Преобразующая сила музыки (6-й класс)

Разделы: Музыка

Класс: 6


Х.п.и.:

“Три языка Всевышний нам послал
Для выраженья чувства”

С Шевырёв.

Сегодня цель нашего урока понять связь между различными видами искусства. Начать наш урок я хочу с песни.

(Звучит “Песня о надежде” Евгения Крылатова)

Скажите, что нам ближе по состоянию куплет или припев, где больше твёрдости, уверенности? (Припев – здесь говориться о надежде)

(Исполнение припева)

А для чего человеку нужна надежда, что она в себе несёт? (Уверенность в завтрашнем дне, что несмотря ни на что всё будет хорошо)

Скажите, где в этих рисунках изображена надежда, а где боль?

img1.jpg (103825 bytes)

(Тёмный рисунок – это куплет, светлый – припев)

А ведь и интонация, и мелодия в этих частях разная. Сейчас мы переложим интонацию мелодии на язык графики.

Теперь, когда мы видим интонацию мелодии в графике и в цвете, наша задача ещё раз исполнить эту песню и постараться выразить в своём исполнении, то, что вы видите на этих рисунках.

(Исполнение песни)

Скажите, а здесь есть надежда?

(Звучит фрагмент произведения К. Глюк “Мелодия” из оперы “Орфей” на фортепиано)

Что здесь больше суеты или тишины? (Тишины)

Какая это тишина?  (Это тишина внутри человека. Появляется желание остановиться, призадуматься и посмотреть вглубь себя)

А какому инструменту можно было бы доверить эту мелодию? (С красивым прозрачным звуком – может быть флейта)

А кроме флейты здесь, что ещё может звучать? (Может звучать оркестр)

(Показ фразы на фортепиано)

А эта мелодия и тема оркестра – они похожи друг на друга? (Нет, мелодия плавная – она поёт. Оркестр – сдержанный, как фундамент)

Этот приём придуман композитором недаром, чтобы слушатель ощутил тоску, печаль главного героя.

Назовите мне имя композитора. (Это немецкий композитор – Кристоф Глюк)

(На доске портрет композитора – Кристоф Виллибальд Глюк)

Сегодня мы услышали фрагмент из его оперы “Орфей”. Это удивительная история любви и одиночества. Молодой певец и музыкант Орфей славился своей игрой на лире, при звуках которой покорялись не только люди, но и боги и даже сама природа. И вот однажды пришёл день испытания Орфея – его любимая жена Эвридика умирает от укуса змеи. Орфей оплакивает свою подругу и умоляет богов вернуть ему возлюбленную.

(Звучит на фортепиано фрагмент мелодии, и затем стихотворение В. Бенедиктова “Желание”)

Кругом существенность бедна:
Везде: концы, пределы, грани;
Но в скудной жизни мне дана
Неограниченность одна –
Неограниченность желаний.
Желаньем в вечность я лечу,
И – червь земли – в быту убогом
Я всемогущим быть хочу,
Я быть хочу – безумец – Богом.
Я чуть ступил – и инезмог,
Но с жалкой слабость своею
В своих желаниях, как Бог,
Я беспредельностью владею.
И близок час: перегорая
В последнем пламени любви,
Тебе скажу я, умирая:
“Прости! Будь счастлива, живи!”

Боги разрешают ему войти в преисподнюю и если звуки его лиры растрогают обитателей ада, он вернёт свою Эвридику. Лишь одно условие должен выполнить Орфей – не смотреть на свою жену до тех пор, пока они не достигнут земли – иначе он потеряет её навсегда.

Густой, тёмный туман окутывает таинственную местность, освещаемую временами вспышками адского пламени. Фурии и подземные духи затевают дикую пляску. Появляется Орфей, играющий на лире…

(Звучит “Мелодия” из оперы “Орфей” в оркестровом исполнении)

Духи признают себя побеждёнными и, наконец, Орфей находит Эвридику, берёт её за руку и уводит прочь из этого страшного места. Так надежда Орфея и его любовь совершили чудо.

Что музыка? Она одна
Нас утешает бесконечно.
Так сладостна, так гармонична,
В ней наша видится судьба.
И муки наши отражая
Она нам всё же обещает
Слияние с законом вечным
И поколений чередой
И укрощает нашу боль.

А сейчас я хочу оставить вас наедине с музыкой К. Глюка, поделитесь своими впечатлениями.

(Звучит оркестровое исполнение “Мелодии”, учащиеся на альбомных листах в красках изображают впечатление от услышанного произведения)

(Приложение с рисунками детей)