Формирование целостной учебной деятельности как важнейшее условие развития субъектной позиции учащихся

Разделы: Русский язык


В течение многих лет я работаю над проблемой активизации процесса обучения посредством разнообразных методов и приемов.
За это время мне удалось значительно повысить свой теоретический и практический уровень по данной проблеме.
Свою задачу вижу в том, чтобы создать условия для развития творческой саморазвивающейся личности, усваивающей не только отдельную сумму знаний, но и способы их добывания. Именно в этом случае ученик из объекта обучения должен стать субъектом учебной деятельности.

Он становится таковым, если овладеет всеми компонентами учебной деятельности: учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, действия оценки, действия контроля.
Интерес и цель важны для поддержания активности учащихся, целенаправленная учеба более эффективна. Постановка цели и задач всегда должна учитывать потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажду познания нового. Если на уроке есть условия для удовлетворения этих потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу.
Формирование целеполагания начинаю с того, что ставлю цель урока сама. Стараюсь делать это убедительно и    доходчиво.    Самые    важные    задачи    в    доступной формулировке записываю на доске.

Например, тема урока «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».
Задачи:

  1. Выяснить и усвоить условия выбора одной и
    двух букв нв суффиксах прилагательных.
  2. Уметь находить и объяснять орфограмму.
  3. Правильно писать слова с этой орфограммой.

В ходе урока постоянно акцентирую на них внимание учеников, а в конце прошу оценить, насколько задачи решены. Учащиеся анализируют, удалось ли решить поставленные задачи, осуществляя самоконтроль.
Членами нашей лаборатории «Активизация процесса обучения» выработаны методы и приемы, помогающие мне формировать у учащихся такой компонент какцелеполагание (его структура представлена ниже). Их я активно использую в работе.

- Самостоятельная работа с текстом учебника
- Работа в микрогруппах
- Работа с учителем
- Работа с консультантами
- Работа с дополнительной литературой в библиотеке.

- Формирование темы при помощи опорных глаголов
- Исходя из темы урока, сформулировать цель
- Постановка цели в виде вопросов
- Прием «Мозаика»
- Определение темы урока по списку «малых» вопросов
- Изучение темы по алгоритму
- Прием «Коллизии»

Предлагаю описание некоторых методов и приемов.

1. Формирование темы при помощи опорных глаголов.
На первых уроках в пятом классе даю набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснитъ, обобщить закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...). Попутно формируется умение составлять правильно предложение.

2. Прием «Мозаика».
Используя материал для наблюдений, сформулировать темуурока и цель.

Материал для наблюдений на доске.

ядовитый  -   жёлудь
увлекаемся   -  щёлочь
крыжовник    -  шов

  • К словам левого столбика подберите однокоренные слова,
    объясните написание. Какая это орфограмма?
  • Можно ли к словам шов, крыжовникподобрать однокоренные
    слова? (Нет.)
  • А к словам жёлудь, щёлочь? (Да, желудевый щелочной)
  • О чем пойдет речь на уроке?

О правописании букв О-Ё после шипящих.
Учащиеся формулируют тему урока: Тема«Буквы О-Ё после шипящих в корне слова».

Цель:    знать, когда  в  корне  слова  после шипящих пишется  О-Ё;  отчего зависит написание О-Ё в корне;

  • уметь обосновывать выбор О-Е в корне слова после шипящих; правильно писать слова с данной орфограммой;
  • выделять орфограмму графически;
  • отличать слова с данной орфограммой от словарных слов.

3. Прием «Коллизии» (Коллизия - - противоречивое утверждение, столкновение старых знаний с новыми.)

Тема: «Сложное предложение» 5 класс.

На доске два предложения: Ночью ветер злится и стучит в окно.
В ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят.

Учитель: Мне кажется, что перед нами два простых предложения с однородными членами. Ребята, используя старые знания, понимают, что их недостаточно для характеристики второго предложения. Они увидели различия, сформулировали тему урока и цель.
Поставив цель вначале, мы обязательно будем возвращаться к ней в течение урока, а в конце подведем итог.
Итак, целеполагание является важным компонентом учебной деятельности, способствующим развитию субъектной позиции. Осознанная цель достигается активнее и быстрее, а результат оказывается более высоким и качественным.
Развитию у школьников активной деятельностной позиции в процессе обучения способствуют учебные действия. Овладение ими - условие успешного продвижения учащихся в процессе обучения, формирования способности самостоятельно находить способы решения поставленных задач.
     В последние годы я стала больше уделять внимания групповой работе, которая помогает решить такие задачи, как воспитание у учащихся самостоятельности, активности, умения сотрудничать с другими, формирование познавательного интереса, коммуникативных умений и навыков. Считаю, что целесообразно применять такую форму на уроках усвоения новых знаний, систематизации и обобщения, коррекции и контроля.
Например, урок «Буквы О-Ё после шипящих и ц в суффиксах прилагательных» был организован следующим образом. В начале урока в процессе беседы повторяем правописание букв о и е после шипящих в корне слова, в окончаниях существительных и прилагательных, в суффиксах существительных. Затем формулируем задачи урока:

  1. выяснить условия выбора О и Ё в суффиксах существительных;
  2. изучить    особенности    правописания    О    и   Ё    в    суффиксах
    прилагательных;
  3. уметь    правильно    писать    суффиксы    прилагательных   после
    шипящих.

Для решения этих задач организуется групповая работа. Группа получает свой вариант карточки. Учащиеся распределяют между собой задания, каждый выполняет часть общего задания. Затем складывается коллективный результат, которым владеют все члены группы и могут выступить с сообщением.
В условиях групповой работы возникает благоприятный для ученика эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес.
Работая над формированием действия контроля и оценки, продумываю методы вовлечения учащихся в анализ и самооценку группы и её результатов. Такими методами и приёмами могут быть:

  1. Лист самоконтроля.
  2. Использование проверочных карточек, которые содержат полное
    или частичное решение предлагаемых заданий.
  3. Работа по алгоритму.
  4. Оценивание устного ответа по образцу.
  5. Проверки контрольных диктантов и срезовых работ с помощью
    учителя (правильный ответ диктует учитель).
  6. Проверка диктантов с орфографическим словарём.

•     Самостоятельная работа «Проверяю себя» (проверка по ключу).
Контроль  и  оценка должны  присутствовать  на всех этапах урока.
Вначале провожу беседу с учащимися о значении умения объективно оценить себя или товарища. После относительной сформированности и индивидуальной самооценки ввожу коллективную.
Активно в своей работе использую элементы технологии критического мышления. Почему я обратила внимание на эту технологию? Потому что она тесно связана с технологией развивающего обучения, где интерес и цель важны для поддержания активности учащихся.
Из технологии критического мышления я выделяю несколько методов: инсерт, кластер, чтение текста со стопом, письменные задания, перекрёстные дискуссии, взаимоопрос, совместный поиск, таблица «Знаем. Хотим. Узнали», т.к. считаю их очень эффективными.
Выбор этих технологий не случаен, т.к. они эффективнее всего направлены на формирование субъектной позиции, которая позволяет сформировать у ученика самостоятельность, коммуникабельность, адаптированность, активность, предприимчивость. Это очень важно в современных условиях, потому что сегодня общество предъявляет очень жёсткие требования к выпускнику.
Исходя из выше сказанного, вытекает главная цель: создание условий для социализации личности школьников, их адаптации к окружающей жизни.
Итак, при данной системе обучения, содержание материала, формы, методы, подбираются в соответствии с психофизиологическими особенностями, с учётом уровня сформированности компонентов учебной деятельности.
Предлагаю фрагменты уроков, на которых были использованы некоторые приёмы технологии развивающего обучения и критического мышления.

Тема: «Что такое причастие?

Приём: Концептуальная таблица «Знаю. Хочу знать. Узнал».

Этапы урока:
1.Прошу ребят сказать всё, что они знают о причастии. (Ничего не знают)
2. На доске записываю слова: бегущая, читающий, собранные.
3. Ребята «разбиваются» на группы и записывают всё, что думают о причастиях. ЗНАЮ: Они похожи на прилагательныё, отвечают на вопросы какая? какой?  какие? Имеют такие же окончания.
ХОЧУ ЗНАТЬ:

  • Как отличить причастие от прилагательного?
  • Как изменяются причастия?
  • Каким членом предложения могут быть?

Далее предлагаю ученикам внимательно прочитать параграф, используя приём ИНСЕРТ – приём маркировки текста. Во время чтения делаем пометки, отмечая:

  • То, что они уже знали (*)
  •  То, что противоречит тому, что они знали ( -)
  • То, что их заинтересовало, чего они не знали (+)
  • То, что они не поняли и хотели бы разъяснить (?)

4.Дети составляют таблицу и делятся друг с другом своими записями.
5.Мы возвращаемся к вопросам, заданным ранее.
6.Выясняем, на какие вопросы мы так и не получили ответов?
7.Затем ученикам предлагаю текст, в котором они выясняют роль причастий.
ИЛИ
Написать сочинение на свободную тему, в котором они используют причастия и выясняют их синтаксическую роль.

 На уроках литературы часто использую приём чтение текста со стопом.
На мой взгляд, он направлен, прежде всего, на формирование мотивации. Как заинтересовать ребёнка книгой? Как привлечь его к осмысленному чтению?

Тема: МИР СПАСЁТ ДОБРО (по рассказу Н.Думбадзе «Собака»).

Цель: чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.

Эпиграф
Я вернусь в этот мир, вернусь в другом обличье – деревом, травой, птицей, собакой… Я всегда буду с тобой!
… не покидай наш дом, не дай погаснуть нашему очагу… Сохрани, сынок, родной дом и доброе имя.

Ход урока

На фазе вызовая сообщаю необходимые сведения до чтения рассказа об авторе, истории создания произведения, обсуждаем название рассказа и прогнозируем его содержание.
На смысловой стадии читаем текст рассказа небольшими отрывками и задаём к ним вопросы. (Воспроизвожу только вопросы к рассказу)

Вопросы к 1 части
В какое время и где происходят события? Что вы узнали об этом времени в Грузии? Каковы ваши первые впечатления? Какое настроение вызывает у вас рассказ? Почему? Что можете рассказать о Гогите? Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?
Кратко перескажите сюжет произведения.

Вопросы ко 2 части
Были ли верны ваши предположения о том, как будут развиваться дальнейшие действия? Какие сцены в рассказе вы запомнили? Чем они вам понравились, а какие вас потрясли? Почему утро после ночи, когда расстреливали собак, было необычным?

Вопросы к 3 части
Почему дед Спиридон не хочет расстаться с собакой? Какими вы видите главных героев рассказа: Гогиту и деда Спиридона? А каким был Бадриа? Как вы думаете, что будет дальше?
Содержание рассказа передаётся до слов… Мы подошли к реке. Я снял верёвку с шеи Собаки и присел на большой валун. Холодный пот градом катился  по моему лицу, сердце гулко стучало. Успокоившись немного, я снял с плеча ружьё.
На стадии размышления проводится творческая работа. Написать возможный финал рассказа. Выполнив задание, ребята знакомят класс с результатом.
Далее учитель читает рассказ до конца.

Вопросы к 4 части
Кто из ребят лучше всех понял замысел писателя? Какие чувства вызывает у вас конец рассказа, предложенный Н.Думбадзе? Как вы понимаете слова эпиграфа? Зачем д. Спиридон говорит их Гогите? Чему учит этот рассказ, ребята? Подведение итогов урока.

Приёмы и методы технологий критического мышления, развивающего обучения, адаптивной системы обучения (АСО) позволяют мне проводить уроки интересно и воспитывать у детей любовь к своим предметам.

Моих учеников отличает то, что они могут самостоятельно поставить цель, спланировать свою деятельность по её достижению, проанализировать и оценить результаты своего труда. Не передача знаний, а развитие учащихся, их творческой мыслительной деятельности, независимого стиля мышления, уважения к русскому языку и литературе – это главное в моей технологии.
Успешность и конечный результат уроков зависит от единства и правильности выбора способов мотивации, организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся, разнообразия организационных форм уроков. Я стараюсь создать условия для самореализации одарённых детей, развития их творческих способностей, приобретения навыков и умений научно – исследовательской деятельности.
Уровень качества моих учеников стабилен.
Моим детям не бывает скучно на уроках, они не жалуются, что им много задаю по своему предмету, что они перегружены заданиями.На мой взгляд, такая организация работы способствует положительной мотивации и положительно влияет на качество обучения.
По моей технологии может работать любой учитель русского языка и литературы, заинтересованный в повышении качества знаний учащихся.