Урок музыки в 1-м классе "В мире загадочных звуков"

Разделы: Музыка


Цель урока: сохранение и развитие высокой чувствительности ребёнка к шумовому, звуковому и музыкальному миру.

Образовательная задача – формировать навыки внимательного восприятия  окружающего мира.

Воспитательная задача – способствовать становлению позитивного отношения к искусству как источнику духовного обогащения личности.

Развивающие  задачи:  закрепить умение различать разные по силе звуки, динамические оттенки музыкальной речи; развить тембровый слух,  чувство ритма;  способствовать развитию  музыкальной памяти, внимания,  мышления,  воображения; развитие певческой и  слушательской  культуры детей, развитие музыкальных способностей, способности к импровизационному творчеству.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фортепиано, диск с записями  шумовых  звуков, пьесы С. Прокофьева «Три подружки»,  песня  Г.А.Струве «Музыка», карточки с изображением медведя, зайчика, птички, слайды - картинки «Поющие дети», « Танцующая балерина», «Нотная строка», «Волшебные линии»,  музыкальные термины «тембр», «форте », «пиано».

Оформление доски:  тема урока, ритмический рисунок песни «Небо синее».

Содержание урока

I. Организационное начало

Вход детей в класс под   песню Г.А.Струве «Музыка».

1. Музыкальное приветствие.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Дети.  Здравствуйте.

Учитель. Сегодня мы  совершим путешествие в  удивительный мир звуков. Этот мир невозможно  потрогать руками,  положить на стол, рассмотреть даже под микроскопом. Но они везде и всегда: всё шуршит, шумит, звенит, булькает, скрипит, стонет – звучит.

Много разных звуков окружает нас,

Даже если тихо,  кажется сейчас.

Ранним, ранним утром всюду тишина,

Но её послушай,  звуками полна.

Песенка «Много разных звуков». Русский  вариант текста Т.Боровик

II. Основная часть

1. Беседа о звуках.

Учитель. Задумывались ли вы когда-нибудь  о том, что звук – это одно из самых ярких проявлений жизни? И ещё о том, что у каждого  звука есть своё  «лицо»:  и мы даже с закрытыми глазами, ничего не видя, лишь по звуку можем угадать, что происходит вокруг. Давайте вместе вспомним, какие звуки нам знакомы  и о чём они могут нам рассказать.

Дети называют звуки  (шорох, шуршание, треск, шелест, скрип и т. д.).

2. Прослушивание записи.

Учитель. Все эти звуки нам хорошо знакомы с детских лет, и мы без труда можем определить любой из них. Мало того, даже в абсолютной тишине мы можем услышать внутренним слухом каждый из перечисленных звуков. Представить его себе словно наяву.  Попробуем? Сосредоточьтесь, включите ваше слуховое воображение, закройте глаза и постарайтесь услышать внутренним слухом, как трещит обламывающаяся ветка дерева… Как чавкает грязь под ногами… Как шелестят листья…  Вспомните скрип дверей, и скрип снега под тяжестью чьих-то шагов… какие они разные, эти скрипы. Не правда ли? Теперь вы убедились, что звук оживает в вашем воображении. И вы можете не только слышать воображаемый звук, но также видеть нарисованные им «звуковые картины» - и  луговую траву, в  которой стрекочет кузнечик,  и  тяжёлую  мокрую, липкую грязь, из которой едва удаётся вытащить ногу… Сейчас мы послушаем в записи различные шумы, звуки. Детям предлагается дать качественную характеристику звуков (например: кастрюля, шум воды из-под крана,  скрип двери и т.д.)

Учитель. Какие по качеству звуки издают предметы. 

Дети.   Кастрюля –  звонкие, шумные, аппетитные звуки. Шум воды из-под крана – журчащие, капающие, приглушённые, льющиеся.  Скрип двери похож на хриплый голос старика.

3. Звуки «живые» и «неживые»

Учитель. Мы довольно легко различаем звуки «живые» и «неживые». Разделим все окружающие нас звуки на две важные группы: звуки шумовые (от слова шум, шуметь) и звуки музыкальные (от слова музыка).

Сравните, например, монотонный шум дождя с жужжанием шмеля, который то стремительно приближается к цветку, то, замедляя полёт, зависает над яркими лепестками и осторожно погружается в ароматную пыльцу… Ответы детей.

Учитель. Вы, конечно, догадались, что звуки неживой природы однообразны и не так выразительны.  Зато голос «живого» звука всё время меняется. Птичье пение, жужжание всяких насекомых, волчий вой – всё это самые настоящие музыкальные звуки.  Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия.

Все на свете знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолёта громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стука -
Музыкальные есть звуки.
Е. Королёва

4. Шумовые и музыкальные звуки

Учитель. Чем отличается шум от звуков или музыки? Ответы детей.

Учитель. Рассмотрите рисунки и назовите, когда вы слышите шумовые звуки, а когда – музыкальные.

На экране слайд № 1 «Шумовые и музыкальные звуки» (см. Приложение)

Учитель. Музыка состоит из музыкальных звуков. Музыкальные звуки можно пропеть (дать картинку поющих детей), сыграть на музыкальном инструменте (дать картинку инструменталиста), изобразить в танцевальных движениях (дать картинку балерины), записать нотами (дать картинку нотной строчки)

5. Беседа о силе звука

Учитель.  Звуки по своей силе бывают неодинаковыми.  Мы никогда не спутаем тихий и громкий звук.  Одно и тоже слово можно сказать очень громко, тихо и   шёпотом, еле слышно. Сила голоса будет зависеть от того, какое значение имеет для нас сказанное, что и кому мы хотели сообщить.  Если внимательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата динамическими оттенками  («динамика» означает «силовой, относящийся к силе»). Динамические оттенки в музыкальной речи – это музыкальные краски, которые, раскрашивая мелодию в разные цвета, заставляют звучать её более выразительно.  В музыке имеются особые обозначения разных по силе звуков. Попытайтесь запомнить обозначения динамических оттенков.

  На экране обозначения динамических оттенков.

  • f   ФОРТЕ – громко                
  • p  ПИАНО – тихо

Объяснение обозначений динамических оттенков.

Учитель. Тихое звучание называется «пиано» и обозначается знаком p , громкое называется «форте» и обозначается знаком f .  Дети повторяют за учителем обозначения динамических оттенков.

Учитель. Звуки различаются  между собой не только динамикой.  Чтобы узнать ещё об одной тайне звука,  поиграем в игру-диалог.

6. Игра - диалог

Учитель. Представьте, что встретились два человека: один большой – большой, с низким голосом, а другой малюсенький, с  тоненьким голоском. Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот – отвечать ему тоненько, нежно.

- Где ты живёшь? – прогремел великан.

- В цветке ландыша, - нежно зазвенело в ответ.

- С кем ты дружишь?  – снова раздался громовой вопрос.

- С Дюймовочкой…

Задание: Дети придумывают дальнейший диалог и исполняют его. От имени спрашиваемого пропевают   вопросы,  низким голосом  помогая   себе рукой, согнутой в локте и опущенной на уровень груди. От имени отвечающего пропевают   вопросы высоким голосом. Руку,  согнутую в локте, подними на уровень глаз.

Учитель. Каждый музыкальный звук обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой от  музыкального.

7. Игровое задание «Подумай и отгадай»

Детям раздают карточки, на которых изображены медведь, зайчик, птичка. На фортепиано звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушка» М.Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. В процессе игры развивается умение различать звуки низкого, среднего и верхнего регистров.

8. Беседа  о длительности звука и чувстве  ритма

Учитель.  Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки.  Но любая мелодия покажется малопривлекательной, если звуки, её составляющие, будут одинаковы по своей длительности.  Звуки по своей продолжительности бывают очень разными. Есть очень длинные звуки, а есть средние и совсем короткие. 

Для обозначения коротких и длинных звуков мы будем использовать ритмо-слоги. Так, например, продолжительный звук q обозначим  слогом «та», а более короткий e – слогом «ти».

9. Исполнение песенки «Небо синее» 

Учитель. Споём песенку «Небо синее» на одном звуке.

 На доске запись ритмического рисунка № 1 (см. Приложение)

Исполнение песенки с детьми без слов, называя долгие звуки слогом «та», а короткие – «ти». Затем пение со словами. 

Учитель. А теперь прохлопайте   ритмический рисунок песенки, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии. Длинный хлопок приходится на длинный звук.

10. Беседа о тембровой  окраске и   звуках  города. Сказка Н.В. Багдасарян «Звуки моего города»

На экране термин «Тембр».  Хоровое проговаривание.

Учитель. Почему мы никогда не путаем голоса знакомых нам людей? Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от звучания другого?  Это загадка ещё одного свойства звука – тембра. Тембр – окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук и, конечно, звук музыкальный. 

Учитель. Ребята, вы обращали внимание на звуки города? Ответы детей.  Мы стараемся не замечать звуки города, они мешают, утомляют... Тем не менее,  звуки города – это тоже музыка, сотканная из шумов, гудков, стуков, сигналов. Эти звуки говорят нам о напряжённой, активной жизни,  которой живёт современный человек и окружающий его мир. Я прочитаю вам сказку Н.В. Багдасаряна  «Звуки моего города», а вы воспроизведёте звуки,  о которых идёт речь  голосом или хлопками.

Хорошо отдохнуть после тяжелого трудового дня, — размышлял старенький красный Жигуленок, — сейчас мой хозяин хлопнет дверью (хлоп) и включил сигнализацию (би-бип). А я буду спать. Пока не вернулись мои друзья с работы, вздремну немного. Только в нашем дворе спокойные ночи — редкость. Вот во двор влетела машина Скорой помощи! (сирена: у-у-у-у).

— Опять хозяину моего соседа плохо, — подумал Жигуленок сквозь сон, -сам плох, и «конь»  его неважный. Вон стоит — колесо спущено, на дверях ржавчина пошла. А какой лихой был!

Во двор влетела новенькая Ауди (вз-з-з-з-з). Лихо развернулась и встала рядом с жигуленком.

— Эй, привет? — сказал Жигуленок.

Но Ауди даже не посмотрела в его сторону, а только гордо просигналила (гу-гу) в ответ своей хозяйке. С другой стороны двора въехал Трактор.

— Привет! (бу-бу-бу-бу-бу-у-у-у), — поздоровался он с жигуленком, — мой рабочий день только начинается…  Приехал снег расчищать.

С остановки идут люди, и снег под ногами у них хрустит (хруп-хруп-хруп). Вот  мальчик вывел большую собаку Рэкса на прогулку. И Рэкс от радости гром залаял (гав-гав-гав). Наконец, и «соперница» появилась — маленькая белая  собачка Гита. Она, конечно, звонко и задиристо ответила ему (тяв-тяв-тяв). Мальчишка бросил снежок в стекло Жигуленка, и он от обиды и боли простонал (ой-й-й-й-й). Собаки ушли домой. Кажется, все стихло во дворе.

    Но неожиданно раздался треск Мотоциклов (тр-р-р-р, тр-р-р-р, тр-р-р-р)

Это рокеры въехали во двор и с оглушительным визгом (аз-з-з-з) пронеслись мимо  Жигуленка.

— Ни зимой, ни летом нет от них покоя, — рассердился Жигуленок и проворчал  в ответ (р-р-р-р).

Во двор въехала Грузовая машина и тяжело, будто переваливаясь с бока на бок, прокряхтела (уф-ф-ф-ф-ф).

Наконец наступила тишина.  И Жигуленок заснул.

Только сон его был недолгим. Проснулся он от звуков Лопаты и Метлы, которые расчищали дорогу (ш-ш-ш-ш-ш.)

— Здравствуй, новый день! — сказал Жигуленок, — пора на работу.

11. Игра «Линия-волшебница». Слушание музыки.

Чтобы определить объём звуковой информации детей, учитель предлагает детям  игру  «Линия-волшебница».

Учитель.  Строгая прямая линия, если изменит «своё» настроение, может превратиться, например, в злую линию  или гордую и принять невероятные формы.

На экране слайд № 2 «Волшебные линии» (см. Приложение)

Учитель. Прослушайте  несколько    музыкальных фрагментов композитора Д. Кабалевского, определите настроение музыки  и в своих  тетрадях изобразите характер произведения  линией. Ребята слушают музыкальные фрагменты Д. Кабалевского  «Злюка», «Резвушка», «Плакса» (одна – две фразы).

Учитель. Расслабьтесь, «растворитесь» в музыке и рисуйте, не думая, свободно водя рукой по бумаге.  Вы можете выполнить рисунок одним цветом или подобрать различные цвета, в зависимости от характера музыки. Дети выполняют задание. Затем показывают свои рисунки.

III. Заключительная часть

1. Итог.

Учитель.  Наш урок подошёл к концу.  Что нового и интересного вы узнали?

Дети. Мы узнали, что звуки бывают шумовые и музыкальные, познакомились  с загадочными  свойствами звуков.

Учитель.    Ребята, сегодня на уроке мы узнали, как удивителен мир звуков, окружающих нас. Это целый звуковой космос, который является неотъемлемой частью нашей жизни: мяукает кот и тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина и торжественно «звучат» звёзды Вселенной. Мир музыкальных звуков безграничен.  Он таит в себе несметные богатства.

2. Домашнее задание

Учитель.    Когда вы останетесь, дома одни, послушайте в течение нескольких минут шумы и звуки в комнате, в коридоре, на улице.  Мир наполнен звуками, и они живут самостоятельной жизнью. Прислушайтесь к их настроению, характеру.

3. Перспектива

На следующих  уроках  мы продолжим  наше знакомство с загадочными звуками. До новых встреч!

Выход  детей из  класса  под  песню Г.А.Струве «Музыка».