Опыт экологического образования. Экологическое образование и воспитание в школах № 22 и № 1161 ЮЗАО г. Москвы

Разделы: Экология


Будущее человечества напрямую зависит от отношения всех граждан к проблемам состояния окружающей среды. В условиях нарастающего экологического кризиса экологическое образование и просвещение населения способно сформировать идеал нового нравственного человека принимающего на себя всю полноту ответственности за все живое на Земле. Экологическое образование, как составляющая часть образования для устойчивого развития, имеет фундаментальное социальное значение, объединяя людей перед лицом общей опасности и в заботе о будущем.

Формирование навыков заботливого отношения к природе - дело кропотливое и трудоемкое. Развитие экологического мировоззрения людей начинается в семьях с малолетнего возраста и продолжается всю жизнь, включая и школьные годы. В наше время неуклонно возрастает объем информации и это требует от учащихся умений продуцировать новые идеи. В решении этих задач большое значение имеет проектная деятельность.

Около 10 лет в школе № 1161 осуществляется экскурсионная деятельность по ландшафтной экологической тропе, которая проходит по лесу «Дубки», расположенном недалеко от школы. Мы проводим экскурсии по ландшафтно-экологической тропе для школьников и студентов по различным маршрутам и темам. Экскурсии разработаны по трем основным маршрутам для различных возрастных групп.

Важный глубинный смысл организации ландшафтно-экологической тропы, чтобы каждый посетитель ощутил, понял и прочувствовал свое предназначение, задумался над сохранением и умножением истинных общечеловеческих ценностей, к которым относится культура и природа. Ландшафтно-экологическая тропа является результатом проекно-исследовательской деятельности в рамках экспериментальной работы школы. Позже появились программы факультативных курсов для начальной и средней школы.

Факультативные курсы «Экология экскурсионная» биоадекватны и культуросообразны , направлены на реализацию образовательных потребностей ученического проектирования.

В черте города существует много зеленых зон, природоохранных территорий, где можно организовать или использовать уже организованные и разработанные экскурсионные маршруты.

Экологические экскурсии органично вписываются в программу Образования в интересах устойчивого развития.

Программа соответствует образовательному стандарту по предметам «экология» и «биология». Курс обеспечивает знаниевый компонент ученического проектирования.

Цель курсов: развитие у учащихся интереса к изучению экологии, биологии, формирование системы истинных ценностных ориентиров, развитие естественнонаучного мировоззрения, укрепление здоровья, духовно-нравственное воспитание, охрана природы, формирование экологической культуры москвичей и проектного мышления.

Каждая экскурсия включает в себя практическую часть. В процессе проведения факультативных занятий используются проектно-исследовательские методы и технологии. Основной подход – деятельность и творчество.

Ожидаемый результат: включение учащихся в социо-культурное пространство города, расширение мировоззрения учащихся, поднятие их познавательного интереса и успешность в изучении предметов естественного цикла.

В школе №22 Юго-Западного АО экскурсионная деятельность только зарождается, но дает замечательный позитивный эффект. Нами, то есть учащимися седьмого класса и учителем, выбрана тема экологического проекта: «Школьная экологическая тропа», работа над которой планируется в течение нескольких лет, то есть проект является долгосрочным, предполагается, что данный проект – «материнский» отпочкует «дочерние» проекты, которыми могут заниматься все желающие. Таким образом, экологический проект охватит учащихся разного возраста и разных поколений, что имеет большое значение для воспитания экологически грамотных людей. Цель проекта – разработать маршрут и содержание экологической экскурсии силами учащихся по теме: «Школьная экологическая тропа». В достижении поставленной цели основными задачами являются:

А. Изучение и систематизация видового состава растений и животных (птиц), распространенных на территории школы;

Б. Составление эколого-биологических характеристик растений, животных (птиц), полно отражающих все их свойства и особенности;

В. Изучение сезонных явлений в жизни растений и животных (птиц);

Г. Выявление воздействий экологических факторов на те или иные группы живых организмов (загазованность, суровые зимы, уплотненность почвы и т.д.), то есть, организуется экологический мониторинг за живыми объектами.

В процессе работы над проектом учащиеся обучаются экологической грамоте, а затем и сами через проведение экскурсий участвуют в формировании у ровесников и младших школьников бережного отношения к природе.

На первом этапе учащиеся знакомятся с растениями школьного участка, подбирают о них материал из различных источников, используют интернет-ресурсы, а также собственные наблюдения. Информация включает в себя сведения о морфологических, биологических особенностях растений, интересные факты, фенологические наблюдения. Материал пополняется за счет фотографий, гербариев растений, коллекций семян, плодов. На следующем этапе материал обрабатывается и компонуется, создается продукт проекта план – конспект экскурсии в двух вариантах: один - в виде презентации, другой - в виде текста.

По подготовленному материалу о разнообразии растений, произрастающих на школьной территории, создаются экскурсии по разным темам для разного времени года. Проект носит информационно-исследовательский характер. На данном этапе он своей цели достиг, но не исчерпал своих возможностей, так как продолжит свою жизнь в экскурсиях проводимых детьми для детей, заинтересовывая и включая в эту работу все больше и больше ребят.

Возраст учащихся 6-7 класс.

Тема 1. Лес – источник знаний, здоровья и мудрости.( 4 часа)

Тема экскурсии

«Роль лесов в жизни планеты. Природные сообщества леса «Дубки». Начало осени. Фенологические наблюдения. Акция «Дерево – мой друг», (2 часа)

Второе занятие в этой теме.

Этапы

  1. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в природе ( проводится в классе)
  2. Вводная беседа на пришкольной территории. Цели и задачи экскурсии. Необходимое оборудование.
  3. Собственно экскурсионная часть. Продолжение знакомства с природным сообществом леса «Дубки». Фенологические наблюдения.
  4. Практическая часть в рамках экологического проектаn«Совершенствование рекреационной нагрузки леса «Дубки» в форме акции «Дерево - мой друг». На этой части экскурсии имеет смысл остановиться поподробнее, так как все остальное проходит традиционным способом – иллюстративно-обьяснительным.

В 2002 году ЭкоЦентр «Заповедники» проводил акцию, направленную на повышение внимания к деревьям в Москве, выявление особенно интересных и примечательных деревьев, их изучение и охрану. Сотрудниками ЭкоЦентра была разработана анкета, которую мы используем в нашем проекте. Но цель каждого ребенка – найти дерево – друга, с ним подружиться, навещать его, вести длительные наблюдения за ним, любовь к отдельным деревьям, а через это высокое чувство – бережное отношение ко всему лесу. Таким образом, уменьшить рекреационнную нагрузку в лесу.

Для проведение исследования необходимо иметь:

  • карандаш;
  • ручку;
  • рулетку или портновский метр;
  • фотоаппарат (достаточно одного цифрового на группу).

План акции записывается в блокнот и сдается как отчетный материал.

____________________________________________

Фамилия и имя исследователя.

____________________________________________

Класс, возраст

____________________________________________

  1. Имя, которое больше всего подходит твоему дереву.
  2. Как называется твое дерево (вид, род)
  3. Примерный возраст
    старое дерево
    дерево среднего возраста
    молодое дерево
  4. Размеры дерева.
    Общая высота_________метров

Высоту дерева можно определить, пользуясь правилами соотношения сторон в подобных треугольниках. Возьми карандаш или линейку известной высоты.

Удерживая его в вытянутой руке на уровне глаз, отходи от дерева, пока вершина дерева и верхний конец карандаша не окажутся на одной линии. Тогда измеренное расстояние от тебя до дерева (А) умножь на высоту карандаша (в) и раздели на расстояние от глаз до основания карандаша в вытянутой руке (а). К полученной цифре прибавь высоту своего роста до глаз (С) и получишь высоту дерева (X).

Не забудь все измерения проводить в одних единицах, например в метрах.

4.1 Высота ствола до первых сучьев______ метров.

4.2 Окружность ствола на высоте 1,3 м._______метров.

5. Нарисуй или сфотографируй свое дерево, обрати внимание на форму кроны.

6. Происхождение дерева (если есть информация):

  • естественое;
  • посадка

7. Запиши точный адрес

Округ_________________

Район_________________

Близлежащая улица________________________

Близстоящий дом__________________________

Парк или лесопарк (название)________________

8. Зарисуйте план местности и обозначь на нем дерево.

9. Кто живет на твоем дереве:

  • птицы;
  • насекомые;
  • млекопитающие;
  • кто-то еще

10. Какие растения встречаются вокруг

11. В каком состоянии находится дерево:

  • хорошее;
  • ослабленное (меньше половины сухих веток в кроне);
  • сильно ослабленное (половина сухих веток в кроне);
  • усыхающее

12. Наличие повреждений:

  • дупла;
  • выступающие корни;
  • отставание коры на стволе;
  • повреждение вредителями;
  • повреждение листьев;
  • ветви, сломанные ветром;
  • иные повреждения, нанесенные человеком:
    - сломанные ветви
    - надрезы
    - зарубки
  • иные воздействия человека на территорию вокруг дерева:
    вытаптывание;
    замусоривание
    близость автострады
    близость промышленных предприятий
    загрязнение химическими препаратами, применяемыми для борьбы с гололедицей
    въезд на машинах
    иные

13. Какие меры охраны ты можешь предложить для твоего дерева?

14. Что ты можешь сделать сам?

15. Что ты уже сделал для своего дерева-друга?

Отчеты об экскурсии сдаются через 10 дней. Отчет включает короткие заметки по ходу экскурсии, основная часть отчета – ответы на вопросы анкеты.

Обобщенные результаты анкеты вошли в проект «Совершенствование рекреационной нагрузки леса «Дубки», который был представлен на Всероссийский конкурс «Человек на Земле», удостоился самой высокой Седьмой ступени. Материалы проекта переданы в Муниципалитет Южного Бутова по запросу Правительства Москвы для того, чтобы лес «Дубки» имел статус особо (ООПТ) Охраняемой Природной Территории.

Литература.

  1. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч.2. –М.2002
  2. Нечаев М.П. Экскурсионная деятельность в образовательном процессе. -М. Перспектива. 2007.
  3. Карпенкин Б.М. «Народный календарь Подмосковья.-М. УЦ Перспектива, 1999. –104 с.
  4. Измайлов И.В. и др. Биологические экскурсии. М., 1983.
  5. Гроздова Н.Б. Занимательная дендрология. М., 1991.
  6. Экологический вестник Москвы. №№ 1-3, 1997.
  7. Захаров В.П., Григорьев А.Ю. Как посадить свою дубраву. Методическое руководство. М.: Издательство
  8. Ридигер О. Н. «Проблемы школьного экологического образования», статья в приложении «Биология» №27-28/2002 к еженедельной газете Издательского дома «Первое сентября»
  9. Ридигер О.Н. «Некоторые пути повышения эффективности методов обучения экологии в средней школе», «Актуальные проблемы экологии и природопользования» (выпуск 3, часть 2) Сб. науч. трудов. –М.: Изд- РУДН, 2003. – 478 с.: ил.
  10. Ридигер О.Н., Багдеева В.А., Афицерова Е.В. « Лесопатологическое исследование сквера около управы района «Южное Бутово» «Актуальные проблемы экологии и природопользования» (выпуск 3, часть 2) Сб. науч. трудов. –М.: Изд- РУДН, 2003. – 478 с.: ил.
  11. Ридигер О.Н. «Биология. Экология. 11 выпускной класс: Учебное пособие». – М.: АСТ –ПРЕСС ШКОЛА, 2003. – 256 с. – ( Экзамен на «5»)
  12. Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д., Морозов И.Ю. «Почва и методы ее биологической диагностики». Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 296 с.: ил.
  13. Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д. «Практические методы в контроле загрязнений малых рек бассейна реки Волги и их локальное применение на территории Южного Бутова». Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 296 с.: ил.
  14. Ридигер О.Н. Атлас. Биология и экология растений. 6 класс. – М.: ООО «Аст-ПРЕСС ШКОЛА» 2005 г.
  15. Ридигер О.Н. Экологическое образование и воспитание школьников (из опыта работы школы № 1161) . Сборник Департамента образования г. Москвы «Модель непрерывного экологического образования в системе дошкольного и общего образования Москвы// Отв. Редактор Курнешева Л.Е. М.: Центр «Школьная книга» 2006. С.69
  16. Ридигер О.Н. Экологическое просвещение в системе опорных школ. Статья в газете «Биология» (Приложение к «Первое сентября»), № 24, декабрь, 2006 г., с.
  17. Ридигер О.Н., Земцов А., Харламов И. Мониторинг состояния водоемов Южного Бутова. Актуальные проблемы экологии природопользования. Вып. 8. Ч.3.: Сборник научных трудов. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 233 с.