Разработка урока по химии по теме "Вода — основа жизни на Земле"

Разделы: Химия


Цель урока:

  • изучить физические и химические свойства воды,
  • изучить применение воды,
  • изучить распространение воды в природе.

Учебные задачи урока: азвить навыки самостоятельной работы учащихся, умения записывать уравнения химических реакций, расстановки коэффициентов, самостоятельно делать выводы, использовать полученные знания темы по биологии, физике, географии.

Развивающие цели: Развивать способности учащихся проводить анализ, развивать речевые навыки, расширять кругозор учащихся с привлечением научной литературы.

Воспитательные цели: Развивать интерес к познанию, поощрять умение слушать товарищей

Вода
Благоволила
Литься!
Она
Блистала
Столь чиста,
Что ни напиться,
Ни умыться,
И это было неспроста.
Ей не хватало
Ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало-
Чистой,
Дистиллированной
Воде.

Учитель. Отгадайте о чем речь?

Учащиеся : О воде.

Учитель : Вода -это то химическое вещество, которое знает каждый человек. И на первых парах кажется , что в этом веществе нет ничего интересного. На самом деле если всмотреться внимательно в свойства, состав и значение воды, то можно обнаружить в этом веществе очень много таких качеств, которые мы не знаем или просто не замечаем.

Учитель: Итак, тема урока: Вода-основа жизни на Земле (кадр презентации №1)

Сообщение учащегося. Тема сообщения " Вода в природе." (кадр презентации №2)

Советский ученый В.И.Вернадский писал: "Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества- минерала, горной породы, живого тела, которое ее бы не заключало. Все земное вещество: ею проникнуто и охвачено". (кадр презентации №3)

Если посмотреть на глобус или карту, то становиться очевидным, что большую часть земной поверхности занимают океаны, моря, озера и реки. В природе вода встречается в трех агрегатных состояниях: в жидком, твердом ( ледяной покров полярных регионов Земли и вершин гор) и газообразном ( облака, туман и т.д.)

Физические свойства воды

Учитель : Какие физические свойства воды вам известны?

Учащиеся: Вода -это жидкость без запаха, цвета и вкуса. Температура кипения - 100 С, плавления-О0 С, ее максимальная плотность (при40 С ) равна 1гр / см 3вода не проводит электрический ток, плохо проводит тепло

Учитель: Послушайте сообщение об уникальных свойствах воды.

Вода -самое необыкновенное вещество в мире.

Гимном этому веществу стали строки знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: " Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса , ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты- сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чуствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились." (кадр презентации №4)

"Где вода, там жизнь" и " Земля умирает, если ушла вода"- эти восточные пословицы известны каждому человеку. (кадр презентации №5)

Вода была той великой колыбелью, в которой зародилась жизнь на Земле.

Трудно найти в природе другое вещество, физические свойства которого были бы так необычны, своеобразны, аномальны. Процессы, которые происходят в клетках организмов, осуществляются при ее участии.

Установлено, что состав плазмы крови человека близок к составу воды морей и океанов. В крови содержится 83% воды.

Физические свойства воды. (кадр презентации №6)

Плотность воды при переходе из твердого состояния в жидкое не уменьшается, как почти у всех других веществ, а возрастает. Если бы это было не так , то при приближении зимы поверхностные слои природных вод охлаждались бы до О0 С . Далее льдины стали бы погружаться на дно, и водоем промерз бы на всю глубину. Жизнь в такой воде была бы невозможной. Но наибольшей плотности вода достигает при 40 С.При этой температуре заканчивается перемещение слоев, вызываемое охлаждением. В дальнейшем самый охлажденный слой с меньшей плотностью остается на поверхности, превращается в лед и тем самым защищает лежащие ниже слои от замерзания.

Вода обладает аномально высокой теплоемкостью-4,18 Дж (г.К).Ни одно вещество не требует таких больших затрат теплоты для повышения его температуры на 10 С. В ночное время, а также при переходе от лета к зиме вода остывает медленно. Днем или при переходе от зимы к лету она медленно нагревается. Это делает воду регулятором и переносчиком тепла на всей планете.

Химические свойства воды (кадр презентации №7)

Вода-это химически активное соединение. Она вступает в реакции соединения со многими веществами, например с оксидами. В этом можно убедиться , проделав следующие опыты..

Опыт№1 Поместим в фарфоровую чашку немного свежепрокаленного оксида кальция CaO

(жженная известь) и обольем его водой. При этом выделится большое количество теплоты, так как происходит химическая реакция. В результате образуется рыхлый порошок, при растворении которого в воде получается мыльный на ощупь раствор.

CaO+ H2 O = Ca(OH)2

В молекуле воды водород и кислород находятся в устойчивых степенях окисления (+1 и -2, соответственно) Поэтому вода не обладает ярко выраженными окислительно -восстановительными свойствами. Тем не менее, в реакциях с очень активными восстановителями или окислителями проявление таких свойств воды возможно.

Вода выступает в роли окислителя: (кадр презентации № 8, 9,10)

1/2LI + 2H2 O = 2LI OH +H2.

Ca + 2H2 O =C a ( O H )2 + H2

2/При нагревании возможна реакция воды и с менее активными металлами:

2Fe +4H2O= Fe3 O4 +4H2

Mg + 2H2 O =Mg (OH ) 2+ H2

3. С гидридами щелочных металлов

Na H +H2 O=Na OH +H2

KH+H 2O=KOH+H2

Вода может выступать в роли восстановителя:

1. В реакции со фтором (фтор является сильнейшим окислителем)

2F2+ 2H2 O=4HF+O2

При разложении водяного пара происходит внутримолекулярный окислительно-восстановительный процесс:

2H2 O===2H2 + O2

Опыт №2 Нальем в химический стакан немного воды, добавим несколько капель фиолетового лакмуса и сожгем над водой в металлической ложечке красный фосфор. Образовавшийся в виде дыма оксид фосфора P2 O5 постепенно растворяется в воде и реагирует с ней. Это подтверждает изменение фиолетовой окраски на красную. В данном случае образуется метафосфорная кислота.

P2 O5 + H2 O= 2HPO3

При повышенной температуре (кипячении) образуется ортофосфорная кислота.

P2 O 5+ 3H2 O= 2 H 3PO4

Применение воды. (кадр презентации №11)

Роль воды в промышленности, сельском хозяйстве и в быту очень велика и многообразна. Вода является важным сырьем для химической промышленности, сельского хозяйства Вода широко используется как растворитель. Бурное развитие всех отраслей народного хозяйства, рост городов нередко приводят к загрязнению водоемов. Поэтому в каждом государстве должны приниматься меры по охране и рациональному использованию всех природных ресурсов, в том числе и водных. И выделяться большие средства для строительства водоочистительных сооружений.

Закрепление изученного материала.

Определить относительную молекулярную массу воды.

Определить процентный состав водорода и кислорода в молекуле воды.

Написать уравнения химических реакций взаимодействия натрия, оксида натрия, с водой.

Итог урока.

Домашнее задание. Закончить уравнения реакций:Li2 O + H2 O=

SO3 + H2 O =

H2 O=

Выучить параграф.

Приложение.