Мониторинг учебной деятельности как современная форма учета знаний учащихся

Разделы: Математика


Как учитель математики считаю, что тема доклада очень актуальна и значима. В своей работе я стремлюсь дать ученикам качественные знания, так как жить и работать моим ученикам приходится в век информационных технологий и высокой конкуренции.

Обязанность учителя не только заинтересовать ребенка предметом, дать необходимые математические знания, но и помочь ученику связать в единое целое его познавательные и созидательные способности.

Не секрет, что учителю приходится работать с детьми, имеющими разные склонности и способности. Именно поэтому в нашей школе уже несколько лет действует система дифференцированного разноуровневого обучения, предполагающая выделение нескольких уровней успешности ученика.

К первому уровню успешности консилиум относит учащихся, обладающих высоким потенциалом и высоким уровнем знаний.

Ко второму уровню относятся учащиеся с уровнем знаний, достигающим только ОРО, педагогически запущенные дети, проявляющие нежелание к учению.

Чтобы обеспечить качественную подготовку учеников разных уровней успешности, я использую в своей работе систему мониторинга.

Отслеживание знаний учащихся необходимо учителю для того, чтобы не только контролировать и учитывать полученные знания, но, самое главное, чтобы оказать своевременную помощь нуждающемуся ребенку.

В системе мониторинга мною используются самые разнообразные формы и приемы.

Так, в классе второго уровня успешности делаем памятки, карточки – инструкции, карточки – подсказки, которыми можно пользоваться во время контроля. Часть проверочных самостоятельных работ провожу в форме математического диктанта на 3 – 4 минуты, избегая перегрузки детей.

В классе первого уровня успешности преобладают задания комбинированного характера, требующие нестандартных приемов решения. Остановлюсь на такой форме контроля как зачет.

Заслуживают внимания так называемые открытые листы учета сдачи зачетов, вывешиваемые в классе. Практика показывает, что такая организация учета итоговой сдачи для учащихся мобилизирующим стимулом, помогает следить за своим продвижением, четко знать, что из изученного следует доработать.

Иногда я применяю такую форму контроля, как самооценка. На полях тетради дети выставляют сами себе оценку за домашнюю работу, за урок. После нескольких уроков по теме каждому даю карточки с индивидуальными заданиями. Эта работа проверяется учителем. Оценки детей и учителя сравниваются и обсуждаются. Ученики оценивают критически, почти в 90% случаев их оценка соответствует действительности.

В классе, где обучение ведется по развивающей методике Занкова, наиболее эффективным приемом мониторинга является использование разработанной мною тетради “Ключ к познанию”.

Предлагаемые мною в тетради задания отличаются занимательностью, обращены к жизненному, пока небольшому, опыту школьников и, самое главное, позволяют перейти от ОРО к заданиям, требующим нестандартных приемов решения, то есть к задачам третьего уровня сложности.

Выполнение заданий учащимися позволяло своевременно увидеть пробелы знаний и устранить их.

В докладе много говорилось о путях развития современной школы и переходе к профильному обучению. В нашей школе уже имеется положительный опыт работы профильных классов.

Остановлюсь на наиболее эффективных формах мониторинга в профильном физико-математическом классе.

Тестирование – одна из современных форм контроля знаний учащихся, очень актуальна при переходе на ЕГЭ. Тематические тесты включают в себя разноуровневые задания.

Первая часть – базовый уровень, требующий знания основных понятий и сведений, где надо только выбрать верный вариант ответа.

Для выполнения второй части необходимы более глубокие знания и их творческое использование. Ответ к заданиям не приводится.

Третья часть включает группу самых сложных заданий, требующих высокого уровня математической подготовки, умения анализировать ситуацию, разрабатывать способ решения, проводить рассуждения, обоснования.

В итоговые тесты включаю задания вступительных экзаменов в ВУЗы, экзаменационных работ прошлых лет. Это вносит в работу элемент заинтересованности, формирует уверенность учащихся. Честное выполнение работы дает возможность ученикам оценить собственные знания, узнать, могли бы они сдать экзамен и какие оценки получили бы.

Для систематизации методов решения и обучения составлению задач, развития учеников интересны так называемые домашние контрольные работы. Они позволяют ребятам обмениваться опытом работы над темой, использовать вычислительную технику, дополнительную литературу, что, безусловно, способствует улучшению качества подготовки учеников.

Думаю, что оценка ни в коем случае не должна стать средством торможения развития познавательной деятельности ученика, а должна являться заслуженной моральной компенсацией его труда, надежным стимулом его деятельности и творческой активности в перспективе. Поэтому учитель должен уделять большое внимание мотивации выносимых оценок, предельной ясности, доброжелательности.

Перечисленные выше формы контроля знаний обеспечивают повышение качества знаний учащихся, так, например, учащиеся 5 – 6 класса первого уровня успешности имели качество знаний 70% , в 9 классе уже 85%. Школьники второго уровня успешности с 30% шагнули до 52%. 5 – 6 класс с элементами системы Занкова – 60%, 9 класс – 85%. В физмат классе качество знаний выросло с 76% в 10 классе, до 100% в 11 классе.

В 2008 году мои ученики двух универсальных классов сдавали ЕГЭ по математике. В нашем регионе это только второй экспериментальный год сдачи экзамена в новой форме. Качество знаний учащихся составило 48%, успеваемость – 90%. По результатам мои ученики заняли первое место в Северном районе города Орла.

Считаю, что каждый учитель, обеспечивая качественное образование, должен овладеть в совершенстве мониторингом, методами и формами отслеживания знаний и навыков учащихся.