Разработка урока ИЗО в 6-м классе по теме "Использование тона и правил светотени при изображении предмета"

Разделы: МХК и ИЗО


Тип урока: Урок формирования знаний, умений, навыков.

Цели урока: Освоение начальных основ грамоты изображения объёмного предмета на плоскости.

Задачи урока:

  1. Дать понятие тона и его характеристик.
  2. Подготовить детей к пониманию законов светотени и правилам рисования с натуры.
  3. Совершенствовать технику работы гуашевыми красками.
  4. Развитие зрительной памяти, наблюдательности, умения анализировать и обобщать.
  5. Создать условия для раскрытия способностей детей применять полученные знания в новой ситуации.
  6. Воспитание художественного вкуса и развитие интереса к художественной деятельности.

Методы обучения:

1. Метод учебной работы под руководством учителя (частично-поисковый).

Рисование с натуры.

Форма урока:

Общеклассная практическая работа с индивидуальными консультациями учителя.

Зрительный ряд:

Репродукции работ художников: М.Врубеля портрет "Изабеллы Врубель" и натюрморт Легашова "Фрукты", цветная иллюстрация Анри Матисс "Аквариум с красными рыбками" и чёрно-белая фотография. Рисунки, выполненные карандашом и тушью. Учебные таблицы: квадраты "Тональная растяжка", "Тон", "Насыщенность", "Светлота", "Светотень".

Натурная постановка: Белая гипсовая ваза, чёрная и белая драпировки. Учебный рисунок учителя.

Художественные материалы:

Гуашь белая, чёрная, кисть, лист бумаги А-4, палитры.

План урока:

Беседа.

Практическая работа. Показ приёмов рисования.

Самостоятельная работа.

Подведение итогов.

Ход урока

Здравствуйте ребята. Сегодня нам предстоит выполнить очень серьёзную и объёмную работу. Вы знаете уже многие секреты художественного мастерства, которые помогают художнику изображать окружающий мир. Сегодня мы познакомимся с другими очень важными художественными средствами выразительности.

Посмотрите на цветную иллюстрацию и скажите: отличаются ли предметы один от другого? Почему мы их хорошо видим?

Т. к. они отличаются по цвету.

А теперь рассмотрим чёрно-белую фотографию.

Почему все предметы на черно-белой фотографии (Серый котик на сером фоне) чётко видны? Они ведь не цветные.

Одни предметы темнее или светлее других, находящихся рядом.

Для нехудожника это не имеет значения, но человеку, желающему научиться рисовать, необходимо знать, что предметы мы видим не только потому, что они цветные, а ещё и потому, что они отличаются по тону. Если бы все предметы были одинаковые по тону, то можно себе представить какая серая картинка могла бы получиться.

Сегодня на уроке нам предстоит узнать что такое ТОН (это слово появляется на доске) и определить, насколько он необходим при рисовании.

Работать мы будем гуашевыми красками чёрного и белого цветов.

1. Работа вместе с учителем. Перед нами две ткани: белая и чёрная. Когда мы будем говорить о тоне, то мы не будем произносить "белый", "черный". Тон бывает "светлый", "тёмный". Все согласны с тем, что белая ткань по тону - светлая, а чёрная - тёмная?

Сейчас я вас попрошу изобразить чёрную ткань, лежащую на столе. Какая краска вам понадобится? чёрная.

Давайте посмотрим на нашу ткань - одинакова ли она тёмная.

Нет.

? А какая она?

Она в одном месте светлее, а в другом - темнее.

Присмотримся. (Прищурим глаза) Там, где ткань освещена больше - она кажется светлее. Что бы передать правильно насыщенность тона этой ткани, мы должны на работе изобразить ту часть, которая светлее, и ту, которая темнее.

? Как сделать чёрную краску светлее?

Добавить к черной краске белую. (Работаем вместе).

Рисунок 1

Что же у нас получилось?

На наших работах изображена чёрная ткань с разной насыщенность чёрного цвета.

Одной из основных характеристик тона является его насыщенность. (На доске появляется слово НАСЫЩЕННОСТЬ). Насыщенность тона зависит от количества белого и чёрного цвета, смешиваемых, в разных пропорциях, между собой. Этот цвет мы называем - серый.

Тон одного и того же предмета может быть темнее и светлее, в зависимости от освещения. Поместив на доске квадраты разных тонов, мы получим тональную растяжку от чёрного цвета, до тёмно-серого.

2. Усложним задание. (Ставлю белую гипсовую вазу).

Рисунок 2

Перед нами белая гипсовая ваза. Какая краска нам понадобиться, чтобы её нарисовать? нам понадобится белая краска.

Ваза светлее чёрной ткани, т.е. тон её светлее?

Нам необходимо изобразить белую вазу на чёрном фоне. Изучим форму довольно сложной вазы.

3. Анализируем вместе. Физкультминутка:

Форма вазы состоит из трёх частей (горлышко, тулово, ножка).

Покажите форму горлышка, форму тулова руками. Сейчас мы будем это рисовать, почувствуем форму, (дети рисуют руками в воздухе форму вазы, одновременно анализируя её и запоминая характер контура).

Какую часть от всего размера занимает горлышко?

(примерно половину). Запомнили.

Что шире горлышко или тулово?

(тулово в нижней части) Запомнили

А теперь - за работу. Возьмём на кисть белой краски (дети могут помогать проговаривать)

Наметим общий размер. Ваза главная, поэтому занимает основную часть листа в центре.

Наметим размеры вазы по горизонтали

Нашли ширину горлышка, тулова в самой широкой части, ножки.

А теперь заполним контур белой краской. Краску кладём плотно, чтобы основной тон оставался светлым. Смешиваясь с чёрной, белая краска приобретает ещё один оттенок - светло-серый. Это не должно вас смущать, если мы приглядимся, то увидим, что даже белая ваза нам не кажется чисто белой. Белый цвет тоже имеет свою насыщенность - это светлота. (На доске появляется новое слово СВЕТЛОТА).

Рисунок 3

Ваза по тону - светлее драпировки?

Да. Проверьте и запомните ещё одну характеристику цвета. Серый цвет может быть светлее, если в него добавлено больше белой краски. К тональной растяжке добавим ещё один квадрат светло-серого цвета.

Мы разобрали по тону свою работу, но у нас получился плоский рисунок.

4. Позовём на помощь художников: М.Врубель портрет "Изабеллы Врубель" и натюрморт Легашова "Фрукты". Написанные много лет назад, эти произведения до сих пор волнуют нас правдивостью изображения. На одном - лицо женщины, с улыбкой, смотрящей на нас, на другом - прелестные фрукты, кажется, что мы можем в любую минуту взять их в руки. Эти картины выполнены красками, но и тоновом воспроизведении мы видим много из того, что художник хотел передать нам. Это случилось потому, что, рисуя, художник не должен забывать об освещении - это ещё одно средство выразительности. При помощи него художник передаёт форму предметов, окружающую их среду.

Наша ваза освещена так, что кажется нам неоднородной по тону. Как?

Слева она светлее, а справа - темнее. Нам необходимо уплотнить серый цвет в правой части, под туловом и на ножке. Это тень - она находится на самом предмете, и потому получила название "тень собственная".

(На доске появляются новые квадраты серого цвета). Наша тональная растяжка все длиннее, но в ней до сих пор нет самого светлого и самого тёмного тона. Без них любая работа будет невыразительной и серой.

Кто увидел самую светлую часть на предмете?

Да, это свет, и находится он на светлой стороне вазы. Положите белый цвет на ту часть вазы, которая сильнее всего освещена, не забывая о её форме.

Кто заметил, где находится самое тёмное место на нашей натуре?

Около вазы, на столе. Это тень падающая. Она всегда самая тёмная и выполняют её сам тёмным тоном.

(К серым квадратам добавляются белый и чёрный).

5. Подведём итог.

А теперь посмотрим наши работы. Что мы видим?

Рисунок 4

Белая гипсовая ваза стоит на фоне чёрной драпировки. Всё правильно.

Мы использовали только две краски: ЧЕРНУЮ и БЕЛУЮ, но серых оттенков мы получили несколько. Вот их то и называют художники тональными градациями. Но для того, чтобы изобразить объём предмета, мы воспользовались такими средствами выразительности, которые художники называют "правила светотени".

Светотень - важное средство изображения предметов и их объёма.

Эти правила, открытые и разработанные мастерами Италии в 15 веке, художники применяют до настоящего времени, развивая и совершенствуя их.

6. Самостоятельная работа.

Пока мы работали вместе. Но какой художник не хочет рисовать самостоятельно. Я думаю, что настало время усложнить задание. Я добавлю к нашей постановке ещё один предмет - белую ткань и поставлю не её белую вазу. Попробуйте изобразить белую ткань, подобрав для неё тон. (Идёт работа, индивидуальные консультации).

Рассматриваем выполненные работы.

Какой тон вы выбрали для белой драпировки? Почему?

Дети сравнивают тон белой вазы и белой ткани.

Рисунок 5

7. Заключение. Рефлексия.

В начале урока я сказала, что нам необходимо узнать сегодня, что такое ТОН. Что же такое тон?

Это насыщенность и светлота цвета. Эту насыщенность можно очень хорошо увидеть на нашей тональной растяжке, где самый светлый тон - белый, а самый тёмный - чёрный.

Но только ли с тоном мы сегодня познакомились?

СВЕТОТЕНЬ - важное средство изображения объёма.

Как бы вы назвали сегодня тему урока? Чему мы учились?

Тон. Светотень. Правильно, Тема урока: "Использование тона и правил светотени при изображении предмета". Что такое тон вы почувствовали, выполняя свои работы. С законами светотени вы ещё не раз встретитесь на уроках ИЗО, а сегодня нам достаточно найти связь между этими понятиями.

Как вы думаете, что общего у этих средств выразительности? Почему мы их объединили на одном уроке?

Они помогают изобразить форму предмета. Чтобы правильно изображать предметы окружающего мира, нам необходимо знать правила светотени, но чтобы эти плавила применить в рисунке каждый из вас должен использовать навыки получения тона.

Сложно было сегодня рисовать? Но почему мы рисовали только белой и чёрной красками, ведь мир такой цветной?

Что бы научиться. Но когда вы будете рисовать в полном цвете не забудьте, что правила изображения остаются те же самые, т.к. предметы отличаются не только по цвету, но и по тону.

Если у вас нет гуаши, можно ли было выполнить работу, сохраняя тональную разницу?

Да, карандашом, тушью. Показываю работы. Рисунки карандашом и тушью.

  1. Что из изученного на уроке показалось вам важным и нужным?
  2. Какая информация оказалась для вас новой?