Олимпиада по музыке (для студентов 2-го курса педагогического колледжа; специальность "Преподавание в начальных классах")

Разделы: Музыка


Предметные олимпиады прочно вошли в практику как интересная и продуктивная форма творческого соревнования, позволяющего выявить наиболее способных , повысить их интерес к обучению, а также косвенно проверить уровень преподавания предмета. В олимпиады по математике, иностранному языку, естественным наукам обычно включаются задачи повышенной сложности, задания, требующие смекалки, творческого подхода при решении и т.д.

Олимпиады по предметам эстетического цикла строить по такому принципу сложно. Отчасти потому, что не существует четкого перечня пресловутых знаний, умений и навыков, в опоре на которые можно было бы столь же точно рассчитать “степень повышенной сложности”. Отчасти это связано с тем, что любое задание даже на рядовом уроке музыки должно носить творческий характер и тогда не очень понятно, какой уровень “творческости” соответствует простому уроку, а какой — олимпиаде...

Но это вовсе не означает, что олимпиады по музыке проводить не стоит. В этой связи целью является: выявление комплекса музыкальности, личностных характеристик, которые обеспечивают более глубокое постижение музыкального искусства.

Из нее вытекают следующие задачи:

  • учитывать результаты олимпиады в комплексе с другими творческими проявлениями — исполнением и восприятием музыки, проектной деятельностью, участием в различных внеклассных мероприятиях;
  • развивать музыкальное мышление;
  • воспитывать интерес к музыке как виду искусства.

Предлагаемый материал можно использовать для внутриколледжной олимпиады по музыке на 2 курсе (специальность “Преподавание в начальных классах”).

Он состоит из четырех блоков ( музыкальная грамота, музыкальная литература, музыкальная мозаика, звучащая викторина), каждый из которых направлен на выявление тех или иных признаков успешной учебной деятельности по музыке.

В каждом из 4-х блоков по 5 ранжированных вопросов достоинством от 10 до 50 баллов. Первые 3 блока – теоретические, а последний- практический.

Олимпиадные задания (с ответами)

1. Музыкальная грамота

10 б. Графическое изображение музыкального звука. (Нота).

20 б. Перерыв в звучании музыки. (Пауза).

30 б. Знак увеличения длительности ноты или паузы в полтора раза.(Точка).

40 б. Главный устойчивый звук лада. (Тоника).

50 б. Отрезок звучания музыки от одной сильной доли до другой. (Такт).

Музыкальная литература

10б. Великий русский писатель, автор романа “Война и мир”, на сюжет которого композитор С.С. Прокофьев написал одноименную оперу. (Л.Н. Толстой).

20б. Деревянный духовой инструмент, звучание которого изображает Птичку в симфонической сказке С.С. Прокофьева “Петя и волк”. (Флейта).

30б. Мелодия русской народной песни, использованная П.И. Чайковским в финале Четвертой симфонии. (“Во поле береза стояла”).

40б. Балет П.И. Чайковского на сюжет сказки Э. Гофмана. (“Щелкунчик”).

50б. Старинный русский щипковый инструмент, на котором играл Садко, главный герой одноименной оперы Н.А. Римского – Корсакова. (Гусли).

Музыкальная мозаика “Четыре буквы”

10б. Торжественная песня. (Гимн).

20б. Музыкальная партия, исполняемая одним певцом или инструменталистом. (Соло).

30б. Норвежский композитор. (Григ).

40б. Знак в нотном письме, указывающий на связное исполнение музыкальных звуков, фраз. (Лига).

50б. Законченный номер в опере, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра. (Ария).

4. Звучащая викторина

Задание: угадать автора музыки и название 5 звучащих музыкальных фрагментов.

Ответ:

10 б. Б. Савельев. “Настоящий друг”.

20 б. Русская народная песня “Калинка”.

30 б. М. Глинка. “Попутная песня”.

40 б. М. Глинка. “Жаворонок”.

50 б. В.А. Моцарт, Б. Флисс. “Колыбельная”.

Примерные критерии оценки

  • Максимальное количество баллов – 600
  • До 360 баллов равно отметке “3”
  • От 360 до 480 баллов – “4”
  • От 480 до 600 баллов – “5”

Так, успешное выполнение заданий олимпиады требует от участников качественных теоретических познаний, хорошей слуховой памяти, умения сконцентрироваться, владения рядом специальных умений и навыков. С другой стороны, предлагаемые типы заданий можно использовать в обычной учебной деятельности, что позволит увереннее себя чувствовать при проведении самой олимпиады.

Примечание. В качестве материала для слухового восприятия (см 4-й практический блок “Звучащая викторина”) можно использовать и другой музыкальный материал (по усмотрению преподавателя).