Урок географии в 9-м классе по теме "Национальный и религиозный состав населения России"

Разделы: География


Тема урока: Национальный и религиозный состав населения России.

Цели урока:

  • обучающая познакомить с особенностями национального и религиозного состава населения России;
  • развивающаяразвивать умение работать с учебником и статистическим материалом;
  • воспитывающаявоспитание толерантного отношения к окружающему миру.

Категориальный аппарат усвоения: национальный состав, религии России; народы России.

Способы действия учащихся: анализ статистического и картографического материала; исследовская деятельность.

Ценностный компонент урока: многонациональность как феномен культуры России, религия как часть культуры.

Ход урока

I. Организационный момент

- Начать наш урок я хочу со стихотворения:

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд
Один черкеску носит
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
(Стихотворение В. Степанова)

О чем это стихотворение? (Ответы детей.)

Какие особенности имеет национальный состав населения России, какие религии представлены на территории нашей страны- на эти вопросы поможет нам ответить изучение темы: Национальный и религиозный состав населения России (тема урока открывается на доске).

II. Изучение нового материала

Учитель: Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки. (Ответы детей.)

Правильно, одним из важнейших признаков этноса является язык. По сходности языков народы России относятся к 4 языковым семьям: индо-европейская, алтайская, кавказская, уральская.(на доске иллюстрация «Дерево языков») В состав языковых семей входят различные языковые группы:славянская, германская, иранская, тюрская и др. Какие национальности представляют языковые семьи вам предстоит узнать самостоятельно.

1. Исследовательская деятельность учащихся

(Учащиеся работают с учебником, анализируют статистические данные, «эксперты» каждой группы делают вывод.)

1 группа выясняет, народы каких национальностей относятся к индо – европейской языковой семье;
2 группа – алтайская языковая семья;
3 группа – уральско-юкагирская и северокавказская языковая семья.

Вывод

- Мы видим, что в России проживают люди разных национальностей, общее число народов составляет около 130. Среди них выделяются крупные народы: русские, татары, украинцы и малые народы. В России насчитывается 26 малых народов.

- Как общаются между собой люди разных национальностей? (Русский язык является государственным и языком межнационального общения.)

Вторым признаком этноса является территория. В пределах России принято выделять территории с исконно русским населением и области с пестрым национальным составом. Многие народы рассредоточены по всей территории России и практически невозможно выделить « чистые» в этническом отношении. В то же время в республиках, автономных округах велика доля коренного населения. Народ, давший название республике или автономному округу называется титульным. Лишь в 7 республиках титульный народ составляет более половины всех жителей. Выясним по карте, какие же это территории?

2. Работа с учебникоми картой

Это большинство северокавказских республик: Дагестан, Чечня, Ингушетия, а также Тува, Чувашия, Коми-Пермяцкий автономный округ.

- Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом? (Ответы детей.)

Правильно, процесс слияния одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры называется ассимиляцией. Например, в Карелии очень мала доля титульной нации - карелы составляют лишь 10% всех жителей.

- Итак, мы с вами выяснили, что Россия – многонациональная страна. Какая проблема стоит перед людьми наиболее остро? (Проблема межнациональных отношений.)

- После распада СССР обострились многие межэтнические конфликты, например, в Чечне, Ингушетии.

Почему именно в этих регионах проблема межнациональных отношений стоит очень остро? (Кавказ находится на стыке двух культур, очень много народностей проживает в этих регионах.)

Что необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов? (Необходима политическая стабильность, экономическое благополучие, соблюдение законов – Статья Конституции.)

Итак, мы с вами выяснили, что каждый народ имеет свой язык, традиции, обычаи.

Ярким показателем национальной принадлежности является национальный костюм. Ваши одноклассники проявили инициативу и подготовили сообщения о национальных костюмах некоторых народов.

4. Сообщения учащихся сопровождаются национальными мотивами

5. Игровой момент

- Представьте, что вам предстоит встречать участников фольклорного фестиваля, которые будут одеты в национальные костюмы. Как вы их узнаете? Я показываю вам иллюстрацию с национальным костюмом, а вы соответствующую табличку с национальностями.

- Сегодня на уроке мы узнали, что важнейшими признаками этноса являются язык и территория. Основу духовной культуры и его важнейшим признаком является религия. Что такое религия? (Особое мировоззрение, основанное на вере во всемогущие силы.)

(На доске открывается таблица «Религии».)

На территории России верующие исповедуют православие, ислам и буддизм. Кроме этого народы Севера, Сибири исповедуют местные верования (шаманизм). Сейчас мы выясним, как соотносятся религиозная принадлежность с национальным составом.

1 группа выясняет какие национальности исповедуют православие,
2 группа выясняет какие национальности исповедуют ислам,
3 группа – буддизм.

(Учащиеся работают по учебнику, заполняют таблицу, делают выводы.)

III.Итог урока

Рефлексия

Что нового узнали на уроке?
Что было для вас непонятным?
Что особенно запомнилось?

Заключительное слово учителя: В России проживают люди разных национальностей, разных религиозных верований. Но где бы мы ни жили с вами ,какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.

Народностей много живет
В стране под названьем Россия
Но вместе мы – русские, русский народ
И в этом наша главная сила.
Но кто-то не верит, и пусть
Мы за руки крепко возьмемся
Поверь в наши силы Великая Русь
И мы к лучшей жизни вернемся!
 (Стихотворение Л. Рубальской)

Спасибо всем за работу, урок окончен.