Открытый урок по географии. Тема: "Какая она, Россия?"

Разделы: География


Цель: Формировать целостное представление о России, об особенностях природы и населения в современном мире.

Задачи:

Образовательные:

  • Пробудить интерес к познанию разнообразия и неповторимости природы и народов нашей страны;
  • Ознакомить с этнокультурой народов России.

Развивающие:

  • Продолжать формировать у учащихся интеллектуальные умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками географической информации, ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

  • Формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, коммуникативной культуры, толерантности, формировать у учащихся чувства патриотизма к своей стране, уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию, эмоционально-ценностного отношения к малой Родине.

Методы: проблемное изложение, частично-поисковый.

Форма организации урока: групповая.

Данная тема относится к общей части курса "География. Население и хозяйство России" 9 класс.

Общая тема "Население", тема урока: "Национальный состав населения".

Урок сопровождается презентацией (приложение 3).

Урок построен в режиме технологии проблемного обучения в сочетании с мультимедийными технологиями.

Оборудование:

  • учебник по географии И.И. Баринова "География. Природа России" 9 класс,
  • атлас,
  • физическая карта России,
  • карта народов России,
  • опорные конспекты,
  • краткие тезисы по культуре народов,
  • энциклопедии,
  • справочный материал,
  • мультимедиа.

Учитель:

Перелет с Камчатки до Москвы составляет 9 часов.

Какая же она огромная, наша Родина!

В начале 19 века выдающийся русский историк Николай Михайлович Карамзин писал о России:

"Не удивительно ли, как земли, разделенные вечными преградами Естества, неизмеримыми пустынями и лесами непроходимыми, холодными и жаркими климатами; как Астрахань и Лапландия, Сибирь и Бессарабия, могли составить одну Державу с Московию?"

Несколькими десятилетиями позже другой классик российской исторической науки, Сергей Михайлович Соловьев, высказал свою точку зрения: "Перед нами обширная равнина: на огромном расстоянии от Белого моря до Чёрного и от Балтийского до Каспийского путешественник не встретит никаких сколько-нибудь значительных возвышений, не заметит резких переходов. Однообразие природных форм:"

Что общего в этих высказываниях? (Предполагаемый ответ: высказывания о России).

Чем они отличаются? (Предполагаемый ответ: одно высказывание о разнообразии России, другое высказывание об однообразии России).

Вы абсолютно правы. В этом и заключается противоречие.

Так какая же она, Россия?

Это главный вопрос нашего урока, ответ на который нам предстоит дать.

Вспомним, какие факторы влияют на природу любой страны?

(Предполагаемый ответ: - размеры территории государства);

(Предполагаемый ответ: - географическое положение).

По данным позициям дадим характеристику природе России.

- Какова площадь территории России? (Предполагаемый ответ: 17,1млн. км?).

- В каких климатических поясах расположена наша страна? (Предполагаемый ответ: в трех климатических поясах: арктическом, субарктическом, умеренном).

- На что оказывает влияние разнообразие климата? (Предполагаемый ответ: на разнообразные природные зоны).

- Дайте характеристику рельефу? (Предполагаемый ответ: разнообразный рельеф - обширные равнины, горы различные по высоте).

К какой точке зрения вы больше склоняетесь? (Предполагаемый ответ: природа России разнообразна).

Есть еще одна ценность в России - это люди, население.

Познакомимся с национальным составом населения России и его культурой.

Для работы вам предложены логические опорные конспекты, в которых вы будите записывать информацию (Приложение №1).

Обратимся к данным последней переписи, проходившей в 2002 году, сколько народов проживает на территории нашей страны? (Предполагаемый ответ: 192 народа). Запишите в ваши конспекты.

Откройте учебник 6 страницу 34, ответьте на вопрос - чем отличаются каждый из народов? (Предполагаемый ответ: по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре, трудовым навыкам).

  • Каждый народ имеет свой язык, по родству языка народы объединяются в языковые семьи. Анализируя информацию из атласа "Народы России" и учебника, определите, к каким основным языковым семьям принадлежат народы России? (Предполагаемый ответ: индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская семьи).
  • Семьи делятся на языковые группы. По таблице 10 учебника страница 36, выделите самую многочисленную группу и крупнейший народ? (Предполагаемый ответ: славянская группа, русский народ). Запишите в конспект.
  • Вывод о национальном составе населения России? (Предполагаемый ответ: Россия - многонациональное государство).

Ведь не случайно флаг России - бело-сине-красный. Почему Петр I выбрал эти цвета доподлинно неизвестно. В конце XX века стал очевиден символический смысл флага.

Красный цвет - имел сакральное (лат. "священный") значение у славян.

Синий, цвет вечного неба, - священный для тюркских и монгольских народов.

Белый, цвет снега, - традиционный для народов уральской семьи.

Славяне, тюрки, финно-угорские народы составляют почти 95% населения России, тогда как народы других языковых групп - лишь 5%.

Таким образом, бело-сине-красный флаг нашей страны можно назвать её своеобразной этнической картой.

Предлагаю вам создать этническую карту некоторых народов, проживающих в России.

1 группа создает образ культуры русского народа, проживающего повсеместно, хотя исконно русские области - Европейский Север, Северо-Запад, центральные районы России.

2 группа - образ культуры народов Северного Кавказа.

3 группа - создает образ культуры коряков, как самого многочисленного народа северо-востока России, проживающего на моей Камчатке.

Для работы вам предложены атласы, энциклопедии, справочный материал и приложение 2. (В приложении 2 предложены краткие тезисы по культуре народов для каждой группы).

План работы в группах:

  1. Используя атласы, оцените природные условия данной территории, которые повлияли на образ жизни народов;
  2. Охарактеризуйте культуру народов:
  • Жилище
  • Традиционная кухня
  • Одежда
  • Народные промыслы
  • Национальные праздники.
  1. Найдите в художественных произведениях отрывки, отражающие природу или культуру народов данной территории.
  2. Покажите наглядно образ изучаемого народа.

Время работы в группах 5-7 минут.

Напоминаю правила работы в группах:

Изучите материал, обсудите ответ и зафиксируйте его в таблице, выберите выступающего для отчета. Начинам работать.

Время для подготовки вышло, приступаем к отчету групп. По ходу отчетов заполняйте таблицу.

Выслушав отчеты каждой группы, какой можно сделать вывод о культуре народов России? (Предполагаемый ответ: культура народов России разнообразная).

Вы сейчас создали образы культуры народов только трех территорий. А представьте, если бы мы составили этническую карту всех народов нашей страны?

А что нас всех объединяет? (Предполагаемый ответ: русский язык).

"Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша могуч:"

Так какая же она, Россия?

Подведем окончательный итог в виде пятистишья "синквейна":

  • 1 строчка - существительное, отражающее тему урока
  • 2 строчка - 2 прилагательных, характеризующих Россию
  • 3 строчка - 3 глагола, ваши чувства к России
  • 4 строчка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
  • 5 строчка - синоним из одного слова, которое передает суть темы

Совместными усилиями мы получили ответ:

- Россия

- Разнообразная, многоликая

-Верю, надеюсь, люблю

- Я люблю тебя Россия

- Родина (Отечество, Отчизна).

Сегодня на уроке каждая группа по-своему представила культуру народов.

Домашнее задание: на следующих уроках вы будите продолжать изучать тему "Население России", а на дом хочу предложить вам творческое задание - создать образ своего родного края "Мой край в судьбе России", где можно описать природные условия и культуру народов.