Родительское собрание на тему "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"

Разделы: Работа с родителями


Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

Л.Н. Толстой

Цель: побудить родителей к откровенному разговору с детьми об особенностях семейных отношений.

Подготовка к проведению: анкетирование учащихся (Приложение 1).

План проведения:

  1. Вступительное слово классного руководителя.
  2. Результаты анкетирования учащихся.
  3. Анализ анкет учащихся – беседа с родителями.
  4. Обсуждение домашнего задания.
  5. Заключение.

Описание мероприятия:

Родительское собрание проводилось для родителей учащихся 10 класса по результатам проведения классного часа, посвященного Году Семьи. Оно построено на обсуждении результатов анкетирования учащихся и проводится в форме дискуссии. Родители, обсуждая результаты анкеты, не знают, кому принадлежат те или иные высказывания. С одной стороны они видят результаты анкетирования всех детей сразу, при этом смело дают оценку тому или иному высказыванию, не опасаясь кого-то обидеть. С другой стороны – они делают самые общие выводы, но появляется тема для разговора со своим ребенком.

На этом собрании родителям задается домашнее задание, которое призвано побудить родителей к доверительному разговору со своими детьми на тему семейных взаимоотношений. Потом у детей можно спросить о том, как родители выполнили домашнее задание.

Такие родительские собрания эффективны, если дети доверяют классному руководителю и искренне отвечают на вопросы анкеты. Для этого необходимо аккуратно обращаться с результатами различного рода анкетирования и, если вы хотите обсудить полученную информацию с родителями, то не стоит называть фамилии детей.

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

1. Вступительное слово

Каждый из нас свои первые шаги делает в семье. Здесь он растет, развивается, умнеет, воспитывая уже своих детей, мудреет, балуя внуков. Семья – это связь времен, поколений, а значит и основа развития общества. Опыт последних десятилетий свидетельствует, чем меньше государство уделяет внимания проблемам семьи, тем острее демографическая и экономическая ситуация. Сегодня на всех уровнях власти появилось понимание того, что интересы семьи не являются интересами частными. Позитивные сдвиги в демографической ситуации являются главным показателем успешности развития страны. В конечном итоге на это работают все разделы стратегии развития России. Особое место в ней отведено семейной политике.

На слайде предложены различные высказывания о семье. Родителям предложено выбрать одно из них и обосновать свой выбор.

  • Семейная любовь наиболее распространенное у людьми и наиболее прочное, поэтому, в смысле влияния на жизнь людей, самое важное и самое благотворное изо всех добрых чувств человека. (Н.Г. Чернышевский)
  • Семья – это первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (Сухомлинский)
  • Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизни социалистического общества, является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение. (А.С.Макаренко)
  • Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л.Н. Толстой)
  • Семья ведь тоже созидается, а не дается готовою, и никаких прав, никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собою, одно из другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи. (Ф.М.Достоевский)
  • Только те семейные и общественные отношения и могут быть крепки, которые вытекают из внутреннего убеждения и оправдываются добровольным, разумным согласием всех, в них участвующих. (Н.А.Добролюбов)

2. Результаты анкетирования учащихся

Один из прошедших классных часов посвящен Году семьи и учащимся, по итогам беседы, была предложена анкета (Приложение 1).
Я предлагаю обсудить вопросы, которые дети хотят задать своим родителям:
Где мама отдыхала в молодости? Трудно ли работать? Что вы мне подарите на день рождения? Какое мнение о моей учебе? Уверены ли Вы во мне? И в каждом ли решении Вы меня поддержали бы? Ты меня любишь? Почему Вы меня так воспитываете? Счастливы ли они? Почему вы меня часто ругаете? На что вы опирались при выборе будущей профессии? Как у тебя прошел день? Почему они слишком трепетны по отношению ко мне? Не отпускают долго гулять? Считают меня еще недостаточно взрослой?
Какие разные вопросы!
Выскажите, пожалуйста, свое отношение к этим вопросам. Узнали ли Вы вопрос своего ребенка?
На какие вопросы вы затрудняетесь ответить?
Остальные ответы ребят были обработаны и предложены Вам для анализа без указания авторов (Приложение 2).

3. Анализ анкет учащихся – беседа с родителями «Какая у нас семья?!»

Вопросы для обсуждения результатов анкетирования

  1. Какое высказывание о семье вам больше всего понравилось?
  2. Как вы думаете, какое из высказываний о семье принадлежит вашему ребенку?
  3. В каких высказываниях прослеживается направленность на «себя», а в каких на остальных членов семьи? О чем это может говорить?
  4. Какое высказывание о родителях вам больше всего понравилось?
  5. Обратите внимание на высказывания, в которых ребенок отражает партнерские отношения (на равных).
  6. Обратите внимание на высказывания, в которых ребенок ярко выражает готовность родителей оказать помощь в трудной ситуации (доверие и надежда).
  7. Какому из высказываний вы отдали бы предпочтение: Люди, которые меня любят или люди, которых я люблю. Ответ прокомментируйте.
  8. Как вы думаете, какое из высказываний о родителях принадлежит вашему ребенку?
  9. Сколько высказываний о радости в семье связано с поступками ребенка? Сколько высказываний о радости в семье относится ко всем членам семьи? Как вы думаете почему? О чем это говорит?
  10. С какой целью вы хвалите детей?
  11. Обратите внимание, как дети относятся к похвале и поощрениям со стороны родителей.
  12. Совпадают ли ваши цели с полученными результатами?
  13. Что, по мнению детей, больше всего огорчает родителей?
  14. Если они осознают это (см. вопрос 13), почему же они так поступают? (ведь они очень вами дорожат см. высказывания о родителях)
  15. Наши дети уже выросли. Как вы считаете, так ли уж им необходим физический контакт со стороны родителей (обнять, прижать, поцеловать)?
  16. Как часто вы это делаете? По какой причине?

«Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития – двенадцать».

Роберт Мак (американский хирург)

4. Домашнее задание:

– обсудите со своим ребенком результаты анкетирования;
– выразите ему свое отношение вербально (словесно);
– выразите ему свое отношение невербально (без слов).

5. Заключение

Законы благополучной семьи

  1. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
  2. Закон значимости похвалы для ребенка.
  3. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
  4. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.