Урок по истории Древнего мира на тему "Древние Афины" (5-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Основные термины:

  • ПОЛИС,
  • ДЕМОС,
  • АРЕОПАГ,
  • АРХОНТЫ

Наглядные средства:

  1. Мультимедиа экран;
  2. Изображения богов Древней Греции на доске, закрытые листами бумаги (Приложение 1-4);
  3. Атлас по истории (История Древнего мира, 5 класс, Изд. “ДРОФА”, “Дик”, 2008)
  4. Учебник по истории Древнего мира, 5-й класс. (Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. История Древнего мира, 5 класс, Москва, Просвещение, 2007 г.)

Категория учащихся:

  • общеобразовательный 5-й класс.

Цель урока:

  • изучить географические и общественные особенности развития афинского полиса.

Задачи:

  1. Повторить религию Древней Греции.
  2. Ознакомить учащихся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг.
  3. Сравнить греческий и финикийский алфавиты.
  4. Проанализировать особенности развития афинского полиса.

Тип урока:

Комбинированный:

  • в 1-й части - повторение пройденной темы,
  • во 2-й – изучение новой темы,
  • в 3-й – закрепление изученного материала.

Место в общем курсе:

  • Данный урок является частью темы "Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела "Цивилизация Древней Греции".

Структура урока:

1. Устный опрос по предыдущему материалу (в форме викторины);

2. Ознакомление с новым материалом:

  • - работа с учебником, атласом и тетрадью по предмету;
  • - работа с мультимедиа экраном;

3. Закрепление изученного материала;

Наглядные пособия:

  1. Изображения на мультимедиа экране;
  2. Изображения на доске;
  3. Репродукции в учебнике;

Методы:

  1. метод сравнительного анализа - учащиеся сравнивали греческий алфавит с финикийским;
  2. метод исторического анализа – учащиеся выявляли основных представителей демоса и знати; анализировали особенности климата и хозяйственной деятельности жителей Аттики;
  3. объяснительно-иллюстративный метод - работа класса с мультимедиа проектом и репродукциями учебника;
  4. метод диалога - беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний;

Ход урока

Часть 1. Повторение предыдущего материала. (6-7 минут)

Опрос домашнего задания по теме “Религия Древней Греции”.

На доске: изображения нескольких богов Древней Греции, имена которых закрыты. По мере ответов учащихся, учитель открывает имена богов.

За правильные ответы помощник учителя даёт учащемуся “флажок”. За три “флажка” ставиться оценка “5”.

Викторина “Боги Олимпа”:

  1. Назовите богов, помещенных на доске. Покровителем, каких занятий людей был тот или иной бог (богиня)?
  2. Назовите богов различных явлений природы. С какими явлениями связаны эти боги?
  3. Каких богов греки особенно почитали? Почему?
  4. Какой народ не знал ни бога морей, ни бога грома и молний?
  5. Какой народ знал только одного Бога?

Часть 2. Изучение нового материала: Древние Афины (20-25 минут)

презентация

За правильные ответы помощник учителя даёт учащемуся “флажок”. За три “флажка” ставиться оценка “5”.

- После разрушения северными племенами Микен, в Греции возникли небольшие самостоятельные государства – ПОЛИСЫ (Слайд № 2). В территорию каждого полиса входили город, расположенные вокруг него поля, пастбища, рощи и виноградники и поселения.

Работа с учебником и словарём: найти определение в учебнике (стр. 133) и выписать в словарь.

Работа с атласом: Посмотрите на карту Греции и назовите полисы на территории Греции? (Слайд № 3)

- Итак, что такое полис?

В 8 веке до н. э. Греции появилась письменность. (Слайд № 4)

Работа с учебником и экраном (Слайд № 5): Посмотрите на некоторые буквы греческого алфавита. Скажите буквы, какого алфавита они вам напоминают? (Ответ: буквы финикийского алфавита).

Экран. Слайд № 6 - рядом с греческими буквами появляются финикийские буквы.

- Рассмотрите буквы. Чем греческий алфавит отличается от финикийского? (Ответ: в греческом алфавите есть гласные буквы).

- Впервые в истории греки стали обозначать гласные буквы!

- Почему мы уверенны, что перед нами пример алфавита? Какую письменность древнего государства мы ещё знаем? (Ответ: иероглифы).

Экран. Слайд № 7 - рядом с греческими и финикийскими буквами появляются египетские иероглифы.

- Чем эта письменность отличается от греческого алфавита?

- На какой из этих алфавитов похож наш алфавит? Чем?

В Средней Греции есть область – Аттика. Её главный город – Афины. (Слайд № 8)

Работа с атласом и экраном (слайд № 9):

Посмотрите в атлас, и определите, чего не захватало жителям Аттики? (Ответ: плодородной земли, рек).

В Аттике нет больших рек, а большая часть покрыта каменистой почвой. А то значит, что не все жители могли заниматься…

- Чем не могли заниматься большинство жителей Аттики? (Ответ: земледелием).

- Но, это значит, что жители могли заниматься чем–то другим.

Экран. Слайд № 10, 11: Посмотрите на экран. Определите, чем занимаются жители Афин?

Правильно, перед нами ремесленники – сапожник и кузнец.

Кроме ремесла, на каменистой почве росло необычное дерево (Слайд № 12).

Внешне оно неказисто: с кривым стволом и небольшими серебреными листочками. Но именно это дерево давало жителям Афин одно богатство. Это дерево называлось ОЛИВОЙ. А плоды дерева – оливками. (Слайд № 13).

- Предположим, чем могли быть важны оливки для древних греков?

Греки так ценили эти плоды, что верили в то, что ОЛИВА - дар богов. Точнее одного бога.

Экран. Слайд № 14: “Миф о споре Афины с Посейдоном”. Смотрим и готовимся к вопросам.

- Итак, кто же дал оливу грекам? (Ответ: Афина).

- Почему именно Афина выиграла спор?

- Предположите: почему в споре участвовал Посейдон, а не другой бог? (Ответ: Посейдон – бог морей, а Афины располагаются на берегу моря).

- Что ещё дала Афина жителям Аттики, кроме оливы? (Ответ: название города – Афины)

Кроме оливы греки выращивали вино, которое ценилось во многих странах древнего мира.

Но греки никогда не пили вино неразбавленным. (Слайд № 15). Пьянство – осуждали!

Предположите, почему пьянство осуждалось?

- Итак, мы выяснили, чем занимались жители Афин. А как же управлялся Афинский полис?

Власть в Афинах принадлежала ЗНАТИ. Простые же люди не могли участвовать в управлении своего государства. Они назывались – ДЕМОС.

Работа с доской (на доске – термины в неправильном порядке: богатый землевладелец, богатый рабовладелец, жрец, военачальник, земледелец, кузнец, сапожник, пастух).

Разместите термины: кто из названных жителей – представитель знати, а кто - демоса.

Правильный ответ:

ЗНАТЬ ДЕМОС
Богатый землевладелец

Богатый рабовладелец

Жрец

Военачальник

Земледелец

Кузнец

Сапожник

Пастух

- Почему вы решили так?

Работа с экраном (слайд № 16) и словарём: Определение по учебнику “Демос” выпишите в словарь.

На горе бога Ареса заседал совет знати – АРЕОПАГ. (Слайд № 17)

Он выбирал (также из знати) правителей города – 9 АРХОНТОВ. (Слайд № 18). Слова новые и сложные. Произнесём их хором.

- Как вы думаете, как управляла знать полисом? С выгодой кому?

Знатные архонты придумали жестокие законы, по которым наказанием за воровство была смертная казнь!

Самые жестокие законы были, законы архонта Драконта. Прочитайте дома самостоятельно (стр. 135)

Лучшая земля также принадлежала знати.

Нелёгкий труд у простого земледельца. Взяв в неурожайный год долг, земледелец очень сильно рисковал. На его поле ставили особенную метку – долговый камень.

- Предположите: чего мог лишиться земледелец, если не мог вернуть долг? (Ответ: за долги земледельцы теряли свою землю, а то и собственную свободу).

Рабство было на всю жизнь. А взятого за долги земледельца рабовладелец мог даже продать в другую страну!

- Как вы думаете, был ли доволен своим положением демос?

- Чего хотел демос? Каких прав для себя желал?

Часть 3. Закрепление пройденного материала (6-7 минут)

  • - Повторим, что мы изучили на уроке нового?
  • - Что же такое полис? Какой полис мы сегодня изучили?
  • - Особенность греческого алфавита. Почему мы благодарны грекам за это нововведение?
  • - Что такое демос? Чем занимались жители Афин?
  • - Чем был недоволен демос? Что хотел отменить?

Тест. На работу отводится 3 минуты. После истечения срока тетради обмениваются и проверяются соседями. Правильные ответы учитель может назвать с помощью учащихся.

Подумай и ответь одной буквой. (Слайд № 19).

1. Что называется полисом? (Слайд № 20).

  • а) город-государство в Древней Греции
  • б) город в Древней Греции
  • в) название органа управления городом

2. Как назывался Совет знати в Афинах? (Слайд № 21).

  • а) ареопаг
  • б) демос
  • в) полис

3) Как по-гречески назывался простой народ? (Слайд № 22).

  • а) илоты
  • б) полис
  • в) демос

4) Девять правителей Афин: (слайд № 23)

  • а) стратеги
  • б) архонты
  • в) полисы

Записали домашнее задание в дневник:

  • § 29 “Земледельцы Аттики теряют землю и свободу”.
  • Читать и отвечать на вопросы к параграфу. Учить словарь.