План-конспект урока по изобразительному искусству и художественному труду "Древние образы в современных народных игрушках"

Разделы: МХК и ИЗО


Вид урока: декоративная роспись круглых форм

Тип урока: комбинированный

Задачи:

  • познакомить учащихся с творчеством росписи народной глиняной игрушки; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах;
  • развивать мелкую моторику руки, глазомер, аналитическое мышление, образное воображение, художественный вкус;
  • формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов;
  • формировать отзывчивость на красоту росписи народных игрушек; воспитывать интерес и любовь к народным промыслам своей страны.

Задание: декоративно оформить выполненную на предыдущем уроке фигуру одного из промыслов народной игрушки, сохраняя традиции промысла.

Материалы:

  1. для учащихся: гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, вылепленные фигуры.
  2. для учителя: мультимедиа проектор, экран, таблицы с образцами росписи, компьютерная презентация (см. Приложение 1).

Зрительный ряд: иллюстрации народных глиняных игрушек, таблицы с элементами росписи.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формирование новых знаний.
  4. Творческая практическая деятельность учащихся.
  5. Итог урока:
    • выставка и анализ работ;
    • обобщение темы урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

I. Оргмомент

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Игрушки, кисти, краски,
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!

II. Актуализация опорных знаний

Ребята, на прошлом уроке мы с вами совершили путешествие в далёкое прошлое, к мастерам народных глиняных игрушек (слайд 2). Побывав в качестве таких мастеров, создали пластический образ одной из этих игрушек. Давайте вспомним эти игрушки, а также чем они отличаются по своей форме. Все отличия занесем в таблицу (на доске).

Заполняем таблицу (первую колонку).

Очень большое разнообразие образов воплотила в себя эта игрушка. Здесь и удивительные кони с длинными как у жирафа, шеями, коровки, петухи, бараны, олени - растопырки, птицы-курицы, собаки, свиньи (слайд 3).

Крепкие деревенские мужики и бабы рождают добрую усмешку: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату (слайд 4).

Эти игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разнаряженных щеголих, и нянек-кормилок с детьми на руках, и лихих всадников. И важных индюков, и другие образы (слайд 5).

Отличительные особенности народных глиняных игрушек

 

форма

орнамент росписи

основные цвета,
используемые в росписи

Филимоновские
игрушки

имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными.

 

 

Каргопольские
игрушки

приземисты. Они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми.

 

 

Дымковские игрушки

монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью.

 

 

III. Формирование новых знаний

Каким орнаментом украшалась каждая из этих игрушек, каковы основные цвета, используемые в росписи – вот проблемы, которые мы с вами должны решить. А поможет нам решить эти проблемы страница 66 учебника. Группа ребят, которые вылепили филимоновскую игрушку, рассматривают знаки орнамента этих игрушек. Группа ребят, которые вылепили каргопольскую игрушку, рассматривают знаки орнамента каргопольских игрушек. Группа ребят, которые вылепили дымковскую игрушку, рассматривают знаки орнамента дымковских игрушек. (Обсуждение в группах, ответы детей).

Дополнение учителя:

1. Филимоновская игрушка (слайд 6)

Орнамент росписи филимоновских игрушек простой: чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать: круг - это солнце, треугольник - это земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Простой и легкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами свистульки. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.

Пестрые декоративные узоры наносят куриным перышком прямо на поверхность обожженной глины, так как с кисточки краска к чистой глине не пристает.

2. Каргопольская игрушка (слайд 7)

Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.

3. Дымковская игрушка (слайд 8, 9)

Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.

Если внимательно присмотреться к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, можно увидеть, как экономно и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы.

На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.

Отличительные особенности народных глиняных игрушек

 

форма

орнамент росписи

основные цвета,
используемые в росписи

Филимоновские
игрушки

имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными

чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки,  треугольники;

бывают и сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко»

малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый

Каргопольские
игрушки

приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми

древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки

черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий

Дымковские игрушки

монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью

кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки

малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой

IV. Творческая практическая деятельность учащихся

Давайте мы с вами представим себя мастерами по росписи народных глиняных игрушек (класс разделен на три группы: 1 группа - «Мастера Дымковских игрушек», 2 группа – «Мастера  Филимоновских игрушек», 3 группа – «Мастера Каргопольских игрушек») и декоративно оформим вылепленную на предыдущем уроке фигуру.

Последовательность выполнения работы (слайд 10)

Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи  выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приемов работы;
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  4. контроль объема и качества выполненной работы.

V. Итог урока

Выставка и анализ работ

Ребята, перед вами расположены «Ступеньки творчества».

Вы должны подумать и сами оценить свою работу. Каким образом? Если вам не нравится ваша игрушка, как вы ее расписали, то ставите игрушку на низкую ступень. Если вы считаете, что работа выполнена хорошо, то ставите на вторую ступень, а если у вас получилась отличная игрушка, то ставите на самую высокую ступень.

Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки.

Работы учителем оцениваются по следующим критериям:

  1. правильность выбора цвета;
  2. правильность рисования элементов;
  3. композиция;
  4. аккуратность выполнения.

Обобщение

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая,
Ставшего искусством ремесла.

Домашнее задание (слайд 11)

Подобрать иллюстрации потеме: «Гжельская керамика».