Урок-телеревю "Тепловые явления"

Разделы: Физика


Цели урока: Слайд 2.

  1. Обобщить и систематизировать полученные знания по теме “Тепловые явления”.
  2. Совершенствовать навыки решения задач различного типа.
  3. Расширить кругозор учащихся.

Образовательные задачи урока:

  1. Закрепить основные понятия по теме “Тепловые явления”.
  2. Сформировать умение учащихся пользоваться таблицами при решении задач по теме.
  3. Сформировать навыки решения задач по теме.

Воспитательные задачи урока:

  1. Сформировать самостоятельность и коллективность при решении физических задач.
  2. Сформировать чувство ответственности и дисциплинированности.

Развивающие задачи урока:

  1. Сформировать умения обобщать изученный материал по теме “тепловые явления”.
  2. Развить самостоятельное, логическое и творческое мышление.
  3. Развить воображение, память и внимание учащихся.

Методы обучения:

  1. Стимулирования и мотивации (стимулирования интереса к учению, стимулирования ответственности);
  2. Организации учебно – познавательной деятельности (практический, проблемно – поисковый, самостоятельной работы).

План урока: Слайд 3.

  1. Этап – Организационный момент (2 мин.)
  2. Этап – “Новости” (7 мин.)
  3. Этап – “Сегодня” (7 мин.)
  4. Этап – “Что? Где? Когда?” (7 мин.)
  5. Этап – “Умники и умницы” (14мин.)
  6. Этап – Итоги урока (3 мин.)

Ход урока

I. Этап – Организационный момент. (2 мин.) Слайд 4.

1.

Про теплоту начнем рассказ,
Все вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведем мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старанье,
Идей научных видя обаянье!
Задачу мы любую одолеем
И другу подсобить всегда сумеем!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовется: “Теплота”.

Итак, цель нашего урока обобщить и систематизировать полученные знания по теме “Тепловые явления”. Кроме этого вы узнаете еще очень много нового и интересного по данной теме.

2. Сегодня в нашей телестудии записывается ряд передач. Это известные вам: “Новости”, “Сегодня”, “Что? Где? Когда?”, “Умники и умницы”. Каждый из вас может стать участником любой из них и даже получит приз, если проявит активность и покажет хорошие знания по физике.

II. Этап – “Новости”. (7 мин.)

Сообщения учащихся.

  1. Когда Октябрьская железная дорога длиннее – летом или зимой? (2 мин.) Слайд 5-8. Приложение 1.
  2. Безнаказанное хищение. (2 мин.) Слайд 9-10. Приложение 2.
  3. Высота Эйфелевой башни. (2 мин.) Слайд 11-13. Приложение 3.

III. Этап – “Сегодня”. (7 мин.) Слайд 14. Приложение 4.

Сегодня в нашей передаче необходимо решить важный вопрос: “Какая величина характеризует тепловое состояние тела и является мерой средней кинетической энергии?” А чтобы ответить на этот вопрос мы попробуем решить сканворд.

  1. Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела. (Тепловое движение) Слайд 15.
  2. Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело. (Внутренняя энергия) Слайд 16.
  3. Прибор, который измеряет степень нагретости тела. (Термометр) Слайд 17.
  4. Тип теплообмена, когда тепло перемещается от более нагретых участков тел к менее нагретым вследствие теплового движения молекул. (Теплопроводность) Слайд 18.
  5. Перенос энергии струями жидкости или газа. (Конвенция) Слайд 19.
  6. Единицы измерения температуры. (Градус Цельсия) Слайд 20.
  7. Физическая величина, численно равная количеству теплоты, которое необходимо для нагревания вещества массой 1 кг. на 1 0С. (Удельная теплоемкость) Слайд 21.
  8. Изменение внутренней энергии тела без совершения работы. (Теплообмен) Слайд 22.
  9. Процесс переноса энергии в виде электромагнитных волн. (Излучение) Слайд 23.
  10. Два тела с одинаковой температурой находятся в состоянии? (Тепловое равновесие) Слайд 24.
  11. Что необходимо совершить, чтобы изменить внутреннюю энергию тела? (Работа) Слайд 25.

IV. Этап – “Что? Где? Когда?”. (7 мин.)

На съемках этой передачи мы ответим на вопросы зрителей. Если вы знаете, ответ поднимите руку.

Итак, первое письмо пришло из Молчановского района п. Нарга.

Слайд 26, 27.

1. Почему птицы в холодную погоду сидят нахохлившись?
(Так между их перьями содержится больше воздуха, а воздух – плохой проводник тепла.)

Второе письмо пришло из г. Асино. Слайд 28, 29.

2. Два человека живу в разных природных зонах: один на севере, Другой в пустыне – и оба тепло одеты: в ватные пальто или халаты. Почему?
(И у того и у другого человека между волокнами одежды находится воздух. Поэтому у северянина сохраняется тепло тела и холодный воздух не проникает к нему;  у жителя пустыни, благодаря плохой теплопроводности одежды, тело нагревается слабо.)

Третье письмо с вопросом мы получили из Томского района с. Лучанова. Слайд 30, 31.

3. Жар костра мы ощущаем даже находясь на значительном расстоянии от огня. Как нам передается тепло?
(Основную роль играет излучение. Теплопроводность мала т.к. между костром и человеком находится воздух, конвекционные потоки нагретого воздуха поднимаются вверх.)

Последнее письмо в нашей передаче пришло из г. Томска. Слайд 32, 33.

4. В солнечный день один человек одет в тёмную одежду, другой - в светлую. Кому из них жарче и почему?
(Жарче человеку одетому, в тёмную одежду т. к. тёмная ткань поглощает солнечное излучение больше, чем светлая.)

V. Этап – “Умники и умницы”. (14 мин.) Слайд 34.

На съемках этой передачи вам предлагается решить задачи. Итак, три ключевых слова. Вы можете выбрать любое из них и получить соответствующее задание.

1. “Графики изменения температуры” (На оценку “отлично”).

Задание:

  • Какова начальная и конечная температура?
  • Каково изменение температуры на каждом участке?
  • Вычислите полное изменение внутренней энергии.

2. “Задачи” (на оценку “хорошо”). Слайд 35, 36, 37, 38 – для класса дополнительно.

Задание: раздаются индивидуально.

  1. Какое количество теплоты отдает стакан кипятка массой 250 г., остывая от 30 0С до 14 0С?
  2. Сколько энергии требуется для того, чтобы изменить температуру свинца массой 500 г. на 20 0С?
  3. Какое количество теплоты необходимо сообщить серебру массой 10 г., взятой при температуре 11 0С, чтобы нагреть ее до температуры 135 0С.
  4. Стальное сверло массой 200 г. при обработке на токарном станке нагрелось на 50 0С. На сколько джоулей увеличилась внутренняя энергия?
  5. Какое количество теплоты выделилось при охлаждении чугунной болванки массой 3200 г, если ее температура изменилась от 1115 0С до 15 0С?
  6. Какое количество теплоты передаст окружающим телам кирпичная печь массой 1,5 т при охлаждении на 20 0С?
  7. Вычислите на сколько градусов нужно повысить температуру куска латуни массой 100 г., чтобы внутренняя энергия его увеличилась на 280 Дж.?
  8. Насколько изменится температура воды в стакане, если ей сообщить количество теплоты, равное 35 Дж.? Масса стакана 300 г.
  9. На сколько градусов изменилась температура 600 г. олова, если при его охлаждении выделилось 65 Дж теплоты?
  10. Определите массу керосина, если при изменении внутренней энергии на 450 Дж его температура увеличилась от 20 0С до 150 0С.
  11. Температура цинковой детали изменилась на 125 0С. При этом его внутренняя энергия увеличилась на 455 Дж. Определите массу детали.
  12. Какую массу эфира необходимо нагреть от 10 0С до 110 0С, чтобы его внутренняя энергия увеличилась на 4000 Дж?

3. “Термометры” (на оценку “удовлетворительно”).

Задание:

  1. Цена деления термометра в 0С?
  2. Нижний и верхний предел измерения 0С?
  3. Температура воды до погружения тела 0С?
  4. Температура воды после погружения тела 0С?
  5. Изменение температуры воды 0С?

VI. Этап – Итоги урока. (3-5 мин) Слайд 39.

Рефлексия. Учащиеся при ответе на вопрос поднимают одну из предложенных карточек. Слайд 40.

Очень хорошо.

Вызывает затруднение.

Хорошо.

  1. Как вы готовите домашнее задание?
  2. Как вы знаете основные определения?
  3. Как вы умеете решать задачи?
  4. Как вы умеете работать с таблицами?
  5. Как вы умеете оценивать свой труд?

Выставление оценок. Слайд 41.

Домашнее задание. Слайд 42.

§ 28 – 36 повторить формулы, определения. Лабораторная работа № 5.

Литература:

  1. Занимательная физика. В двух кн. Кн. 1 – 21-е издание испр. и доп. – М.: Наука, 1982.
  2. Сборник задач по физике для 7-9 кл. общеобр. учрежд. / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
  3. Сборник задач по физике 7-9 к учебнику А.В. Перышкин и др. / А.В. Перышкин – 2-е изд. – М.: “Экзамен”, 2007.
  4. Физика 9.: учебник для общоб. учрежд./ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник – 7-е изд. испр. – М.: Дрофа, 2005.
  5. Физика 8.: учебник для общеоб. учрежд./ С.В.Громов, Н.А. Родина – М.: Просвещение, 2002.