Развитие речевой культуры учащихся при обучении русскому языку

Разделы: Русский язык


Развитие речевых способностей учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Однако школьники учат лингвистические правила и определения, зачастую не осознавая их сути и не понимая полностью значения составляющих их слов. Поэтому дети испытывают трудности и не всегда могут ввести уже изученные понятия в свою речь, нелегко и построить связное монологическое высказывание. Как показывает опыт, ответы учащихся на уроках русского языка представляют собой чтение правил наизусть, реже пересказ своими словами или это просто ответы на наводящие вопросы учителя. Осознание семантики слова сводится к выполнению указанных действий по представленному образцу. Формальные показатели языковых значений (окончания, суффиксы, перемещение ударения ) знакомы ученикам, но не осознаются ими как средства выражения тех или иных значений. Мы пронаблюдали в 5-11 классах линию роста очень важного компонента общей речевой способности-умения разграничивать сходные языковые явления и обнаружили следующее. В 5 классе правильно выделяют языковое явление среди однородных 19% учащихся, в 6 классе-21% , 7 классе-63% , 8 классе - 64%, 9 классе - 85% , а в выпускном 11 классе -52%.Пик развития этого умения приходится на 9 класс, когда организуется систематическое повторение перед экзаменом, соответственно в старших классах происходит частичное ослабление этой способности. Каков же выход из сложившейся ситуации?

Необходимо реализовывать на уроках функционально-семантический подход к изучению языковых явлений в школьном курсе русского языка - это значит постоянно держать в поле зрения два момента: во-первых, значение (семантика) и назначение (функции в речи) языковых единиц, взаимосвязь лексических и грамматических значений слова и,

во-вторых, неразрывную связь языковых форм и значений, "возможность анализа не только в направлении от формы к значению (от средства к функциям). но и в направлении от значения к форме (от функций к средствам)".

Рассмотрим, как могут быть реализованы данные положения при изучении грамматической темы - "Имя существительное" в 5 классе.

Замечено, что абстрактные грамматические категориальные значения частей речи усваиваются детьми осмысленно, легко и просто, если они конкретизируются с помощью лексических значений слов. Так, грамматическое значение предметности складывается из совокупности конкретных лексических значений: люди, животные, явления природы, общественной жизни, неживые предметы, общественной жизни, неживые предметы; вещества, качества и свойства, действия и состояния, количество. Поэтому перед изучением любой части речи целесообразно знакомить детей с лексико-тематическими группами слов, подводимых под общее категориальное значение.

Применительно к имени существительному могут быть полезны следующие упражнения:

1. Спишите, дополняя перечень одним - двумя существительными, подходящими по смыслу.

Образец:

  • окно, сани, река - предметы окружающего мира.
  • парта, берёза:- предметы окружающего мира
  • человек, сталевар:- люди
  • кошка, дятел: - животные
  • крупа, молоко: - вещества
  • оттепель, вьюга: - явления природы
  • восстание, парад:- общественные явления
  • синева, храбрость:- качества и свойства
  • ходьба, дрожь:- действия и состояния
  • двойка, сотня:- количества.

Объясните, что вы понимаете под словом премет (общим значением имени существительного как части речи).

Далее дети приводят примеры слов с различными значениями самостоятельно, без предъявления образца.

2. Приведите примеры существительных, называющих различные предметы, явления окружающего мира. Запишите их в таком порядке:

1) предметы

2) животные

3) явления природы

4) общественные явления

5) качества и свойства

6) действия и состояния

7) количества

Затем организуется дифференцированная работа с отдельными лексико-тематическими группами (названия людей, вещественные и собирательные существительные), которые имеют свои собственные семантические подгруппы.

3. Распределите по тематическим группам существительные. называющие людей по характерному для них действию, предмету деятельности, признаку, месту жительства, принадлежности к той или иной национальности:

Пловец, стекольщик, связист, славяне, хитрец, водитель, сварщик, болтунья, монетчик, мальчик, умница, чужак, ленинградец, лётчица, француз.

4. Назовите тематические группы имён существительных, называющих людей, приведите примеры.

Подробно рассматриваются различные значения вещественных существительных, их отличие от слов, обозначающих конкретные неживые предметы:

5. Выпишите имена существительные, обозначающие вещество.

Молоко, берёза, ситец, пшеница, платье, уголь, гора, пирожки, шерсть, серебро, мука, ожерелье, чернила, таблетка, цемент, аспирин, здание, чай.

В чём вы видите отличие значений вещественных существительных от других приведённых в упражнении слов?

6. Приведите пример вещественных имён существительных, называющих пищевые продукты; материалы; виды тканей; полезные ископаемые, металлы; лекарства; растения, плоды и ягоды.

Важным этапом в осмыслении семантики имён существительных является отработка умения разграничивать конкретные имена существительные, знакомство учеников с различными тематическими группами собирательных существительных.

7. Выпишите в один столбик вещественные имена существительные, в другой - собирательные. Суффиксы собирательных имён существительных обозначьте.

Листва, аспирин, гипс, зверьё, железо, человечество, ельник, пшеница, мошкара, чернила, бензин, пионерия.

8. Выпишите собирательные имена существительные в следующей последовательности: называющие совокупность людей, животных, растений, предметов.

Мошкара, ребятня, ивняк, старьё, вороньё, крестьянство, аппаратура, ельник, листва, молодёжь, мебель, зверьё.

9. Назовите группы собирательных имён существительных, приведите примеры слов каждой группы.

Рассматривая особенности семантики существительных, называющих признаки и действия, пятиклассники учатся не только разграничивать, но и обобщать.

10. Запишите обобщающее слово.

Храбрость, свежесть, широта, кривизна, глушь - ? (признаки)

Ходьба, просьба, стирка, чтение, работа - ? (действия)

Систематизируя изученное, учащиеся заполняют таблицу лексико-грамматических групп имён существительных, отрабатывают логико-грамматические операции классификации языкового материала.

11. Заполните таблицу, используя слова для справок. Отдельно выпишите собирательные имена существительные.

  • Предметы окружающего мира
  • Люди
  • Животные
  • Вещества
  • Явления природы
  • Общественные явления
  • Качества и свойства
  • Действия и состояния
  • Количество

Слова для справок: белизна, заморозки, сотня, корабль, ивняк, парад, писатель, чернила, клён, лиса, золото, человечество, рыбачка, доброта, капель, пятёрка, работа. скворец, дпожь, митинг.

Для итоговой проверки можно использовать упражнения на обощение и классификацию языковых фактов.

12. Распределите слова по тематическим группам, определите общее значение сгруппированных слов и запишите обобщающее слово.

лиственница, восьмёрка, крестьянство, фламинго, лягушонок, вестибюль, аквалангист, аристократия, парашют, сотня, орешник, гепард, стюардесса, известь, гололёдица, тушь, ураган, бунт, композитор, единица, дрожжи, распутица, честность, перемирие, жар, чернота, зевота, блокада, высь, косьба.

Предложенные предложения обогащают словарный запас учащихся, конкретизируют абстрактное категориальное значение части речи, помогают ученикам осмыслить понятие предмет уже на уровне не бытовом, житейском (дом, дерево, стул), а на более высоком - грамматическом уровне.

Дети совершенствуются в языковом анализе, идущем от конкретного к абстрактному - от материальной оболочки слова к его семантике. Однако для эффективного языкового развития учеников этого недостаточно. Школьники должны уметь порождать свою собственную речь, находить нужные языковые средства для передачи определённого смысла.

С этой целью детям предлагается упражнения на конструирование отдельных предложений и связных текстов с использованием определённых лексико-тематических групп. Например:

  • Составьте небольшой текст (5 - 6 предложений) на тему "Лес в феврале", используя слова следующих тематических групп: существительные, называющие животных, качества и свойства, явления природы.
  • Составьте текст (5 - 6 предложений), рассказывающий об интересной профессии. Используйте существительные, называющие профессии людей, их деятельность.
  • Составьте 4 - 5 предложений на тему "Спорт", используя существительные, обозначающие действия и состояния.

На следующем этапе будет отрабатываться умение различать смысловые и стилистические оттенки слов, уместно использовать их в речи.

Перед вами синонимические ряды существительных. Найдите среди ланных синонимов слова устаревшие, книжные, разговорные и просторечные, эмоционально окрашенные слова.

  • Хитрец - плут, хитрюга, бестия, лиса, лисица, шельма, хитрован.
  • Умница - мудрец, разумник, умник.
  • Разиня - ротозей, ворона, раззява, растёпа, голова садовая.
  • Запишите синонимы к данным словам. Составьте со словами любого синонимического ряда 2 - 3 предложения.
  • Пытливость - (любознательность, дотошность)
  • Мастерство - (умение, умелость, искусность, искусство, техника, сноровка, мастеровитость, квалификация)
  • Доброта - (добродушие, добросердечие, мягкосердечие, благодушие, благость, кротость, отзывчивость, незлобивость, беззлобие, чуткость, участливость, сердечность, душевность)

Какие слова более уместны в разговорной речи? (Дотошность, сноровка, мастеровитость).

Полезны упражнения, требующие синонимической замены слов существительными, используемыми в переносном значении. Детям разрешается производить замену не только отдельных существительных, но и согласуемых с ними прилагательных (т. е. целых словосочетаний), а также грамматических форм слова, если этого требует изменённый смысл высказывания:

Замените выделенные имена - существительные словами-синонимами с переносным значением, например: груды сучьев - горы сучьев.

1) В утренней тишине ясно слышны звуки проснувшегося леса.

2) В небе неторопливо плывут громады белых облаков.

3) Так и хочется погладить пушистые серёжки вербы.

4) Засмотрелись в гладь озёрной воды озёрные деревца - тонконогие осинки.

После выполнения упражнения на трансформацию готового текста предлагаем учащимся самим создать текст художественного стиля.

Попробуйте написать сказку о том, как после долгой и холодной зимы приходит в лес весна. Расскажите, как встречают весну лесные обитатели. Используйте в своём сочинении существительные в переносном значении.

После завершения изучения всей темы "Имя существительное" дети пишут изложение художественного текста, которое проверяет степень владения семантикой существительных.

Внимание к значению (лексическому и грамматическому) и назначению языковых единиц в речи, анализ языковых явлений в направлении от лексических к грамматическим значениям, рассмотрение типичных словообразовательных морфем как показателей принадлежности слова к той или иной части речи, организация работы по разграничению сходных языковых явлений позволит обогатить словарный запас учащихся, обеспечить осознанное овладение ими как абстрактными лингвистическими понятиями, тем самым поможет языковому развитию учащихся.