Сценарий мастер-класса. Творческая мастерская "Строительство дома"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: создание условий для получения  опыта работы в команде, приобретения знаний моделей и механизмов эффективного командного взаимодействия.
Задачи:

  • предложить способы эффективного распределения ролей, временных ресурсов;
  • создать условия для личностной включенности каждого участника команды; предложить механизмы вовлечения участников в работу команды.
  • показать нормы культуры отношений (доброжелательного, терпимого отношения) между участниками;
  • предложить способы выбора адекватной наглядной и устной презентации решения (визуальной и аудиальной) и их обоснование.

Используемая методика: командная работа.
Возраст: 9 - 10 лет
Время: 1,5 часа
Оборудование для учителя: 

  1. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий» (DVD - диск);
  2. Презентация «Виды жилищ» (выполнена в программе Microsoft Office PowerPoint);
  3. Компьютер, проектор, экран.

Наглядный материал: картинки с изображением домов, комнат, городов, и    всевозможных архитектурных деталей.
Материалы  для учеников:
коробки,  клей,  ножницы, карандаши,  цветные маркеры, кусочки ткани,  цветная и белая бумага,   ватман,  фольга, веревка,  пуговицы,  проволока,  палочки,  веточки, семена, бусины и  т.д.

План занятия

1. Распределение в команды
Дети по желанию распределяются в группы по 4 – 5 человек.

2. Объяснение содержания задачи.
Учитель знакомит детей с разными   видами  жилищ, сопровождая свой рассказ  демонстрацией  презентации (см. приложение № 1).
Первыми жилищами людей были естественные убежища - пещеры. Их каменные стены надежно защищали от ветра, дождя и снега. Строились они из костей мамонта, носорога, оленя и плит известняка. Вначале выкапывались опоры из бивней и черепов. Затем все это укрепляли известняковыми плитами. Из рогов оленей и веток сооружалась основа крыши. Перекрывалась такая конструкция шкурой мамонта. Дом был готов.
Шло время, и дома становились удобнее. Их конструкция обычно зависела от образа жизни строителей. На дальнем Севере, где жили оленеводы и охотники, самым удобным жилищем был чум. Чум - переносной  дом, состоял из длинных прямых жердей. Их составляли конусом, связывали и сверху обтягивали полотнищами бересты или оленьими шкурами.
В таежной и лесостепной зонах строили полуподземные дома. Для этого рыли котлован, затем внутри возводили каркас из бревен, закрывали его бревенчатой крышей, засыпали сверху землей, оставляя открытым только вход. Такой дом называли землянкой.
Позже дома стали строить на поверхности земли. Вид домов был самым разнообразным.
Юрта - переносное, конусообразной формы жилище, покрытое  звериными  шкурами. Это жилище народов Центральной и Средней Азии, Южной Сибири. 
Вигвам - куполообразное жилище индейцев Северной Америки.
Иглу - зимнее жилище из снега у канадских эскимосов. Чтобы построить такой дом из плотных сугробов вырезают большие плиты и складывают из них купола с длинными коридорами - выходами. В этих куполах вполне тепло.
Замок  - дворец и крепость феодала.
Небоскреб - очень высокий многоэтажный дом.

Задание: сконструируйте модель своего дома. (Во время работы дети могут использовать информацию из  детской энциклопедии «Кирилл и Мефодий» и картинки с изображением домов, комнат, городов,  всевозможных архитектурных деталей.)

3. Организация рабочего места команд.
Материалы для работы  (бумага, маркеры, ручки и пр.) подготовлены заранее, находятся в среде класса.

4. Распределение ролей среди участников команды и выполнение  задания.

5. Подготовка к устной презентации.
Участники должны определить, кто будет озвучивать решение. Это может быть один человек, иногда выступают несколько участников. Тогда участникам предстоит договориться о последовательности выступления, распределения обязанностей.

 6.  Презентация работ.

 7. Оценивание результатов.
Оценивание проходит в два этапа.
На первом шаге группы под руководством ведущего (учителя) обмениваются работами. Оцениваются в группах  полученные работы по критериям:

  • оригинальность идеи;
  • эстетичность.
На втором шаге  организуется  коллективное обсуждение работ. Один человек от команды выступает, озвучивает оценку, обосновывает её. В завершении после всех выступлений предлагается высказаться желающим, какая команда справилась с работой успешнее всего.

8.Ведущий подводититог, учитывая все высказывания.

9. Рефлексия участия в команде.
После подведения итогов работы ученики и учитель собираются в круг. Предлагается каждому высказаться о его участии в работе команды. В этом  детям помогут следующие  вопросы:

  • Понравилось ли тебе делать свой дом?
  • Использовал ли ты свои собственные идеи во время этой работы?
  • Появилась ли у тебя идея построить что–нибудь другое на этом занятии?

Проводится беседа о том, как улучшить качество командного взаимодействия относительно трудностей, которые обозначились именно в этой работе.

Ожидаемые результаты:
В процессе командной работы дети получат:

  • навык совместного  решения единой для всех  участников задачи;
  • навык определения своей роли внутри команды;
  • навык оформления своих идей в готовый «продукт» и презентации его аудитории;
  • навык культурных отношений;
  • возможность проявить свой талант конструктора.