Внеклассное мероприятие по математике. Тема: "Математический калейдоскоп"

Разделы: Математика


Цели и задачи мероприятия:

  • развитие познавательного интереса, логического мышления и творческой активности учащихся;
  • развитие у школьников умения излагать мысли,
  • повторение и закрепление пройденного материала;
  • воспитание уважения к сопернику, воли к победе, находчивости умение работать в команде;
  • формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
  • выявить лучших игроков-эрудитов.

Оборудование:  карточки с заданиями.

Подготовительный этап:

Необходимо заранее подготовить учащимся доклад о связи математики с другими науками Можно при подготовке использовать презентацию. Приложение 3

В классе выбираются две группы по 5 человек. В игре задействованы помощники из учеников, зрителей. Ведущий – учитель. Два человека – жюри ведут учет очков команд по каждому конкурсу.

Структура мероприятия:

  1. Вступительное слово ведущего.
  2. Разминка (выбор команд).
  3. Задания
    1. Эль-клуб.
    2. Звёздный час.
    3. Доклад о связи математики с другими науками.
    4. Великолепная семёрка
    5. Конкурс художников.
  4. Подведение итогов игры.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступительное слово ведущего.

Число - как много в этом звуке
Для математики, друзья!
Но и в простой, обычной жизни
Без чисел нам никак нельзя!

Сегодня объявляется «математический калейдоскоп». Проявите свою смекалку. Свой ум и находчивость. Побеждает та команда, которая наберёт больше жетонов.

2. Выбор команд.

Выбрать две команды по пять человек.

Ведущим зачитываются загадки. Отгадавший играет в команде. Если ответ выкрикивается, загадка снимается.

  1. Музыкант, певец, рассказчик, а всего труба да ящик (граммофон)
  2. В круглом домике, в окошке ходят сёстры по дорожке, не торопится меньшая, но зато спешит старшая (Во сколько раз скорость «старшей сестры» больше скорости «младшей»?) (стрелка часов)
  3. Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. (запах)
  4. Чего в избе не видно? (тепло)
  5. Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем (земля под снегом)
  6. днём стекло разбито, за ночь вставлено (прорубь).
  7. По синему морю белые гуси плывут (облако).
  8. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет (туча).
  9. Пятьдесят горошин в один голос голосят (вода кипит)
  10.  Бежит конь, из ушей дым столбом валит (паровоз)
  11. Что за домики подряд на колёсах стоят? Подбежал к ним сам собой самовар с трубой, ухватил, покатил, и след простыл (поезд)
  12.  без крыльев, без тела за тысячу верст прилетело (радиоволны)
  13.  Придёт в дом — не выгонишь колом. Пора придёт — сам уйдёт (солнечный луч)
  14.  У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море (тень).
  15.  Посредине поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (Почему стекло голубое?) (пруд)
  16.  Поднялись врата, всему миру красота. (Радуга)
  17.  Ни жара, ни пепла, ни огня я не имею, а много поджигаю (зажигательное стекло)

 3. Задания

  1. Эль-клуб.

Конкурс «Что сколько стоит?»

Приглашаются по одному представителю от каждой команды. Предлагается им определить стоимость любой вещи, связанной с математикой. Побеждает тот, кто назвал близкую цифру.

Победителю вручается Счастливчик. (Карточка с изображением)

Задание. Сколько стоил учебник Алгебра 8 класс в 1986 году.

(Ответ 25 коп).

  1. Звёздный час.

Первый конкурс

На доске записаны фамилии 6 учёных. Вслух зачитывается высказывание об этих учёных. Команды с помощью карточек с цифрами должны определить кому из учёных относится это высказывание и поднять соответствующую карточку.

  1. Пифагор
  2. Фалес
  3. Ковалевская
  4. Гаусс
  5. Лагранж
  6. Лобачевский.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

  1. Этот учёный носил звание «Короля математики». Его знания проявились ещё в детстве. Когда ему было 3 года он поправил расчёты своего отца с каменщиком. А однажды, когда ему было 10 лет и учитель задал классу сложить числа от 1 до 100, он решил эту задачу за то время пока учитель её диктовал.
    (ответ карточка №4 Гаусс)
  2. Этот математик хорошо известен Вам по изучению курса геометрии. Его именем названа одна из теорем школьного курса, которой очень часто пользуются.
    (ответ 1 и 2. Фалес и Пифагор)
  3. Этот математик первым доказал, что через точку, не лежащую на данной прямой можно провести 2 прямые параллельные данной. И открыл новую геометрию.
    (ответ 6 Лобачевский)
  4. Этот учёный ещё ребёнком интересовался математикой. С первыми формулами он познакомился в раннем детстве, изучая их по бумагам, которыми была оклеена его комната вместо обоев. Он жил и работал в разных странах мира, кроме России.
    (ответ 3 Ковалевская)

Приложение 6

Используемые таблички Приложение 7

Второй конкурс

Каждой команде раздаётся табличка. Затем наугад выбирается буква. Учащиеся должны заполнить таблицу, но так чтобы все слова начинались на выбранную букву.

число

термин

Геометрическая фигура

Буква греческого или латинского алфавита

Фамилия учёного математика

 

 

 

 

 

Приложение 2

  1.  Доклады на тему «Связь математики с науками» 2 человека  Приложение 3
  2. Великолепная семёрка.

Конкурс капитанов.

Найти и исправить ошибку в тексте. Жетон Счастливчик даётся тому, кто быстрее поднимет руку и правильно ответит.

В далёкой прекрасной Америке жил Пифагор. Пифагор очень любил заниматься геометрией. Одна из аксиом, которую он доказал названа его именем. А именно: «Квадрат катетов равен разности квадратов гипотенуз». И выполняется это равенство всегда в любом треугольнике. А прямоугольный треугольник- это треугольник, в котором есть прямой угол, тупой и острый.

А ещё Пифагор открыл свою школу.

  1. Конкурс художников.  Приложение 1

Выдать координаты. По данным координатам построить изображения. Последовательно соединять точки.

  1. Построить точки и соединить их в последовательности, в которой они были записаны.

(1; 2); (8; 2); (10; 5);  (10; 3); (12; 4); (12; 1);
(10 ;1); (9; 0); (10; -2); (8; -2); (7; -4); (4,5; -4); (5,-5); (4;-5); (4,5; -4); (2,5; -4); (3; -5);
(2;-5); (2,5; -4); (1;-4); (-2; 0); (-2; 4); (0;7);
(0; 9); (-4; 9); (-1;11); (0, 12); (1,5; 11);
(1,5; 7); (-0,5; 4); (-0,5; 3); (1; 2).
(-1;10) – не соединять.

  1. Построить точки и соединить их в последовательности, в которой они были записаны.

(-3; 0); (-2; 1); (3; 1);  (3; 2);  (5; 5); (5; 3); (6; 2);  (7; 2);  (7; 1,5); (5; 0); (4; 0); (4; -1,5);
(3; -1);  (3; -1,5); (4;-2,5);  (4,5; -2,5); (4,5; -3); (3,5; -3);  (2; -1,5); (2; -1); (-1; -1); (-2;-2);
(-2;-2,5); (-1;-2,5);  (-1;-3); (-3;-3); (-3;-2); (-2;-1);
(-3;-1); (-4;-2); (-7;-2); (-8;-1);  (-7; 0); (-3;0).
(4,5;2) – не соединять.

4. Подведение итогов.

Подводим итоги и сообщает результаты (по собранным жетонам Счастливчика) приложение 4.

Команда награждается грамотой. Приложение 5