Оптимизация домашней самостоятельной работы учащихся как условие успешности их обучения

Разделы: Работа с родителями


Форма проведения: проблемно – деловая игра.

Ход игры. 

I. Постановка проблемы.

Работа в 4 творческих группах.

Задание 1 группе. С какими проблемами сталкиваются родители, когда их дети готовят домашнее задание?
Задание 2 группе. Какие проблемы испытывают дети, при подготовке домашнего задания?
Задание 3 группе. Составьте список положительных эмоций, которые испытывают родители и их дети при выполнении домашнего задания.
Задание 4 группе. Составьте список отрицательных эмоций, которые испытывают родители и их дети при выполнении домашнего задания.

Выслушиваются ответы родителей.

- Оказалось, что и родители, и учащиеся испытывают массу проблем при подготовке домашнего задания; гораздо чаще проявляются отрицательные эмоции.

II. Требования к организации домашней работы.

Домашняя работа учащихся – особый вид индивидуальной самостоятельной работы, который проходит без руководства учителя. Домашняя учебная работа приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, учит планировать время, воспитывает чувство ответственности, инициативу и активность школьника, создает благоприятные условия для углубления знаний, развития способностей и интересов.

Существует ряд требований к организации домашней учебной работы:

  • Систематичность. Если задание даётся от случая к случаю, если оно не записывается в дневник, то нет уверенности в том, что кто-то из учеников не забудет его выполнить.
  • Обязательность выполнения и проверки домашнего задания.
  • Посильность домашнего задания – по степени трудности оно должно быть равно или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
  • Разнообразие заданий, предусматривающее задания творческого характера. Дифференциация домашнего задания.
  • Постепенное и последовательное усложнение заданий.
  • Взаимосвязь классной и домашней работы по следующим направлениям:

а) содержание и приемы выполнения домашнего задания являются продолжением и закреплением классных заданий и упражнений;

б) подготовка к домашней работе проводится в классе – разъясняются цель, учебная задача, способы выполнения и контроля задания. Установлено, что успешность выполнения домашнего задания зависит от того, как подробно дан инструктаж характера и последовательности операций, какими памятками рекомендовал пользоваться учитель;

в) обеспечивается систематический контроль и самоконтроль учащегося за ходом и результатами домашней учебной работы.

III. Факторы, влияющие на качество самостоятельной домашней работы учащихся.

Чтобы домашняя работа была эффективной необходимо создать для этого благоприятные условия. Рассмотрим факторы, которые влияют на успешность выполнения домашней работы. Их можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: правильный режим работы; оборудование места для занятий; определение оптимального порядка приготовления уроков. К внутренним факторам относятся: умение регулировать собственное поведение; умение быстро включаться в работу.

Работа в 4 творческих группах.
Задание 1 группе. Составьте оптимальный здоровьесберегающий распорядок дня для вашего ребёнка.
Задание 2 группе. Определите оптимальный порядок подготовки домашнего задания по учебным предметам. Обоснуйте.
Задание 3 группе. Определите формы родительского контроля над выполнением домашнего задания, над качеством усвоения.
Задание 4 группе. Какие стимулы можно использовать родителям для повышения эффективности домашнего учебного труда?

Выслушиваются ответы родителей.

1. Как усадить ребенка за уроки.

Начнем с умения регулировать собственное поведение. Практика показывает, что родителям не всегда удается справиться с воспитанием у ребенка в дошкольный период произвольности поведения и что во многих случаях трудности, с которыми он сталкивается в поцессе учебы, вызываются как раз этим обстоятельством.

В школе все очень просто. Учитель полностью управляет учебным процессом, деятельностью ученика. Иное дело дома. Там никто не руководит поведением школьника так, как это делает учитель в классе. Все необходимые «команды» ученик должен отдать себе сам. А он зачастую или не знает этих «команд» или не умеет, отдать их себе, или не умеет выполнять их. Следовательно, научить детей учиться – значит научить их организовывать свое внешнее поведение. Что же мы делаем для этого? В 1 и 2 классе это качество формируется через игру, но по строгим правилам, без скидок на возраст (лото, шашки, домино) и через совместную деятельность. В процессе этого ребенок приобретает умение сосредотачиваться на выполняемом деле. Важно также выработать у ребенка привычку быстро переключаться с одного дела на другое; отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным; не позволять ребенку игнорировать указания; приучать делать всё необходимое с первого напоминания. После этого даём ребёнку самостоятельные поручения, а уже позже переводим их в постоянные обязанности. Эти обязанности ребёнок должен иметь не только в школе, но и дома. Обычное родительское заблуждение, что кроме учёбы у школьника не должно быть других дел. Ребёнок, который имеет обязанности, привыкает ценить время, планировать свою деятельность, приступает к делу без проволочек и добивается хороших результатов.

Во 2 классе было проведено исследование, чтобы проследить, как занятость учащихся влияет на их успеваемость, и получили следующие результаты. Постоянные домашние обязанности имеет 75% от общего количества учащихся; занимаются в системе дополнительного образования 78% от общего количества учащихся; систематически принимают участие во внеклассной работе 65% от общего количества учащихся; 68% от данного контингента имеют хорошие учебные способности. Было замечено, что 20% учащихся, которые ничем не занимаются – имеют низкие учебные возможности.

2. Режим.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Казалось бы, не всё ли равно, в какое время ребёнок готовит уроки, лишь бы задания были тщательно выполнены. Однако это далеко не так. Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали что, как правило, отличники и хорошисты имеют твердо установленное время для занятий. Воспитание привычки к систематичной работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без которого не могут быть достигнуты серьёзные успехи в учёбе. Вот почему садиться за уроки надо всегда в одно и то же время. Поначалу это требует определённых усилий со стороны школьника, но постепенно вырабатывается привычка. Хорошо известно, что школьник, привыкший заниматься в одно и то же время, не только чувствует приближение этого времени, но, более того, у него появляется к этому времени осознанное или неосознанное предрасположение к умственной работе. Что, несомненно, влияет на качество выполняемой работы.

3. Втягивание в работу.

Одно из важных правил приготовления уроков заключается в том, чтобы начинать работу немедленно. Чем дольше человек оттягивает начало работы, тем более длительным будет период «втягивания» или «вхождения». Поэтому, обучая детей тому, как учиться, мы приучаем их, приступать к делу сразу, без раскачки с первых дней пребывания в школе. Если этого не сделать, то при глубокой запущенности занятия становятся трудными и неприятными, учёба превращается в отбывание тяжёлой повинности, теряется интерес.

4. Место для занятий.

Рассмотрим ещё один важный момент, которому родители порой не придают значения. Речь идет о том, что школьник должен иметь постоянное место для занятий, полностью отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям. Хорошо организованное рабочее место настраивает ученика на серьёзную работу, сокращает период «втягивания» в неё. В школе мы с первых дней приучаем ребёнка правильно организовывать рабочее место и даём понять, что это место должно быть только для работы. Это помогает выработать у ученика привычку к внутренней мобилизации с момента начала занятий. По данным нашего опроса 95% учащихся начальной школы имеют своё рабочее место дома. Приучая детей правильно работать, мы на уроках добиваемся, чтобы они работали интенсивно, с полной внутренней концентрацией на выполняемом задании. У человека, который привык работать вяло, темп мыслительной деятельности намного медленнее, чем у того, кто привык работать интенсивно. Время, отводимое для домашнего задания, составляет в 1 классе (2 полугодие) – 1 час, во 2 классе – 1,5 часа, в 3 и 4 классе – 2 – 2,5 часа. Паузы должны составлять 10 – 15 минут, через каждые 30 минут работы.

5. В каком порядке учить уроки.

Много споров вызывают вопросы: «В каком порядке делать уроки?», «С чего следует начинать: с устных или письменных, трудных или легких, интересных или скучных?» Ответить на эти вопросы нелегко, прежде всего, потому, что нет, и не может быть единого порядка приготовления уроков, рационального для всех школьников. Обычно в начальных классах учитель рекомендует начинать приготовление уроков с письменных заданий, а потом переходить к устным заданиям. Для учеников 1 и 2 классов такая рекомендация бывает оправданной, так как дети ещё не привыкли к длительным учебным нагрузкам и быстро утомляются. Поэтому этим ученикам приготовление уроков следует начинать с наиболее трудных заданий, то есть письменных.

Как же приучить ребёнка самостоятельно оценивать трудности выполняемой работы? Для начала пусть сам школьник попытается расположить по степени трудности заданные на сегодня уроки, а после того как они выучены, посмотреть согласен ли он сам со своей предварительной оценкой трудности. Когда он научится это делать более или менее безошибочно, он должен определить, какие из изучаемых в школе предметов ему выполнять легче, а какие труднее. Научившись сопоставлять трудность различных школьных предметов, ученик будет уже в состоянии представить себе сложность задаваемых на сегодня уроков. Опрос, проведённый в данном классе, позволяет сделать вывод о том, что большая часть учащихся (86%) предпочитает выполнять сначала письменные предметы, а потом устные. На первом месте стоит русский язык, второе место занимает математика, на последнем месте – литературное чтение и окружающий мир.

6. Формирование контроля.

Необходимо довести до сознания ребёнка одну простую истину: только повторяя урок самому себе, друзьям, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения. Мы приучаем детей в начальной школе всё время сравнивать свою работу с образцом. Чем раньше поймёт школьник необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Родители часто допускают ошибку, беря на себя большую часть контроля над выполнением домашнего задания. Слов нет, на первых порах подобная помощь необходима. Но, оказывая её, взрослые должны всё время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребёнка. В противном случае ребёнок не чувствует ответственности за плохо выполненное задание, не проявляет самостоятельности. Чтобы учащиеся могли планировать свои действия, определять учебную задачу заданий, мы обучаем их пользоваться памятками.

IV. Взаимосвязь индивидуальных особенностей учащихся с уровнем домашнего задания.

Чтобы домашние задания были эффективными, необходимо знать индивидуальные особенности учащихся.

  • Учащимся, у которых процесс торможения преобладает над процессом возбуждения, необходимо давать задания на развитие речи (заучивание, выразительное чтение, работа с дополнительной литературой). Для них возможны задания опережающего характера (читать тексты и статьи, которые будут изучаться завтра); задания с использованием плана.
  • Учащимся, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, даются задания небольшие по объёму, разнообразные по содержанию, направленные на развитие памяти, речи и неоднократно воспроизводящие ранее изученное. Этим детям в большом количестве нужны задания, требующие анализа, вычленения частей, признаков, разбора с использованием памяток. Им рекомендуется списывание, письмо по памяти, заучивание.
  • Самая многочисленная группа учащихся с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Основой для них являются задания учебника. Для данных учащихся полезны задания, развивающие и углубляющие склонности, и интересы, задания творческого характера.

В домашнюю учебную работу всех учащихся, независимо от принадлежностей к той или иной группе, необходимо включать задания, корректирующие возникшие пробелы в знаниях. Это могут быть упражнения на определённое правило, решение задач и примеров определённого типа, заучивание словарных слов. Во всех случаях в домашние задания полезно включать работу над ошибками. Желательно при составлении заданий корректирующего характера учитывать причины возникновения ошибок у ученика: невыученное правило, неумение применять его в практической деятельности, смешение понятий, явлений; слабое владение способом действия.

Подобный подход оправдывает себя, так как позволяет не только исправить ошибку, но и предотвратить появление аналогичных ошибок.

Работа в 4 творческих группах.
Задание 1 и 2 группе. Какие дополнительные задания должен выполнять дома слабоуспевающий ученик, чтобы повысить качество знаний? Какие средства использовать?
Задание 3 и 4 группе. Какие дополнительные задания должен выполнять дома одарённый ребёнок, чтобы развивать свой интеллект? Какие средства использовать?

V. Виды и уровни домашних заданий.

Существует несколько видов домашних заданий:

  • Индивидуальные. Включают в себя тренировочные и творческие задания повышенной трудности для одаренных учащихся.
  • Дифференцированные. Задания репродуктивного, конструктивного и творческого уровня.
  • Творческие. Составление схем, моделей, кроссвордов, ребусов, сочинение сказок, защита проектов.
  • Задания массивом. Пересказы текстов, чтение наизусть стихотворений, решение задач на выбор из предложенного материала по желанию ученика.

Выделяют три уровня домашнего задания:

1-й уровень – обязательный минимум. Его цель – закрепление знаний. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
2-й уровень – тренировочные. Они направлены на отработку умений и доведения их до автоматизма. Это домашнее задание выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.
3-й уровень – творческие. Их цель – добывание новых знаний, подготовка к их восприятию; развитие творческих способностей. Эти задания выполняются учениками на добровольных началах.

Существуют различные формы контроля над выполнением домашнего задания:

  • Арифметические и математические диктанты.
  • Выбор схем и чертежей к задачам.
  • Конкурсы, викторины.
  • Презентации новых идей.
  • Словарные и выборочные диктанты.
  • Построение схем и моделей.
  • Составление плана, таблицы, алгоритма.
  • Защита проекта.

VI. Результативность самостоятельной домашней работы в начальной школе.

Хочется отметить, что благодаря такой работе в нашем классе, мы добиваемся хороших результатов. В классе отмечается 100% выполнение домашних заданий по письменным предметам и 96% - по устным предметам. Качество выполнения письменных работ составляет 86%, а устных – 78%. По результатам опроса родителей и учащихся данного класса было выявлено следующее. Оказывают помощь учащимся при выполнении домашнего задания по математике – 65%родителей; по русскому языку - 52% родителей; по литературному чтению – 48%; по окружающему миру – 45%; по информатике – 64%; по иностранному языку – 80%. Осуществляют постоянный контроль над выполнением домашнего задания второклассников – 95% родителей.

VII. Причины снижения качества выполняемой домашней работы.

В каждом классе есть 3-4 ученика, у которых качество выполнения домашних заданий находится на низком уровне. Установлено, что чаще всего плохо справляются с домашними заданиями ученики, либо не владеющие приёмами учебного труда, либо не усвоившие программный материал, либо имеющие недостатки в развитии: неустойчивое внимание, замедленный темп работы, инертность мышления, слабые навыки чтения, низкий уровень речевой культуры, отрицательное отношение к учению. Причины можно разделить на три группы.

1. Отсутствие общих учебных умений:

  • не владеют приёмами учебного труда;
  • не усваивают программный материал;
  • не умеют выделять учебную задачу и предмет освоения в изученном материале.

2. Недостатки в развитии:

  • неустойчивое внимание;
  • замедленный темп работы;
  • инертность мышления;
  • слабые навыки чтения;
  • низкий уровень речевой культуры;
  • отрицательное отношение к учению.

3. Отношения с участниками образовательного процесса:

  • трудности в общении с учителем;
  • трудности в общении с родителями;
  • трудности в общении со сверстниками.

VIII. Итог. Формула «трёх У»

Уверенность = Успех = Удовольствие

Ребёнок готов заниматься любым учебным предметом:

  • если ему понятна суть работы;
  • если он видит позитивный результат, который положительно оценивается окружающими;
  • если, справившись с трудным заданием, он испытывает удовлетворение.

IX. Рекомендации родителям.

  1. Домашнее задание выполнить легче и быстрее в тот день, когда его задали.
  2. Полезно попробовать делать уроки рано утром, даже если дети учатся в первую смену.
  3. Многим учащимся полезно читать материал учебника до того, как его объяснит учитель.

Работа в 4 творческих группах.
Задание 1 и 2группе. Составьте список рекомендаций учителю.
Задание 3 и 4 группе. Составьте список рекомендаций детям.

Родителям раздаются памятки «Как подготовить домашнее задание по русскому языку», «Как подготовить домашнее задание по математике», «Как подготовить пересказ», «Как выучить стихотворение наизусть».

Используемая литература.

  1. Бардин К.В. «Как научить детей учиться». – М., «Просвещение», 1987 г.
  2. Уткина Т.В. «Дифференцированный подход к учащимся при выполнении домашнего задания». Журнал «Начальная школа», 1995 г. №9
  3. Григорян Н.В. «Математика. Школьная программа вместе с родителями». «Олма-пресс», 2001 г.
  4. Гин А.А. «Приемы педагогической техники». Москва, «Вита – пресс», 2002 г.