"Жили-были москвичи"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Ведущая цель: дать общее представление о том, как выглядели москвичи в старину, чем  они  отличались от нас.

Задачи: формирование представлений о внешнем облике москвичей, их одежде, обуви; развитие эмоциональной сферы, коммуникативной культуры, познавательных  интересов ребенка; воспитание уважения к своему прошлому.

Этапы занятия

Задачи

Содержание материала

1. Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе.
Раскрытие общей цели занятия.

(На закрытой створками доске образцы современной одежды и обуви)
Учитель: Мода, мода, мода. Ох уж эта современная мода. Как изменчива и непостоянна, она бывает. Сегодня это модно, а завтра уже нет. А что такое мода?
(Ответы учеников)
Мода - это не только одежда и обувь, это и внешний облик человека, это манера говорить, вести себя в определенном обществе и в определенное время. А какой была мода раньше, в далеком прошлом?

2. Подготовка к сознательному усвоению новых знаний

Мотивировать учащихся на восприятие нового материала.
Дать общее представление о москвиче в древности. Подготовка к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе занятия.

Как выглядели москвичи?
Сегодня мы узнаем, какую одежду носили москвичи в древности, как назывались некоторые детали русской одежды, познакомимся с крылатыми выражениями и словами, которые появились в современном русском языке.
Давайте, ребята, отправимся в путешествие.
Итак, «Жили-были москвичи!»
(Открываются  створки доски. На доске иллюстрации с изображениями москвичей в старинной одежде, вывешены
детали традиционной одежды: рубаха,
сарафан, пояс, кокошник, повязка.
Рядом с доской старинная лавка, на которой сидят куклы  в традиционной мужской и женской русской одежде, валенки, лапти)
- Ребята, вам нравится одежда, обувь?
- Какие предметы вам уже знакомы?
- Есть ли предметы одежды, обуви, которые вы еще не встречали, или видели, но не знаете, как они называются?
- А вы хотели бы так одеваться?
- А в чем бы вы  и сегодня смогли выйти на улицу? (рубашка, валенки)
Вывод: некоторые детали в одежде, во внешнем облике людей так и не вышли из моды.

3. Актуализация знаний

Сформировать у учащихся конкретные представления о внешнем облике человека в прошлом, познакомить с новыми понятиями.

- Первая остановка.  «Коса- девичья краса»
- Вам знакомо такое выражение?
-Когда мы так говорим?
- Это выражение пришло к нам из старины.
Такие выражения, которые и сейчас мы употребляем в нашей речи, называются крылатыми.
- У каждого народа во все времена были свои понятия о красоте. Как хочет выглядеть современная женщина или мужчина? (Ответы учащихся)
О том, что считалось эталоном (идеалом) красоты в далеком прошлом, мы узнаем, посмотрев эпизод из фильма «Морозко»
Видеофрагмент  фильма А.Роу «Морозко».
- А как выглядели мужчины, мы можем прочитать об этом статью в книге  «Здравствуй, Москва!», под редакцией Н.А.Гореловой) стр. 115-116

- Следующая остановка: «По Сеньке и шапка»
- Вы догадались, о чем пойдет речь?
- Какие современные названия головных уборов вам знакомы?
(панама, шляпа, бейсболка, пилотка, кепка, фата,  платок)
- У старинных головных уборов тоже есть свои названия. И вам предстоит познакомиться с некоторыми из них.
Разгадывание ребусов. (Работа в группах.)
Группа ребят, разгадав ребус, ищет в словарике, который выдается вместе с ребусом, описание головного убора  и  выбирает из предложенных рисунков нужный - венец, кичка, кокошник,)
Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

- Как вы понимаете поговорку: «По Сеньке и шапка» (Ответы детей)
- Проверим. (Чтение текста на стр. 116)
- Если молодые девушки могли похвастать своей косой, то замужние должны были прятать свои волосы под головным убором. Отсюда пошло выражение: «опростоволоситься».
- Как вы думаете, что оно могло обозначать?
- Проверим ответы по книге (стр.116-117)

- Следующая остановка: «Последнюю рубаху  отдаст»
- Когда  так говорили?
(Чтение отрывка стр. 117)
Видеофрагмент из учебного фильма: «Жили-были москвичи»
О традиционной одежде москвичей мы узнаем, выполнив следующую работу:
Разгадывание ребусов, головоломок. Работа в группах.
(пояс, рубаха, сарафан)
Приложение 5, приложение 6, приложение 7
Рассказ учителя о поясе.
- Что значит «распоясаться»?
Проверка ответов по книге стр. 118
Видеофрагмент из учебного фильма: «Жили-были москвичи» (Во что обувались москвичи)
Вывод: Существовало много видов одежды для разных случаев Мы  познакомились только с традиционной, т.е. распространенной одеждой в которой ходили простые москвичи. Эта одежда легла в основу  московского народного костюма.

4. Первичное закрепление знаний.

Установить осознанность усвоения учащимися нового материала путем практической работы

А сейчас мы отправимся в творческую мастерскую. Раньше женщины сами шили одежду, украшали ее вышивкой, жемчугом, бусами.
- Сегодня мы попробуем украсить одежду по своему вкусу.
- Одежда была яркой, красочной. Основными цветами были красный, синий, желтый.
- Перечислим еще раз предметы старинной одежды, головных уборов, обуви.
Работа может строиться по выбору учителя и учащихся (раскрашивание, шитье, вышивка и др.). Работу можно продолжить на других занятиях. Выставка работ.

5. Подведение итогов

Показать успешность овладения содержанием   занятия. Рефлексия.

- Почему именно с русской народной сказки началось наше путешествие?
(В сказках мы можем увидеть, как жили люди, как одевались, из какой посуды ели. Именно в сказках происходит знакомство с русским народным языком, пословицами, поговорками)
- Оцените сами свое участие на занятии при помощи светофорчика.
Понравилось ли вам  сегодня занятие?
Какие открытия вы для себя сделали?
- Довольны ли вы остались собой?
С каким настроением закончили занятие?
- Москвичи всегда славились гостеприимством. Поэтому мы закончим наше  путешествие последней остановкой, которая называется: «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Угощение всех пирогами.