Рисуем, строим, чертим в координатной плоскости

Разделы: Математика


Учебный процесс – это творчество учителя и учеников. И наиболее успешным он является тогда, когда на основе взаимного понимания, комфорта в общении достигается мотивация учащихся на успех, на достижение поставленных целей.
Следует в данном случае обратить внимание на использование наиболее целесообразных,  психологически обоснованных методов обучения, которые позволяют развить у ребенка творческое мышление. Это мышление позволяет ему решать более сложные нестандартные задачи, формировать познавательный интерес к предмету, вырабатывать исследовательские навыки.

Практика показывает, что наиболее эффективными являются те методы преподавания, которые активно стимулируют интерес у детей к обучению, развивают мышление посредством работы с уже имеющимся знанием.  Учащиеся осваивают отдельные темы в течение ряда лет в рамках разных предметов. К их числу относится, например, тема «Координаты» на уроках географии и  математики. (классы 6-8) Поэтому во избежание скучной рутины  необходимо принять такие способы организации учебного процесса и учебной деятельности учащихся, которые могли бы сделать ученье интересным и привлекательным занятием, создавали бы живой коммуникативный процесс построения нового знания и получения результатов. Главная задача – ориентация на успех, построение личной программы исследования, проектных разработок.

Задача №1.

Смоделировать рисунок в координатной плоскости и задать его с помощью координат точек.

«Додо».

1) (2;-2); (1;-4); (-1;-5); (-2;-6); (-4;-6); (-5;-7); (-6;-6); (-7;-6); (-9;-4); (-10;-4); (-12;1); (-11;2); (-12;2); (-12,5;1,5); (-13;2); (-13;3); (-12;3);   (-10;5); (-8;6); (-5;6); (-3;5); (0;3); (2;2,5); (3;2); (3;4); (2;5); (1,5;6);     (2;8); (3;9); (6;9); (8;8); (9;7); (13;7); (14;7,5); (15;7); (16;6); (16;5);
(15;6); (14;5,5); (9;5,5); (8,6); (7;5,5); (5;7); (8;8).
2) (-4;-6); (-4;-8); (-7;-8); (-5;-9); (-4;-11); (-4;-9); (-3;-10); (-1;-10);     (-3;-9); (0;-9); (-3;-8); (-3;-6).
3) (-1;-5); (-1;-8); (-1,5;-8,5).
4) (-1,5;-9); (0;-10); (1;-9); (2;-10);(4;-10); (1;-8,5); (2;-8,5); (3;-8);   (4;-8); (3;-7,5); (2;-8); (0;-8); (0;-5,5).
5) (15,5;5,5); (14;4); (13;4,5); (11;5); (8;4,5); (7;4); (6;3); (6;2); (8;0); (9;-2); (9;-3); (7;-5); (4;-6); (1;-6); (0;-5,5).
6) (7;7); (8;7); (6;6,5). 

« Крокодил»

а) (-6; -1); (-5; 1); (-2; 3); (-1; 3); (1; 5); (2; 5); (3;4); (4; 5); (5; 5);
(5; 3); (9; 2); (11; 2); (13; 3); (14; 2); (15; 3); (16; 2); (13; -1); (9; -1);
(5; -2); (-2; -2); соединить последовательно
б) (0; 1); (1; 0); (3; 0); (7; 1); (10; 0); (14; 0); соединить последовательно
в) (1; 3); (2; 4); (3; 3); (4; 4); (5; 3); соединить последовательно
г) (2; -4); (2; -2); (7; -4); (7; -2); (2; -4); соединить последовательно
д) (13; 2); (15; 2);  соединить последовательно

Задача № 2

Построить рисунок, используя графики линейных функций.

"Звездочка"

1. АВ у=3х + 2
2. ВС у = -1
3. СД у=-0,6-5,2
4. ДЕ у = 2х
5. Е F у=2/3х- 20/3
6. FК у=-2/3 – 16/3
7. К L у=-2х+4
8. LM у=0,6х-6,4
9. MN у=-1
10. NA у=-3х+8
Д(у) = [ -1;1],
Д(у)= [ -7;-1],
Д(у)= [-7;-1 ],
Д(у)= [ -5:-2],
Д(у)= [-5;-1],
Д(у)= [ 1; 7 ],
Д(у)= [ 4; 7],
Д(у)= [ 4;9 ,],
Д(у)=[ 3; 9],
Д(у) =[ 1 ;3].

“Кремлевская стена”

1. AB y= -5
2. BC x=-15
3. CDF y=|x + 10|
4. FG x=-5
5. GK y=-5
6. KL x=5
7. LMN y=|x-10|
8. NO x=15
9. OP y=-5
9. OP y=-5
D (y) =[-25;-15],
-5 ≤y ≤5,
D (y)= [-15;-5],
- 5 ≤y ≤5,
D (y)=[-5; 5],
-5 ≤y ≤5,
D (y) = [ 5; 15],
-5 ≤y ≤5,
D (y) = [15; 25] .
D (y) = [15; 25] .

«Бант»

1. y =1
1’.y =-1
2. x =1
2. x= - 1
3. y= 12/7x -5/7
3. y= - 12/7x -5/7
4. x=4 ,5
4. x= - 4,5
5. y=- 8/7 x+36/7
5. Y= 8/7x +36/7
6. y=-3/7x -4/7
6. y=3/7x -4/7
7. y=-x
8. y=2/3x- 25/3
9. y=-6x+5
10. y=10x+9
11.y=- 0,2x-11,4
12. y=1,5x+0,5
-1≤x≤1
- 1≤x≤1,
-1≤y≤1,
- 1≤≤1,
1≤x≤4,5,
-4,5≤x≤1,
0≤x≤7,
-7≤x≤0,
4,5≤x≤8
-8≤x2-4,5,
1≤x≤8,
-8≤x≤-1,
1≤x≤5,
2≤x≤5,
1≤x≤2,
-2≤x≤-1,
-2≤x≤-7,
-7≤x≤-1.

Задача №3

Построить рисунки используя функции вида:
y = kx²;  y = k/x;  y = | (x – m)² + n | 
и  уравнение окружности :
R² = (x – a)² + (y – b)²

Фигура "Снеговик"

1. А: х²+(у+3)²=9,
В: х²+(у-2)²=4 ,
С: х²+(у-5)²=1,
Д: (х+2,5)²+(у+5)²==1,
Е: (х+1,5)²+(у-3,5)²=0,25 ,
F: (х-2,5)²+(у+5)²=1,
G: (х-1,5)²+(у-3.5)²=0,25
R=3,
R=2,
R=1,
R=1,
R=0,5,
R=1,
R=0,5.

2. НОС:  (0; 5)
3.ГЛАЗА: (-0,2; 5,3) ; (0,2; 5,3)
4. РОТ :у = х² + 4,5    -0,5≤x≤0,5 
5.ЛИНИИ:

1. x=3
2. y=-x+9
3. y=x+3
4. y=16/3 x+29/3
4* y=-16/3 x+29/3
5 . y=7
6. y=5,4
-4≤y≤6,
≤x≤3,
3≤x≤4,
-0,8≤x≤-0,5,
0,5≤x≤0,8,
-0,5≤x≤0,5,
-0,8≤x≤0,8.

«Человечек с Марса»

1. y=|-x²+4|+2.3D(y)=[-3; 3],
2. x²+y²=9, 
3. x=1, -1≤y≤1,
4. x=1, -1≤y≤1,
5. y=-x, D(y)=[3;5],
6. y=x, D(y)=[-5;-3],
7. y=-3; D(y)=[-3;3],
8. x=3; -6≤y≤3;
9. x=-3; -6≤y≤3;
10. y=–(x+5)²-5; D(y)=[4;6],
11. y=-(x-5)²-5; D(y)=[-6;-4],
12. y= |2x²+2|-9; D(y)=[-3;3],
13. (x+2)²+(y+10)²=1; 
14. (x-2)²+(y+10)²=1. 

Фигура «Воздушный змей».

1. y= 
2.y = x - 5
3.y = x + 5 
4.y= -6
 

D=(-6;0)U(0;6),
D=[-1;6],
D=[-6;1],
D=[-10;-1].

Как показывает опыт,  построение  фигур вызывает у учащихся большой интерес, т.к. данная работа не связана с формальным выполнением заданий, а требует творческого подхода и хорошего знания  программного материала. В процессе работы у учащихся возникают желания самостоятельно создать какую-либо фигуру, обозначить ее параметры.
Вполне понятно, что результатом данной работы являются хорошие оценки и выставка созданных фигур. Интересно отметить также, что  творчество учащихся проявляется, как в заданиях по предложенным параметрам отгадать задуманную фигуру, так и в решении задач на определение параметров уже изображенной фигуры.