений и приобретённых навыков.

Для ведения диалога с учениками я подготовила своеобразную «корзину вопросов». На 1-м этапе для выявления уже имеющихся знаний:

  • Что вы можете сказать по этой теме?
  • Что вы читали (изучали) по этой проблеме, теме?
  • Что ещё бы вы хотели изучить, понять.

Для выявления склонностей и интересов учащихся:

  • Что ещё интересно вам было бы узнать в этой области?
  • В чём бы вы хотели лучше разобраться?
  • Чему бы вы хотели научиться?

Для выявления затруднений у учащихся:

  • О чём бы вы хотели получить более подробную информацию?

Исходя из ответов на все эти вопросы, я сама определяю тему проекта. Зная способности, наклонности и индивидуальные качества каждого ученика, я беру на себя смелость и самостоятельно определяю задачи проекта, но предоставляю полную свободу действий для поиска и сбора информации. На этапе обобщения информации мы составляем план проекта и выбираем форму презентации. В век новых технологий и компьютеризации для быстрого усвоения информации актуально использовать инновационные методы. Я предлагаю своим ученикам мультимедийную презентацию. Уже с 5 класса ребята имеют основные навыки работы на нём. Поэтому этот вид деятельности для них наиболее интересен. Учащиеся с удовольствием участвуют в создании мультимедийной презентации, в работе они используют слайд фрагменты. Эффективность изображения очень велика, так как у ребёнка формируется композиционное мышление. Дети зрительные образы воспринимают намного лучше, особенно, когда их сопровождают ещё и звук, музыка и анимация. Это интересно ещё и тем, что создать данную презентацию может любой учитель и ученик, имеющий доступ к персональному компьютеру. Эта работа выполняется с минимальными затратами времени, так как компьютер обладает способностью « откликаться» на действия пользователя и « вступать» с ним в диалог, потому что это интерактивное средство обучения. Именно этим меня и привлекает проектная деятельность с использованием персонального компьютера. Это технологии 21 века, так как они предусматривают умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни.

В процессе закрепления большой темы «Наречие» в 7-м классе я считаю целесообразным рассмотреть все подтемы путём использования метода проектов, который направлен на то, чтобы формировать у учеников новый тип мышления – интерактивный.

На первом этапе определяем типологические признаки проекта:

  1. По доминирующей деятельности – смешанный тип, так как его реализация требует объединить разные виды деятельности: исследовательскую, творческую, поисковую.
  2. По предметно-содержательной области – монопроект, так как предусматривает применение знаний русского языка.
  3. По характеру контактов – внутренний, так как организуется внутри одного класса
  4. По количеству участников проекта – групповой.
  5. По характеру координации проект открытый, так как учитель-словесник выступает в роли консультанта
  6. По продолжительности выполнения – краткосрочный, так как занимает два урока.

Далее определяем цель проекта: систематизация знаний по теме «Наречие».
Следующий этап работы над проектом – обдумывание проблем, необходимых для исследования в рамках темы. Важно, чтобы учащиеся самостоятельно могли определить направления поиска:

  1. Не с наречиями.
  2. Буквы о/а на конце наречий.
  3. Буквыо о/е после шипящих на конце наречий.
  4. Дефис в наречиях.
  5. Правописание мягкого знака на конце наречий.

Класс делится на группы, где каждый выбирает себе роль по желанию и соответствию уровня развития и степени одарённости (лингвист, редактор, оформитель). С помощью ролевой игры учащиеся приходят к тому, на что им хочется больше обратить внимания. Работа над проектом проходит эффективно, если учитель помогает учащимся подбирать материал, даёт советы по структурированию. Лидер группы отвечает за композиционную целостность выступления по тематическому блоку и координирует работу микроколлектива, деятельность которого начинается с распределения ролей и знакомства с материалом, его конструирования и моделирования. Во время самостоятельного поиска проводится промежуточное обсуждение, консультации с учителем и лидером группы. Итог самостоятельной работы над проектом – его защита. Нужно отметить, что при повторении метод исследования не может использоваться в чистом виде, так как в русском языке – устойчивые правила. Мне приходится давать учащимся творческие или опережающие задания:

  1. Сравнить правила правописания «Не с наречиями, существительными, прилагательными, глаголами, причастиями и деепричастиями».
  2. Указать правила дефисного написания наречий и прилагательных.

В 7-м классе на уроке могут быть использованы такие ученические проекты:

  • Не с наречиями. (Приложение 3)
  • Буквы о\а на конце наречий.
  • Буквы о/е после шипящих на конце наречий. (Приложение 2)
  • Дефис в наречиях. (Приложение 4)
  • Правописание мягкого знака на конце наречий.
  • Не и ни в отрицательных наречиях.

Хочу поделиться педагогическим опытом проведения урока в 5 классе.

Проект урока по русскому языку в 5 классе «Слитное и раздельное написание не с именами существительными»

Цель: различать не – приставку, частицу, часть корня. Знать условия выбора слитного и раздельного написания.

Средства:

1. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской.
2. Персональный компьютер.

Содержание:

  1. По доминирующей деятельности – смешанный тип, так как его реализация требует объединить разные виды деятельности: исследовательскую, творческую, поисковую.
  2. По предметно-содержательной области – монопроект, так как предусматривает применение знаний русского языка.
  3. По характеру координации проект открытый, так как учитель-словесник ненавязчиво направляет работу его участников, организует отдельные этапы проекта.
  4. По характеру контактов – внутренний (организуется внутри одного класса).
  5. По количеству участников – групповой.
  6. По продолжительности выполнения – краткосрочный, так как занимает один урок.

ХОД УРОКА

1. Словарная пятиминутка (записать текст в тетрадь, найти все известные орфограммы).

Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться,
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.

2. Синтаксическая разминка (записать предложения на доске, подчеркнуть грамматические основы и составить схемы предложений).

Сентябрь – капризный месяц. Золотом и багрянцем украсил он рощи и дубравы, и пелена туманов застелила дали. , и .

3. Защита ученического проекта использованием мультимедийной презентации «Слитное и раздельное написание не с существительными» (Приложение 1).

4.Закрепление материала. Выборочно-распределительный диктант.

Не слитно

Не раздельно

Недоумение

Не правда, а ложь

Неправда

Не добро, а зло

Невольник

Не враг, а друг

Недоверие

Не решительность, а робость

Недруг

Не скромность, а гордость

Небылицы

Не ненависть, а любовь

5.Творческое задание (определить по лексическому значению слово и записать его).

Грубый, невоспитанный человек. (Невежа)
Человек, которому не сидится на месте. (Непоседа)
Недоучившийся, мало знающий человек. (Недоучка)
Неуклюжий, неловкий человек. (Недотёпа)

6. Диктант «Проверь себя»

Когда ж под тучею, прозрачна и чиста, поведает заря, что минул день ненастья, былинки не найдёшь и не найдёшь листа, чтобы не плакал он и не сиял от счастья. И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды, и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Не счастье, беда подстерегала путешественников в далёком краю.

7. Защита ученического проекта (Приложение 4) с использованием мультимедийной презентации «Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными».

8. Закрепление материала. Выполнить упражнение № 667 (работаем по цепочке).

9. Тренировочные задания:

Труд не только радость, но и необходимость, долг, основа человеческого существования. Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. Его рассказ был совсем не интересным. От работы руки не отнимутся.

10. Подведение итогов.

11. Выставление оценок

12. Домашнее задание: (одна группа выполняет упр. № 670, а вторая группа выполняет упр. № 671).