Методическая разработка урока по теме "Кто Я - человек массовой культуры или человек в массовой культуре"

Разделы: МХК и ИЗО


Дидактическая цель урока: определение влияния массовой культуры на современное общество.

Цели урока

  • Образовательные: формирование представления о массовой культуре, ее особенностях и влиянии, проявлениях в современной жизни.

  • Развивающие: развитие критического мышления, творческих умений, умения работать с учебным текстом и понятием, решать проблемные задачи.

  • Воспитательные: формирование критического отношения к массовой культуре и ее проявлениям в жизни общества, ценностного отношения к национальной культуре, системы нравственных ценностей и мировоззрения.

Уровни достижения целей: репродуктивный, конструктивный.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Форма урока: Урок-диалог

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения.

Формы познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: история, социология, философия.

Ход урока

Этапы урока Действия учителя Действия ученика
Орг. момент Приветствие студентов. Настраиваются на урок
Актуализация знаний

На прошлом уроке мы с вами знакомились с основными формами культуры.
Задает вопрос
- Какие вы знаете формы культуры?

Во время предыдущего занятия мы подробнее рассмотрели элитарную и народную культуры, а сегодня познакомимся с массовой.
Мы с вами знаем, что м.к. появилась в …
Но все же м.к. – это явление культуры ХХ века.
- Что повлияло на развитие культуры в ХХ веке?
Эти факторы активно способствовали «массовизации» жизни и непосредственно повлияли и на развитие массовой культуры. Вы знаете, что в течение ХХ века население планеты выросло в несколько раз.

Отвечают
- Элитарная, народная и массовая.

Продолжают фразу
- … конце 19 века в США

- НТР, демократизация, урбанизация.

Мотивация

Задает вопрос
Давайте вспомним вчерашний день, то время, которое было свободно от учебы или выходные дни.
- Что вы делали, как провели свободное время?

Практически все, что вы сейчас перечислили, то, что мы делаем каждый день, наша повседневная жизнь тесно связана с массовой культурой.
-Т.о. какое место в нашей жизни занимает м.к.?

Запишите тему урока в тетрадь, она представлена на экране:
Приложение 1.

«Кто Я – человек массовой культуры или человек в массовой культуре…»
И каждый из вас к концу урока должен определить свое отношение к ней

- При каких условиях мы сможем это сделать, если имеем лишь общее представление о м.к.?

Отвечают
-Смотрели телевизор, слушали музыку, ходили за покупками, гуляли, посещали кинотеатр, ходили на дискотеку…

-М.к. является неотъемлемой частью нашей жизни

Записывают тему урока

-При условии, что мы узнаем что такое м.к., какие м.к. имеет особенности, какое влияние оказывает м.к. на нашу жизнь…

Подготовка к изучению нового материала Итак, мы должны охарактеризовать м.к. и определить ее влияние на современное общество, рассмотреть основные проявления м.к. и в итоге выяснить, что такое м.к. и определить свое отношение к ней. Именно по такому плану будет идти наша дальнейшая работа. Смотрят на экран, на котором появляется план работы.
Изучение нового материала

Согласно первому пункту, мы должны охарактеризовать м.к.

Обратите внимание на экран.
Вы видите 2 цитаты:

«Цивилизации грозит оглупление в дурмане массовой культуры»
А. Сахаров.

«Круто! Ты попал на TV, Ты звезда,…»
И.Матвиенко

- Как характеризуют м.к. эти цитаты?

- Какой из этого можно сделать вывод?
Правильно.

- Почему для характеристики м.к. используется определение массы? Что означает слово «масса»?

- Как называется большое скопление людей?

- Что характерно для поведения толпы?
Действительно, их поведение иррационально.

- Что означает «Иррациональный»
Поведением толпы легко управлять, при этом человек теряет свою индивидуальность.

Вашему вниманию предлагаются выдержки из различных словарей и энциклопедий в которых представлены разные характеристики м.к.


Приложение 2


Первому варианту предлагается выписать положительные черты м.к., а второму варианту отрицательные.

Когда начинается презентация ответов, предлагает заполнить второй столбик, остающийся у каждого варианта пустым.

- Какой можно подвести итог?

- Значит, м.к. оказывает достаточно негативное влияние на человека?
- Как нам быть, когда мы постоянно сталкиваемся с массовой культурой и столкновения избежать невозможно? Как можно избежать негативного воздействия м.к.?
Предлагаю поразмышлять над поставленным вопросом, но ответим мы на него чуть позже.

Отвечают
- По-разному, в первой цитате негативно оценивается м.к., говорится о том, что она приведет лишь к оглуплению, деградации цивилизации
- Во второй цитате предлагается противоположная точка зрения, согласно которой м.к. и ее явления – это «круто»
- М.к. явление неоднозначное и имеет как положительные, так и отрицательные характеристики
- Много, для всех людей.

- Толпа

- Подражание, заражение, внушение, безличность.

- Неразумный, необъяснимый.

Выполняют задание, презентуют ответы.
- Положительные черты: трансляция населению текущей информации, определяет досуг, развлекательность, культ успеха, заполняет досуг, снимает напряжение и стресс, доступна всем.

- Отрицательные черты: интерпретация информации в соответствии с интересами заказчика, формирование общественного мнения, стимулирование массового потребительского спроса, примитивизм и стандартизация содержания, манипулирует сознанием, создает искусственные образы, натурализм, коммерческая основа, зрелищность.

- М.к. имеет и положительные и отрицательные черты, но отрицательных больше.
- Да

 

В соответствии со вторым пунктом плана, сейчас мы рассмотрим основные проявления м.к.
- Попробуйте назвать некоторые проявления м.к., в каких сферах она представлена?

Совершенно верно.
На экране представлена схема, отражающая основные проявления м.к. Эту схему вы должны постепенно заполнить и у себя в тетради.

В процессе заполнения схемы дает характеристику каждого проявления: СМИ, рекламы, моды и гламура, кино (видеофрагмент) и мультфильмов (видеофрагмент), комиксов, музыки, шоу-бизнеса и игр.

- Теперь, когда мы рассмотрели основные проявления м.к., давайте попытаемся ответить на поставленный вопрос: «Как избежать негативного воздействия м.к.?»
- Сможете ли вы отличить негативное влияние м.к. и противостоять ему? За счет чего это можно сделать?

Отвечают

- реклама, кино, музыка, новости…

В процессе рассказа учителя записывают схему в тетрадь.

- Нам не удастся избежать общения с м.к., но мы можем избирательно к ней относится

- За счет повышения общего культурного уровня, расширения кругозора, развития эстетического вкуса.

Первичное закрепление

- А теперь, когда вы познакомились с основными проявлениями м.к., предлагаю проверить, насколько вы хорошо ориентируетесь в сфере м.к.
Дает задание «ложные-истинные» высказывания.

Приложение 3

- Переходим к третьему пункту нашего плана. Что же такое массовая культура? -Предлагаю составить «синквейн» к словосочетанию м.к.

Т.о. у вас получился свой собственный подход к понятию, каждый из которых по-своему верный.

Фронтально отвечают.

Составляют индивидуально синквейн.

Она примитивная, пошлая
развлекает, но управляет и притупляет.

Что ждет нас впереди?
Осторожно!

Рефлексия

 

 

Домашнее задание

А теперь обратите внимание на определения м.к., предложенные в разных справочных изданиях, их несколько.

Приложение 4.

Выпишите то определение, которое наиболее соответствует вашим представлениям о м.к.

- Кто какие определения выписал?

- Если вам интересно, то дополнительную информацию вы можете получить в учебниках по культурологи под авторством А. Радугина, А.Кармина, а также прочитатьстатью Х. Ортега-и Гассета «Восстание масс».

Давайте вернемся к теме нашего урока: «Кто Я – человек массовой культуры или человек в массовой культуре?»
Вашим заданием будет поразмышлять над тем, кто вы: человек с массовым сознанием, который поддается воздействию извне, или человек, умеющий оценивать культурные явления современной эпохи и выбирать что действительно ему нужно, а не то, что нам предлагают.

Спасибо всем за работу, до свидания.

Выписывают.

 

 

Отвечают.

Список использованной литературы

  1. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2003. – 928 с.
  2. Культурология. ХХ век: Т. 2: М-Я: Энциклопедия. - СПб, 1998. - 446 с.
  3. Культурология: Учеб. пособие для вузов /Сост. и отв. ред. Радугин А.А. -М., 1996. – 397
  4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии, 1989, N 3-4.