Урок-обобщение с элементами игры и использованием ИКТ "Жизнь в мировом океане"

Разделы: География


Цели урока:

  • Закрепить представление о Мировом океане
  • Показать его роль в формировании природы всей Земли
  • Учить детей выделять главное из полученной информации
  • Объяснять роль океана в жизни Земли
  • Обучающая – углубить знания учащихся о Мировом океане
  • Воспитывающая – пробудить у детей интерес и любовь к окружающей среде, научить общению с ней
  • Развивающая – развивать познавательную активность учащихся.

Ход урока:

1. Организовывающий момент

2. Закрепление пройденного материала.

Вода образует водяную оболочку нашей планеты – гидросферу (от греческих слов «гидор» - вода, «сфера» - шар).

  1. Тихий океан - Ледники
  2. Атлантический - Подземные воды
  3. Индийский - Реки
  4. Северный - Озера
  5. Ледовитый океан - Болота

Вода – самое распространенное на земле вещество. Водная оболочка Земли развивалась вместе с литосферой, атмосферой и живой природой. Почти все процессы на нашей планете протекают при участии воды. Гидросфера состоит из
воды сосредоточена в океанах. Мировой океан – голубое зеркало нашей планеты, колыбель жизни на Земле. В нем не только прошлое, но и будущее нашей планеты. Чтобы понять великую роль океана, необходимо знать особенности его природы: свойства водных масс, понимать роль течений, значение взаимодействия океана с атмосферой и сушей.

Океан полон жизни и тайн, поражающих воображение. Многие из нас не раскрыты до сих пор. При исследовании морских глубин и сейчас еще находят организмы, неизвестные науке. Жизнь в океане всепроникающая. Она существует на дне Марианского желоба, на глубине 11 тыс. м, и даже там, где высокие температуры и огромное давление.

Условия жизни в океане от полюсов до экватора, от поверхности до максимальных глубин очень различны. Поэтому разнообразие жизни в нем необычно велико. В океане выделяют две области жизни. К первой относят поверхность воды и всю водную толщину, ко второй – дно океана. Что же влияет на распространение организмов в безбрежных  водах океана? Свет – первое условие существования в воде зеленых водорослей, которыми питаются другие организмы. Кроме света, на распространение организмов в океане влияют и другие факторы: соленость и плотность, температура воды, количество питательных веществ, течения, вертикальное перемешивание вод, а также свойства вод, слагающих морское дно.

3. Фильм «жизнь в Мировом океане».

4. Викторина.

Деление на команды.

Вопросы. Выбор капитана, название  команды.

Вопросы для викторины. 

  1. Почему Землю называют голубой планетой?
  2. Какое самое большое животное на Земле?
  3. Сколько метров достигает в длину серый кит?
  4. С чем можно сопоставить размеры хвоста кита?
  5. Какое самое быстрое животное в океане?
  6. Какое самое мощное животное на Земле?
  7. Чем питаются серые киты
  8. Какие киты делают самые длительные миграции?
  9. Какое самое мощное течение в океане?
  10. Что является основой для роста фитопланктона в океане?
  11. Какое влияние оказывает луна на жизнь в океане?
  12. Где может происходить явление фотосинтеза?
  13. С помощью чего передвигаются медузы?
  14. Что помогает изменить цвет тела медузы?
  15. Самое глубокое место в океане?
  16. Есть ли жизнь на дне мирового океана?
  17. Какие формы жизни существуют на дне мирового океана?
Презентация