Становление личности младшего школьника через активное участие родителей в жизни классного коллектива

Разделы: Классное руководство


Находясь в постоянном творческом поиске, мы – учителя Линёвской средней школы № 4, ищем  новые подходы к  сотрудничеству с родителями. Поэтому с большой радостью поделимся своими наработками с коллегами.
Пройдя курсы повышения квалификации в  2001 году  в городе  Москве  по системе общего развития   Л. В. Занкова,     получив первый педагогический опыт по данной  технологии, для нас  она  стала основополагающей.
Система Л. В. Занкова выдвигает на первый план  усвоение прочных знаний  и умений посредством продвижения ребёнка в общем развитии.  Именно на старте ребёнок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получать опыт их решения, потребность в познании, в саморазвитии.  Основные отдалённые результаты действия системы –  высокая социализация детей. Согласно концепции нашей школы, которая работает на идею социализации личности, учащиеся  должны обладать адаптированностью,  коммуникабельностью, активностью, самостоятельностью.  Данная система  прекрасно  сочетается  с программой развития нашей  школы и  отвечает всем требованиям.  
Выпустив свои первые занковские классы, мы получили  следующие результаты:

  • Высокий уровень мотивации детей к учению, что подтверждает диагностика психолога школы  Л. Е. Шило;
  • Стабильность  высокого уровня предметных знаний и рост качественной успеваемости; 
  • Активное  участие  детей во внеурочной деятельности по учебным предметам;
  • Занятость в кружках, секциях, активная жизненная позиция учащихся.
При позитивном решении вопросов учебно-воспитательной работы проблемой остаётся  сохранение качественных показателей здоровья младших школьников.            
 Только в  тесном контакте с родителями  мы  смогли добиться  положительных результатов в обучении и воспитании учеников.             
Работу с родителями мы начинаем  ещё в период  комплектования  класса. В нашей школе 12 лет  работает класс «Малышок» (класс подготовки детей к школе). Формирование класса идёт в течение года. Дети поступают в  «Малышок» из разных детских садов. Для родителей будущих первоклассников  работает « Родительский клуб».  

Цель работы клуба на начальном этапе:
- Оказание психолого-педагогической помощи в период подготовки детей к школе.
Наше сотрудничество позволяет  решить  следующие задачи:

  • организация психолого-педагогического просвещения родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • организация и совместное проведение досуга детей и родителей.  

Заседание клуба проходит в непринуждённой обстановке, без нравоучений. Родители получают   рекомендации по подготовке детей  к школе, консультации  логопеда,  психолога.   Мы стараемся сделать их своими союзниками, помощниками, соучастниками педагогического процесса. Посещение клуба для родителей – свободное. Заседание проходит один раз в месяц. Родительский клуб сегодня посещает    25- 30     человек.  
Основная отдалённая цель создания «Родительского клуба»- взращивание родительской элиты.
Большое внимание уделяем психолого-педагогическому  просвещению  родителей.  В нашей школе систематически проводятся общешкольные родительские собрания, дни открытых дверей. Регулярно проводим с родителями тематические, индивидуальные консультации. Индивидуальные консультации сейчас это не только методические рекомендации  для  «слабых» учащихся, но и консультации для родителей одарённых детей по подготовке к различным конкурсам.
Но   самое главное – проведение классных родительских собраний. Для нас классное собрание  - это, в первую очередь, обучение родителей быть ими  через  теорию и практику.
К каждому собранию готовимся  тщательно, стараемся  создать благоприятную атмосферу общения, пробудить активность родителей.  На  самом первом собрании знакомим  с памяткой для родителей  первоклассников.  Памятки напечатаны заранее и на собрании их получает каждый родитель. Здесь же  выступает психолог школы, рассказывает о готовности каждого ребёнка к школе, о возможных проблемах, дает советы и рекомендации.
При общении с семьями учащихся соблюдаем определённые правила, а именно:

  • к родителям каждого ребёнка проявлять искреннее   уважение;
  • общение с родителями ученика должно идти ему во благо;
  • тактично и объективно изучать семьи  учащихся;
  • изучение семей предполагает дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Почувствовав заинтересованность к себе в лице классного руководителя, родители с удовольствием откликаются на любое дело, готовы к сотрудничеству и партнерству в воспитательной работе. У родителей формируется уважительное отношение к   учителю, которому не безразличен внутренний мир ребёнка.

На первом собрании  в  сентябре  вместе с родителями вырабатываем план совместной работы, так начинаетсявовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Родители выбирают, в каких мероприятиях они хотели бы принять участие.

Определились  следующие  направления работы:

Учитель:
• Проведение праздников
• Посещение театра
• Проведение классных часов
• Организация экскурсий
• Проведение спортивных мероприятий
• Комплектование новогодних подарков
• Ремонт кабинета
• Предлагайте что-то своё
Родители:
новый год, выпускной вечер
театр «Глобус», «Музкомедии»
«Все работы хороши!»
ботанический сад, ледовый городок, краеведческий музей, студия мультипликации и т. д.
весёлые эстафеты
(фамилии родителей)
(фамилии родителей)
участие в предметных декадах

Наши   родители принимают активное участие в различных праздниках,   декадах  проводимых в  школе. Так, например, в декаде  «Я и моя семья».  В течение декады   была организована выставка  стихов о маме собственного сочинения.  Дети вместе с родителями     изготовили поделки  для благотворительной ярмарки. Деньги, вырученные с  ярмарки,   вложили в общую казну для детей детского дома.  Традицией в наших классах стало: сбор игрушек, книг, школьных принадлежностей, вещей для детей сирот. Семьи   класса приняли участие в спортивно-интеллектуальном марафоне «Я и моя семья». В результате получился замечательный паспорт «нашей семьи», который поместили в классный уголок.
Выполняя творческие работы по литературе, часто   сочиняем стихи, рассказы,  сказки. Очень нравится детям делать рисунки к  ним.Таким образом, вышли на идею создания своих мультфильмов.   Родители организовали поездку  на детскую   киностудии «Поиск». После экскурсии дети загорелись    желанием создать свой мультфильм. Самостоятельно организовали творческие группы. Обратились в центр дополнительного образования  «Спутник» за помощью.  В нашей просьбе не отказали.  Через месяц первый  мультфильм был готов. 

Классные часы в нашей работе являются основным компонентом системы  воспитательной работы.  Проводим   их совместно с родителями. Иногда мнение, высказанное родителями класса, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение классного руководителя.

Тема классного часа

Ответственные

Цель

Результат

Урок знаний.  «Турнир умников»

 классный
руководитель

расширять кругозор детей, получать новые знания   

расширение кругозора, сплочение детского коллектива

«Моя семья»

родители ученика

укреплять семейные отношения

сплочение детского коллектива и взрослых

«Основные законы бесконфликтного существования»

инспектор по ДНЛ (мама ученицы)

воспитывать доброе отношение друг к другу, профилактика ссор и конфликтов

 создание атмосферы товарищества, взаимопомощи, толерантности

«Мой родной край – моя малая Родина»

бывший
председатель поссовета 
(бабушка
ученика)

расширять  кругозор  детей, воспитание гражданственности, любви к своему родному краю

получение новых знаний об истории посёлка, сочинение о посёлке

«Вредные привычки»

врач – педиатр,
спортсмен
(мама
ученицы,
папа ученика)

пропаганда  здорового   образа жизни и  культуры  поведения

участие в спортивных мероприятиях, интеллектуальных играх, конкурсах и викторинах

В конце каждого года обучения на последнем собрании подводим итоги года.  Дети по желанию демонстрируют свой   «портфолио».  

Привлекая родителей к участию в воспитательной работе класса, мы обращаем серьёзное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Формы поощрения самые разнообразные - грамоты, дипломы, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, сладкие призы, сувениры, изготовленные самими учащимися.

Мы пришли к выводу, что  именно    такая работа с родителями  делает упор на развитие личности ребёнка, на формирование у него умения и желания изменить самого себя. Ребенок начинает творить. А   творчество – это создание нового и прекрасного. Оно побуждает потребность в знаниях, работу мысли, вводит ребёнка в атмосферу вечного поиска.