Статья "Специфика реализации уровневой дифференциации в условиях зачетной системы"

Разделы: Математика


I. Теоретические основы. Цели, содержание контроля.

В связи со становлением новых экономических и общественных отношений в России наблюдается изменение отношения общечеловеческим ценностям, в том числе и к знаниям.

Если взрослые люди осознают важность получения образования и видят в нем залог будущей экономической самостоятельности, то среди молодежи, наоборот, резко снизился интерес к учению.

Перед школой стоит сложная задача повышения интереса к учению, в частности, к математике, как основе развития личности. Одной из концепций, учитывающих современные результаты и достижение математической науки, является уровневая дифференциация. Важнейшим условием для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации, является добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. Возможность выбирать уровень усвоения (в частности, ограничиться уровнем обязательных требований при изучений (не любимых предметов), поможет избежать перегрузки школьника, направить его усилия в область склонностей и интересов. Понятно, что реализация уровневого подхода при обучении требует разработки целого комплекса мер, специальной технологии обучения. В связи с этим перестраиваю систему контроля.

Контрольная оценка должна отражает при этом принятый уровневый подход.

Считаю, что существующие сегодня традиционные подходы к контролю не отвечает идеям уровневой дифференциации и требует пересмотра в следующих направлениях:

? увеличение информативности о достижениях учащимися уровня обязательной подготовки и усиление полноты проверки;

  • переориентация на контроль и оценку по методу “сложения” (отметка должна выставляться за достижения определенного уровня подготовки – они достаточно четко определены шкалой профессора В. Симонова);
  • усиление дифференцирующей силы контроля;
  • ориентация на итоговые результаты обучения.

Цели уровневой дифференциации состоят в обеспечении всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования, и одновременном создании условий для развития учащихся, проявляющих интерес и способности к математике.

В соответствии с этим организованный мною контроль имеет двухступенчатую структуру:

  • проверка достижения уровня обязательной подготовки;
  • проверка на повышенном уровне (достижения учащимися уровней “алгоритмические умения и навыки”, “перенос” знаний по шкале степеней обученности).

В зависимости от способов организации контроля указанные этапы  разделяю как по времени, так и объединяю в одной контрольной работе или зачете.

Важным является не организационная форма, а то, чтобы каждый ученик прошел через проверку достижения обязательных результатов обучения имел возможность проявить себя на повышенном уровне.

И, наконец, еще один принцип контроля я связываю с отбором содержания задач повышенного уровня: на повышенном уровне на повышенном уровне не следует требовать от учащихся проявления полноты усвоения материала; основной акцент делается на проверку глубины усвоения, понимания, гибкости знаний.

Для усиления дифференцирующей силы контроля принципиально важно, чтобы между первым и последним заданием существовала качественная дистанция в сложности.

II. Зачетная система контроля. Виды зачетов.

Из года в год, жизнь диктует новые требования нашим ученикам, нашим выпускникам. Переходя с моими учениками из класса в класс, стараюсь реально оценивать требования, предъявляемые им при прохождении итоговой аттестации. Важнейшей задачей обучения является обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников независимо от специальности, которую они выберут в дальнейшем. Выпускники школы должны самостоятельно применять теоретические знания, овладевать навыками и умениями самообразования, стремится к продолжению своего образования. Для решения этой задачи используются многие пути. Задачи обучения должны решаться комплексно, с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учетного предмета, определяющей ее роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания.

Для систематического контроля за достижением уровней обученности школьников выбрала зачетную систему.

Зачет – это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки.

Зачеты составляют главное в зачетной системе, ее ядро, но не исчерпывают ее. Зачетная система характеризуется следующими признаками:

а) программный материал по предмету делится на определенное число зачетных разделов;
б) каждый зачетный раздел представляет собой этап в формировании знаний и умений учащихся;
в) проверка знаний и умений учащихся по зачетному разделу осуществляются путем проведения зачетов, которые сочетаются с текущим учетом знаний на уроке;
г) каждому зачету предшествует специальная, целенаправленная подготовка учащихся на уроках, консультациях и в процессе самостоятельной домашней работы;
д) зачеты проводятся в специально отведенное для этого расписание учебных занятий время.

Главный результат введения зачетной системы – ее влияние на усвоение учащимися программного материала: более глубокое, осознанное усвоение учебного материала; объективность проверки знаний, так как итоговые оценки становятся более весомыми, точнее отражают действительный уровень знаний учащихся.

Зачеты отличаются от традиционной контрольной работы и по системе оценивания и по характеру проведения (предусматривается пересдача в случае отрицательного результата).Так, оценку результатов сдачи текущего зачета осуществляю по двухбалльной шкале : “зачтено” – “не зачтено” (в практике работы я использую отметку “3”, “4”, “5” – как эквивалент степени усвоения изученного).

Зачеты провожу по каждой теме курса. Содержание подбираю таким образом, чтобы обязательные результаты обучения были представлены максимально полно. Зачет считается сданным, если ученик выполнил верно все предложенные ему задачи обязательного уровня. Зачетную работу я составляю обычно из двух частей: обязательной и дополнительной. В первую входят задачи минимального уровня, за выполнение которых ученик получает отметку “зачтено”; дополнительная часть – это задачи общего и продвинутого уровней, за выполнение которых ученик получает отметку “5” или “4”.

Это позволяет объективнее и точнее дифференцировать учащихся по уровню их подготовки. При пересдачи зачета, ученик сдает не весь зачет целиком, а только те виды задач, с которыми он не справился.

Например, для сдачи зачета по теме: “Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства” подготовила ряд дидактического материала, в том числе и дидактические карточки, максимально полно представив их содержание

Условия организации зачетов позволяют обеспечить в течении учебного года достаточно полную проверку каждого ученика на обязательном уровне.

Опыт применения зачетной системы показывает, что через зачет должны пройти как слабые, так и сильные ученики, что делает его более весомым, во-первых. Во-вторых, так как результаты зачетов непосредственно связаны с итоговой аттестацией школьников, считаю неправильным освобождать кого-то от зачетов и тем ставить учеников в неравные условия.

В-третьих, у сильных учеников бывают, и нередко, пробелы именно в основных, фундаментальных умениях.

Условия организации зачетов повышают содержательность и объективность итогового оценивания. Исчезает ситуация, когда тройка за одну тему закрывает двойку за другую. Оценка “3” в четверти совершенно определенно означает, что ученик проявил овладения обязательными умениями и навыками. На практике изменяется отношение к оценкам “4” и “5”. Учащийся доказывает, что он умеет решать более сложные задачи и отвечать на трудные вопросы. Таким образом формулирую задачи зачета:

1) выявить уровень усвоения учащимися основных вопросов зачетного раздела;
2) проверить, как они овладели умениями, формировавшимися в ходе изучения зачетного раздела;
3) способствовать систематизации и обобщению знаний в целом по сдаваемому разделу;
4) стимулировать развитие познавательной самостоятельности учащихся.

С помощью зачетов проверяю различные порции учебного материала. В соответствии с этим разделяю их: тематические зачеты – проводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения ее материалы в целом;

текущие зачеты- проводятся систематически в ходе изучения темы по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала. Оба видов зачетов можно проводить в открытой (учащиеся предварительно знакомятся со списком задач обязательного уровня) или закрытой (этот список в явном виде учащимся не предъявляется) форме. Можно сформулировать 4 вида зачетов:

- открытый тематический зачет;
- закрытый тематический зачет;
- открытый текущий зачет;
- закрытый текущий зачет.

В ходе изучения темы (например, готовимся к зачету первого вида) обращаю внимание учащихся на список задач, отвечающих уровню (подготовки) по данной теме; сообщаю сроки зачета. Зачет провожу на одном из уроков. Учащимся предлагаю проверочную работу, которая охватывает содержание данной темы. Работа содержит две части – задачи обязательного уровня и более сложные, рассчитанные на хорошо подготовленного ученика. Ученики работают в индивидуальном темпе. Время на пересдачу выделяю на других уроках или после уроков (чаще всего).

В своей педагогической практике применяю разнообразные формы тематических зачетов (фронтальный опрос, письменные и устные ответы по карточкам – заданиям, проверка ответов самими учащимися, использование готовых текстов с пропусками, тестовая форма зачета (в баллах)).

III. Специфика и организация зачетов. Результативность.

В начале изучения темы ученики получают содержание теоретических вопросов по теме и предлагаемый “банк” задач двух уровней (или трех: на “3”, на “4” и “5”), которые должны научиться решать к концу изучаемой темы. Содержание зачета вывешивается в уголке “Учись учиться”, показом оформления более сложной задачи под девизом “Готовься к экзаменам”. Например, по теме: “Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений функции” сначала составляю алгоритм, затем рассматриваю пример. На проведение зачета в старших классах отводится 2 часа без перерыва. Но тем, кому нужно выйти, предоставляется право выйти из класса и войти без разрешения учителя. (См. Приложение №3

При составлении практической части зачета, реализуя принцип открытости, заранее сообщаю критерии оценок, а практическую часть даю на дом подобную той, которая будет на зачете. Например, тема: “Сложение и вычитание десятичных дробей”, 5-й класс. При оценивании работ учащихся придерживаюсь ориентиров: для получения зачета или любой положительной оценки ученик должен решить не менее 6 заданий основной части:

- каждое решенное задание основной части оценивается в один балл, для дополнительной части число баллов указано в работах;
- оценка “3” ставится, если ученик набрал от 7 до 10 баллов;
– оценка “4” – если ученик набрано от 11 до 15 баллов;
– оценка “5” – если учеником набрано не менее 16 баллов.

По некоторым темам использую для зачета индивидуальные карточки – задания, которые состоят из задачи, в которой на основании исходных данных необходимо выполнить большое количество заданий. Привожу пример зачетной работы по теме: “Прямоугольный параллелепипед”, 10 класс. Здесь проверяются теоретические знания по стереометрии, так и вычислительные навыки учащихся. (Разработано 27 вариантов, как четных, так и нечетных для каждой задачи).

Задания текущих зачетов подбираю по вариантам, аналогичных по содержанию. Важно охватить все основное содержание проверяемого материала. Например, зачет по теме: “Формулы корней квадратного уравнения”, 8 класс. Задания распределены по трем уровням сложности: А, Б, В..

Уровень А соответствует обязательным программным требованиям, Б – среднему уровню сложности, задания уровня В предназначены для учеников, проявляющих повышенный интерес к математике.

Опыт применения зачётов разного вида показал, что каждый из них имеет свои достоинства. Так, текущие зачёты очень удобны для слабых учеников. Однако они не дают представления об итоговом усвоении темы, когда информация “улеглась” и ученики установили взаимные связи и отношения между рассмотренными вопросами. Отдаю предпочтение тематическим зачетам. Открытый список задач обязательного уровня является хорошим средством активизации учебной деятельности учащихся, служит стимулом к работе слабоуспевающих школьников.

Каждый класс делится на 7 равносильных по знаниям групп (по 4 человека в каждой).

Примерно за неделю назначенной даты проведения зачёта ассистенты (из числа “сильных” учащихся) начинают отвечать теоретический материал по составленному мною графиком.

Такую работу провожу на уроке или же во внеурочное время. На уроке опрашиваю у доски 2-3-х учеников с той целью, чтобы остальные ученики могли обучаться образцам ответов.

а) Организация проведения теоретической части зачёта.

При проведении зачета использую групповую форму работы с учениками.

Для всего класса готовится около семи карточек учёта ответов по каждому вопросу

(первая фамилия в карточке – фамилия ассистента – учащегося этого же класса, остальные учащиеся – члены группы).

Ф. И. учащихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Теория Практика
Лозовая Д. + + + + + + + + + + 5 5
Зинченко Л. + + + + + - + + - + 4 4
Палатов А. + + + - - + + + - - 4 3
Орел О. + + - + - + + - - + 3 3

В день проведения зачёта столы расставлены особым образом. Ассистенты начинают опрашивать членов своей группы, пока один отвечает – два других слушают. За правильный ответ в карточку ассистент ставит ученику знак “+”, за недостаточный – “+”, не знает – “-”.

По критериям оценки знаний установленных учителем, ассистент выставляет отметку в карточку. Во время сдачи зачёта по теории в классе наблюдается рабочий шум, т.к. сразу отвечает 7 человек. Такой учёт знаний по теории, позволяет учащимся улучшить свой результат в последующие дни.

б) Организация проверки практической части зачета.

После того, как учащиеся ответили теорию, каждый из них получает карточку- задание (задание может быть записано по вариантам на доске, или дано в тестовой форме). Теперь в классе наступает рабочая тишина. Благодаря множительной технике и помощи родителей, поддерживающих идею тематических зачетов легко готовить разнообразный раздаточный дидактический материал. Наличие двух уровней позволяет учащимся на зачете работать в индивидуальном темпе. Те ученики, которые уверенно справляются с заданием обязательного уровня, уже к середине зачета приступают к решению заданий уровня возможностей (в карточке отмечено чертой или особыми значками). Более “слабые” ученики имеют резерв времени для решения основных задач, для исправления ошибок. Такие ученики могут воспользоваться помощью учителя, который дает небольшую консультацию, указывает на ошибку. Ученику, который не справился на уроке с работой, дается возможность продолжить её как во внеурочное время, так и дома. В конце урока подводится итог зачета по теории, а карточки – задания зачета практической части проверяю или привлекаю к проверке ассистентов, которые выполнили все предложенные задания зачетной работы. Обычно ученики очень объективно и строго ставят отметки по заранее известным критериям оценок. Отметки обязательно сообщаю на следующем уроке.

В практике своей работы сложились основные виды приема зачета:

  • письменный зачет;
  • устный зачет;
  • комбинированный зачет;
  • домашняя зачетная работа.

Зачеты дают мне информацию о качестве знаний учащихся. Можно увидеть, как учащиеся овладели всеми умениями, запланированными при изучении данного зачетного материала.

Мною выработан ряд требований к письменному зачету, которые известны ученикам:

  • задачи и примеры должны охватывать основные, ведущие понятия зачетного раздела;
  • задания должны быть, по возможности комбинированного характера, чтобы в ходе их решения можно было выявить знания системы понятий, изучаемых в данной теме;
  • письменные работы должны выполняться самостоятельно (нужно иметь 4-6 вариантов заданий);
  • задания должны быть рассчитаны на учащихся со средним уровнем подготовки, и содержать задания повышенного и высокого уровня;
  • критерий оценки зависит от набора заданий, которые выполняются учеником, и от их количества;
  • в письменный зачет могут входить вопросы теоретического характера (вывод формул, доказательство теорем и т.д.)

Устный зачет считаю целесообразным принимать, если основное содержание изученного материала составляют теория и факты.

Комбинированный зачет наиболее эффективен при изучении тем, которые содержат большой по объему теоретический материал, усвоение знаний по теме связано с решением задач.

а) устно-письменный зачет;

Типы комбинированного зачета:

б) устно-практический зачет.

Домашние зачетные работы учащиеся выполняют по ходу изучения в классе материала зачетного раздела. Домашняя зачетная работа включает большой по объему материал. Проведение зачетной работы преследует цель не только проверить, но и углубить знания ученика.

Введенная мною зачетная система оказала положительное влияние на отношение учащихся к учебе. Многие ученики убедились в том, что они могут овладеть большим по объёму

Резюме:

Позитивное влияние различных форм зачета на формирование ЗУН учащихся Негативное влияние различных форм зачета на формирование ЗУН учащихся
  1. Оценка конкретных знаний и умений ученика по каждой теме, указание пробелов в знаниях;
  2. Глубокие знания по математике, домашние задания носят системность, а не стихийность;
  3. Самообразование, усидчивость, самоутверждение ученика, признание его способностей сверстниками.
  4. Работа на зачетах в строго регламентированных временных рамках, что позволяет ученику ценить время.
  1. Подбор детей в классах неоднозначен, поэтому качество знаний не всегда может достигать хороших результатов;
  2. Сложности у детей со слабо развитыми вычислительными навыками или не склонных к восприятию материала.