Урок изобразительного искусства в 6-м классе "Натюрморт в смешанной технике"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: познакомить детей с возможностью объединения различных видов искусств и техник.

Задачи: - разделить понятия вид и жанр искусства; - показать различные способы для выполнения работы с использованием большого количества художественного материала; - воспитывать умение работать коллективно; - воспитывать устойчивый интерес к предмету.

ХОД УРОКА

Приветствие учащихся. Знакомство. Представление гостей.

1.1.Определение темы урока. Постановка целей.

На экране выводится слайд с изображением 5 натюрмортов, выполненных в разных видах изобразительного искусства.(Приложение1, слайд1)

Учитель: Ребята, перед вами работы мастеров изобразительного искусства, как знаменитых (Ван Гог "натюрморт с розами"), так и неизвестных авторов и просто студентов. Но все эти работы имеют что-то общее. Я попрошу Вас внимательно рассмотреть эти работы и выделить, что их объединяет. В их общности скрыта тема нашего урока. (Цветы, фрукты, НАТЮРМОРТ).

Учитель: Правильно! Все представленные работы выполнены в жанре НАТЮРМОРТА. Давайте вывесим на доску название сегодняшнего урока. Во время вывешивания таблички даётся краткая информация о натюрморте. Натюрморт - мёртвая натура. Как самостоятельный жанр сформировался на рубеже 16-17 веков в Европе, но интерес к изображению предметов наблюдается с древнейших времён. Но цель сегодняшнего урока не познакомить вас с историей натюрморта, а показать варианты создания современных натюрмортов и поиск новых возможностей и средств выразительности.

1.2. Закрепление ранее пройденного материала.

Ребята давайте вернёмся к слайду и рассмотрим его ещё внимательнее. Вы уже нашли сходство в этих работах, а теперь попробуйте найти различие между ними. ( Они сделаны разным способом и из разных материалов).

Учитель: Правильно. Все эти натюрморты представляют разные виды и подвиды изобразительного искусства. Давайте их вспомним и назовём: Живопись - живое письмо; Графика; Декоративно-прикладное искусство; Барельеф - разновидность скульптуры (1\2 объёма, с обратной стороны ровная поверхность); Мозаика - одна из разновидностей монументальной живописи (составляется из простейших цветовых элементов способом выкладывания их друг с другом). Идёт показ следующих 5 слайдов. Дети вслух читают названия видов искусств. Педагог крепит на доску таблички с названиями видов искусств. (Приложение1, слайды со 2 по 6)

"Ещё с запамятной поры,
Остался острый нож не сломан,
И вьётся впереди лимона
Шершавый вензель кожуры".
Веллер.

Учитель: Ребята, а в каком виде временного искусства я представила вам сейчас натюрморт

Учитель: Да и в литераторе есть примеры описания натюрморта.

Погружение в проблему.

Учитель: В настоящее время в каждом из видов искусств художники достигли необычных высот и ищут новые средства, способы и техники для выражения своего творчества. И эти поиски всё чаще стали приводить их к смешению техник и даже видов искусств. Вот и мы с вами сегодня как современные художники попробуем создать натюрморт, соединяющий в себе представленные виды искусств. Натюрморт в СМЕШАННОЙ ТЕХНИКЕ (на доску вывешивается соответствующая табличка)

2.1.Показ образца.

Давайте посмотрим, как это получилось у меня. В этой работе присутствуют (графика, ДПИ, барельеф, мозаика). А теперь назовите, какой вид изобразительных искусств, здесь не представлен (живопись).

2.2.Постановка задач. Составление натюрморта.

Учитель: Сегодня мы с вами будем работать коллективно, разделившись на 2 команды (так как вы уже сидите, в соответствии с цветом предметов на ваших бейджиках). Вы будете создавать натюрморт в смешанной технике, но добавим в него и такой вид искусства, как живопись. В любой работе художника - живописца краски не спорят, они живут дружно, передавая настроение и характер художника. Такое содружество красок называется - КОЛОРИТ. Посмотрите, каким бывает колорит в работах живописцев, и попробуйте дать ему названия.(Приложение1, слайды 7,8,9) Правильно эти натюрморты выполнены в ТЁПЛОМ и ХОЛОДНОМ колорите (на доску с двух противоположных сторон вывешиваются таблички со словом колорит синего и красного цвета), а ещё колорит может быть спокойным радостным и грустным в соответствии с задумкой художника.

Учитель: Сейчас я попрошу выйти ко мне 2 представителей от каждой команды, тех, у кого на бейджиках изображены мозаика и ваза. Те ребята у кого на бейджике изображена ваза, будут капитанами команд - композиторами от слова КОМПОЗИЦИЯ Кто-нибудь знает, что такое композиция? \Это составление соединение предметов в единое целое в соответствии с задумкой автора. (Расположение предметов в гармоничном равновесии построение художественного произведения в котором объединяются в единое целое все его компоненты изобразительные средства и реализуется замысел художника) . Остальные ребята будут им помогать. Ваша задача: Составить натюрморт из имеющихся на столе предметов в соответствии с заданным на бейджике колоритом. По окончании работы вся группа возвращается на свои места. А пока вы будите выполнять задание, я объясню остальным ребятам, в чём будет заключаться их работа (дети приступают к составлению натюрмортов).

3.1.Объяснение способов работы.

Учитель: - У каждого из вас на бейджике изображён предмет который вы и будете создавать, используя разные техники. Те, ребята, у которых изображены фрукты или овощи, будут работать с пластилином, создавая полуобъёмную форму - барельеф. Для этого им понадобится сначала обмазать пластилином имеющиеся у них на столах силуэты фруктов или овощей, а затем нарастить на них объём. Если вам понятно задание можете приступать к работе.

- У кого на бейджике изображены листья, будут выполнять работу графическими материалами по выбору: гелевая ручка или маркер. Ваша задача украсить силуэт листа любым придуманным орнаментом (показ возможных вариантов). Если вам понятно задание можете приступать к работе.

3.2. Анализ работы ребят собиравших натюрморт.

Если к этому моменту будут готовы собранные детьми натюрморты, то имеет смысл переключить внимание детей на них.

Учитель: Ребята попрошу вас обратить внимание на натюрморты собранные вашими товарищами. (Педагог описывает, с помощью детей, получившиеся работы, стараясь давать только положительные оценки. Благодарит детей за работу.)

3.3.Продолжение объяснения способов работы.

- Теперь нам необходимо вернуться к тому, с чего начинается работа - к фону. Я объясню задание тем ребятам, у кого изображена мозаика. На ваших столах лежит тонированная бумага, на которой прорисован контур задрапированной ткани. Ваша задача выложить ткань из кусочков нарезанной бумаги (они находятся в контейнерах) в технике мозаики (приклеивая их на лист друг к другу). Для этого выберите человека который будет отвечать за работу с клеем, т.е. будет промазывать лист, начиная с краёв, а остальные двоя будут накладывать на него кусочки цветной бумаги прикладывая их друг к другу. Если вам понятно задание можете приступать к работе.

- Теперь я дам задание композиторам. У них на бейджиках изображены вазы. Как и на моей работе, вы будите делать вазу в технике МОНОТИПИЯ. Давайте вспомним, как работают мастера в этой технике. Показ порядка выполнения работы. Сделать особый акцент на понятии симметрия. Симметрия способствует впечатлению уравновешенности, покою.

- Наконец очередь дошла до тех, у кого изображены цветы. И как вы уже догадались, вы будите делать цветы из гофрированной бумаги. Для этого вам понадобиться собрать в одну стопку 10 кружочков г\бумаги одного или нескольких цветов, так, чтобы самый маленький оказался сверху. Скрепить их посередине стиплером и сделать прорези по всему диаметру чуть - чуть не доходя до центра. Показ вариантов прорезывания бумаги. Когда вы закончите прорезывать, цветку необходимо будет придать оббьем, поднимая лепестки вверх. Если вам понятно задание можете приступать к работе.

4.1 Самостоятельная работа детей.

После того как все дети приступят к заданию можно включить спокойную музыку. По мере необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь учащимся.

За 7 минут до окончания урока педагог предлагает детям начинать составлять из предметов общую композицию, сначала правильно расположив предметы на листе, а затем их приклеить. Готовые работы вывешиваются на доску под надписями колорит.

5.1 Анализ детских работ; выставление оценок:

Сегодня наш урок напоминал творческую мастерскую современных художников. Вы создавали работу в жанре натюрморта, используя смешанную технику, объединяя различные виды искусств. Каждая команда создала натюрморт в соответствии со своим колоритом. Несмотря на то, что они похожи по содержанию, они получились разными по настроению. Спасибо вам всем за хорошую коллективную работу. Все ребята получают за сегодняшний урок оценку - отлично.

6.1 Заключение. Обобщение.

Ребята, мне очень интересно узнать ваше мнение об уроке, поэтому я попрошу вас перед выходом из класса оценить его, приклеивая на панно цветок в соответствии с вашей оценкой. Если понравился, приклейте розовый , если не очень, то зелёный, а если совсем не понравился, то жёлтый цветок. Выходя из класса, не забудьте снять бейджики и положить на стул. Первыми я попрошу дать оценку девочек команды тёплого колорита, затем девочек команды холодного колорита, а затем мальчиков в той же последовательности. До свидания.

Используемая литература:

  1. Н.М.Сокольникова "Краткий словарь художественных терминов" 5-8 классы, Москва, АО "Московские учебники" 1998.
  2. Л.А.Неменская "Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека", Москва, "Просвещение" 2008.
  3. Н.А.Дмитриева "Краткая история искусств", Москва 1986