Урок-игра "Путешествие в подводный мир" в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Человеческая культура возникла и
развертывается в игре, как игра.

Й. Хейзинга.

Одним из основных видов деятельности человека, наряду с трудом и ученьем остается игра. Эффективная организация урока, продуктивные формы обучения с элементами игры, интерес дают высокие результаты обучения. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь игрой, учащихся не замечают, что они учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас знаний, расширяют свой кругозор. Даже самые пассивные ученики включаются в игру с желанием. Предлагаю конспект урока по математике 5ого класса, которые проводится в нетрадиционной форме “ Урок- игра. Путешествие в подводный мир”.

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.

Цели урока:

- образовательная:

  • отработка вычислительных навыков сложения и вычитания десятичных дробей;
  • контроль за уровнем усвоения сложения и вычитания десятичных дробей;

- развивающая:

  • развитие познавательного интереса к предмету через игровую деятельность;
  • развитие наблюдательности, внимания;
  • формирование потребности в приобретение знаний;

- воспитательная:

  • воспитание у учащихся трудолюбия, взаимоуважения, чувства товарищества;
  • привитие умения слушать друг друга;

Тип урока: урок закрепления.

Форма проведения урока: урок - игра “ Путешествие в подводный мир”.

Оборудование:

  • плакат с девизом урока;
  • рисунок батискафа;
  • карточки для игры “Поле чудес”,
  • таблица с буквами;
  • портрет М.В.Ломоносова;
  • набор перфокарт;
  • карточки,
  • дифференцированные по группам;
  • карточки с названием и ответом для исследовательской группы;
  • плакат с ключом для графического диктанта;
  • карточки для рефлексии.

Ход урока

І Организационный момент:

/ психологическая минутка /

Учитель: Здравствуйте ребята! Надеюсь у вас сегодня хорошее настроение. Плохое настроение и лень умножим на нуль! Наш девиз урока “Один за всех и все за наш класс”. Сегодня мы с вами проведем урок закрепление, на котором вы поделитесь своими знаниями.

Задача нашего урока: закрепить навыки сложения и вычитания десятичных дробей в различных ситуациях.

ІІ Актуализация опорных знаний:

Учитель: Урок будет проведен в форме игры “Путешествие в подводный мир”. Мы отправимся в путешествие вместе с ребятами из батискафа./ рисунок батискафа висит на доске/. Во время путешествия нужны будут некоторые знания, которые помогут нам путешествовать.

Проверка знаний учащихся: /каждый получит карточку заранее/

  • в форме игры “Поле чудес” /плакат в алфавитном порядке/
а б е и л м о п р
2,08 5,85 17,31 4,4 4,88 8,8 5,474 0,67 1,47
т у ч ш ь ы ю я
0,37 8,07 76,91 25,4 1,41 10,35 76,4 15,53

получится высказывание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
п р и м е р Ы п о у ч а ю т б
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29  
о л ь ш е ч Е м т е о р и я  

Ученики называют номер карточки и букву.

Примеры для карточки:

  • 1) 16,52 – (4,9 + 10,95) = 0,67
  • 2) 4,2 – ( 0,98 + 1,75) = 1,47
  • 3) ( 2,5 + 7,3) – 5,4 = 4,4
  • 4) 0,68 + ( 3,32 + 4,8 ) = 8,8
  • 5) 25 – ( 19,5 – 11,8 ) = 17,3
  • 6) ( 6,7 + 2,8) – 8,03 = 1,47
  • 7) 15,2 – ( 0,15 + 4,7) = 10,35
  • 8) 17 – ( 3,4 + 12,93) = 0,67
  • 9) 15,8 – ( 1,256 + 9,07) = 5,474
  • 10) 3,31 + ( 12,6 – 7,84) = 8,07
  • 11) 48,01 + ( 32 – 3,1) = 76,91
  • 12) 3,8 – ( 0,12 + 1,6) = 2,08
  • 13) 12,3 + ( 68 - 3,9 ) = 76,4
  • 14) ( 0,17 + 1,5) – 1,3 = 0,37
  • 15) ( 12,5 – 7,25) + 0,6 = 5,85
  • 16) 14 – ( 13,6 – 5,074) = 5,474
  • 17) 24 – ( 3,12 + 16) = 4,88
  • 18) ( 0,15 + 3,7 ) – 2,44 = 1,41
  • 19) 15,3 + 30,2 – 20,1 = 25,4
  • 20) ( 22,5 – 5 ) – 0,2 = 17,3
  • 21) 77 – ( 8,6 – 7,51) = 76,91
  • 22) 6,8 + ( 18 – 7,5) = 17,3
  • 23) 4,6 + ( 11,2 – 7) = 8,8
  • 24) ( 14,2 – 13,9 ) + 0,07 = 0,37
  • 25) 48,3 – ( 26,6 + 4,4) = 17,3
  • 26) 26 – 14,686 – 5,84 = 5,474
  • 27) ( 1,87 – 0,03) – 0,37 = 1,47
  • 28) (3,4 + 4,8) – 3,8 = 4,4
  • 29) ( 48,03 – 3,3) + 0,5 = 15,53

Учитель: Эти слова ребята принадлежат великому русскому ученому М.В.Ломоносову. Историческая справка: / выступление ученика из класса/

М.В.Ломоносов – выходец из архангельских крестьян, его по праву называют отцом русской океанографии. В этой науке, изучающей морские глубины, он достиг исключительных успехов. В своих научных трудах он впервые выдвинул идею Мирового океана. Изучал его происхождение, приливы и отливы, течения. Изобрел приборы для морских путешествий.

Учитель: повторим правила сложения и вычитания десятичных дробей.

ІІ Отработка вычислительных навыков:

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с океаном. Быть может, сегодня океан покорит вас, станет вашей мечтой. В одиночку нельзя выходить в открытое море. С собой надо взять верных друзей. Они помогут вам в трудную минуту и не бросят в беде. Совместно с соседом по парте выполните следующее задание.

Задания по перфокартам./ 1 вариант - верхнюю строчку, 2 вариант - нижнюю строчку. Ошибки исправляют вместе, т.е работа в парах /. Эти задания надо выполнить за определенное время.

 перфокарта №1

перфокарта №2

перфокарта №3

перфокарта №4

перфокарта №5

 ІV Разгрузочная пауза:

Учитель: Чтобы путешествовать, надо быть сильным и внимательным. Проверим вашу физическую подготовку и внимательность. Я буду показывать одно, но говорить другое. Вы должны выполнить то, что я говорю. / разные 5 – 6 физических упражнений/.

V Этап погружения:

Класс делится на три исследовательские группы. Каждая группа получает свое индивидуальное задание, и ведет исследовательский дневник. В конце один человек с группы, докладывает о результатах исследования. Ответы заранее оформлены на доске , где с одной стороны ответы, а с другой стороны название обитатели этажа.

Учитель: Внимание! Погружение! Океан – как дом. На нем есть этаже. Верхний этаж полон света. Здесь большинство морских животных, плавают стаи различных рыб. Здесь тепло, светло и много растительности. Наблюдать за этим мы поручим исследователям первой группы. Учащимся предлагаются решить следующие задания:

Ниже сумрак. И здесь свои обитатели. Наблюдать за ними с нашего батискафа предложим второй исследовательской группе. Учащимся предлагаются следующие задания:

На самый нижний этаж не проникает солнечный луч. Там живут миниатюрные чудовища. Наблюдать за ним предлагаю третьей исследовательской группе.

Задача. Масса морского ежа 0,4кг, а масса морской звезды на 2,46кг больше, чем масса морского ежа, а масса морской лилии меньше, чем масса ежа и звезды вместе на 1,62кг. Какова масса морского ежа, звезды и лилии вместе.

Каждая исследовательская группа справилась с заданием хорошо. Чтобы не остаться на дне морском проверим ваши знания.

VІ Этап всплытия: в форме графического диктанта. Если ученики согласны с ответом, то рисуют если не согласны - ..В итоге получим “график”. После решения ученики меняются тетрадями и проверяют задание, сравнивая с ключом задания.

Задания для графического диктанта: - да, - нет;

  • 1) 7,5 – 0,6 = 7,9
  • 2) 3,3 + 12 = 4,5
  • 3) 5,02 + 3,8 = 8,1
  • 4) 7,25 – 4,05 = 3,2
  • 5) 1,37 + 13,7 = 27,4
  • 6) 1 – 0,48 = 1,48
  • 7) 16,4 + 12,3 = 28,7
  • 8) 18,5 – 0,8 = 18,7
  • 9) 7 – 0,13 = 6,87
  • 10) 0,974 – 0,874 = 0,1

ключ:

Учитель: ребята все справились с заданием, никто не остался на дне океана и удачно всплыли. Нам осталось узнать, с какой скоростью двигался наш с вами батискаф. Для этого решим следующую задачу.

Задача: Собственная скорость батискафа 8,4 км/ч, а скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость движения батискафа по течению и против течения./один ученик решает у доски для проверки/

VІІ Итог урока: / фронтально/

Вопросы:

  1. Как можно сложить или вычисть десятичные дроби?
  2. Как можно сложить или вычисть целое число с десятичных дробей?
  3. Кого вы знаете, как исследователя изучающего моря и океаны?

VІІІ Домашнее задание:

  1. На отработку вычислительных навыков: № 1236(в).
  2. Решите уравнение: № 1241( а, б).
  3. Творческого характера: придумать задачу со словами “ на больше …”, “ на меньше…”.

ІХ Рефлексия: