Открытый урок, 1-й класс. Тема "Секреты письма. Письмо заглавной буквы Ф. Удивительный мир птиц"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

  • Развивать мелкую моторику рук. речь, память, внимание, фонематический слух, творческие способности;
  • Формировать умение писать заглавную букву Ф, слоги и слова с этой буквы, закреплять умение писать на слух основные элементы письма, расширять боковое зрение, навыки правильного каллиграфического письма и графическую зоркость, познакомить с образованием русских фамилий;
  • Воспитывать аккуратность, интерес к окружающему миру, умение слушать и высказывать своё мнение, трудолюбие и чувство взаимопомощи.

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день, дети! Я дарю вам улыбку и лучшие пожелания сегодняшнего дня. Улыбнитесь друг другу.

Улыбнитесь гостям. Спасибо.

Ничто никогда не приходит само.
Само не приходит к нам на дом письмо….
Само не умеет свариться варенье.
Само не напишется стихотворенье.
Мы делать всё это обязаны сами.
Своей головой и своими руками.

2. Постановка цели урока.

Своей головой и своими руками мы будем продолжать познавать секреты письма и удивительный мир птиц, учиться писать новую букву и посмотрим как в ваших руках обычные ниточки могут стать волшебными. Мы должны уметь слушать и помогать друг другу.

3. Постановка темы урока.

Ребята, сегодня утром я получила телеграмму от королевы Букволандии. “Буква, которую вы собираетесь учиться писать пропала, отыскать её могут мальчик и девочка из вашего класса, у которых одинаковые имена”.

Ваша королева.

От какой буквы эта телеграмма? (и). Есть у нас такие мальчик и девочка? А как мне вызвать их правильно? (по фамилии, по полному имени). Александр и Александра возьмитесь за руки, повернитесь направо, остановитесь около полочки с цветами, найдите цветок на котором будет надпись, прочитайте. (фикус). Александр, выдели первый звук. Александра, дай характеристику этому звуку. Вы, может, знаете об этом цветке? (Фикус это растение с одеревеневшим стволом и большими листьями. Фикусы растут не только в кадке. Но и во влажных тропических лесах. Это растение очень древнее. Древесина фикуса ценится за прочность). Какой буквой обозначается звук Ф? За фикусом прячется буква Ф. С этой буквой на носу филин прячется в лесу. Хозяйкой на уроке письма будет заглавная буква Ф, а за нашей работой на уроке будет следить мудрый филин. Что вы знаете об этой птице?

Физминутка .Дети ходят руки в боки, значит, выучили уроки

4. Подготовка к письму.

Правила письма.

Мы язык свой очень любим
И писать красиво будем!
Все готовы потрудиться,
Чтоб секретам научиться.
Взяли ручку, сядем прямо,
Развернём углом тетрадь…
Скоро нас попросит мама
Научить её писать!

Письмо элементов. (палочка, качалочка, крючок, секретик, шалашик)

Графический диктант.

Элементы букв У, Э, М, соберите из этих букв слово (эму), запишите его. Что интересного вы можете рассказать об этой птице? Что вы знаете об этом слове? (неизменяемое)

Физминутка для глаз.

5. Письмо буквы Ф, её соединений:

Графический анализ буквы Ф и письмо этой буквы.

Р, П, а, б, о – по какой закономерности написаны эти буквы ( в этих буквах есть элементы которые встречаются у буквы Ф)

Письмо буквы Ф с другими буквами.

Письмо слов: Фаина (пишут девочки)

Фролов (пишут мальчики)

Почему слова написаны с заглавной буквы?

Буква большая совсем не пустяк,
В букве большой уважения знак!

Физминутка.

(широко раскинул ветки возле дома старый клён…..)

Графическая работа над словом фламинго

К нам фламинго прилетает на сегодняшний урок. (картинка фламинго)

Фламинго это крупная птица бело-розового цвета, летает, вытянув шею вперёд, а ноги назад. Хорошо плавает, имеет крепкий клюв. По краям клюва есть пластинки, при помощи которых фламинго выбирает из воды остатки растений, мелких лягушек. Самка откладывает одно яйцо, высиживают оба родителя. Кормят птенца, отрыгивая яркую жидкость, которая очень питательная, поэтому птенцы растут быстро. Эти птицы живут на земле давно, их предки видели динозавров. Птица занесена в красную книгу, у неё ценное оперение.

Вы узнали много интересного об этой птице, а теперь поработайте над словом фламинго. Девочки выделяют гнёздышки, мальчики шалашики.

Работа со словами Фома, Филипп, Филимон.

  • Прочитайте слова на следующей строчке. Чем они похожи?
  • Образуйте от имён фамилии. (Фомин сын, Филиппов, Филимонов)
  • Оцените себя по волшебной линеечке.

Физминутка по тренажёру из гороха.

6. Письмо букв из ниточек:

Подготовительная работа.

Имя и фамилия не пара пустяков, она досталась нам от предков. Своей фамилией нужно гордиться, а прославить её можно трудом. Сейчас вы будете делать аппликации из цветных ниток. Работать будете в паре. Вам дан элемент буквы, вы должны сообща доделать его до буквы. Проверьте своё рабочее место. Всё что нужно под рукой, нитки ножницы и клей, только руки не жалей. Ножницы я в руки взял – букву Ф я в них узнал. (техника безопасности при работе с ножницами).

Вспомните, какие пословицы вам могут помочь в работе.

Рабочие руки не знают скуки.
Мало хотеть, надо уметь.
Не учась и лаптя, не сплетёшь.
Без терпенья нет уменья.
Каков мастер, такова и работа.
Век живи, век учись.
Не говори, не умею, говори, научусь.
Ученику – удача, учителю радость.

Самостоятельная работа.

Получаются буквы У, М, Н, Ы.

7. Итог урока:

Рефлексия.

Нарисуйте солнышко вверху над буквой, кому было интересно на уроке, или что ты открыл для себя нового. Нарисуйте тучку, кому было трудно на уроке или что-то не понял. А теперь берите свои буквы и парами выходите к доске. Из букв, которые вы сделали, составляем слово, УМНЫ.

Сегодня на уроке вы были умны. Я хочу, чтобы к вам прилетел розовый фламинго, пусть он принесёт вам удачу. Спасибо за урок вам говорит мудрый филин.