Статья "Интеграционная основа синдрома "эмоционального выгорания"

Разделы: Школьная психологическая служба


В деятельности педагогов всегда присутствует эмоциональное напряжение. Переживаемые эмоциональные состояния могут сопровождаться ответными, ярко выраженными вегетативными сдвигами: изменением цвета кожных покровов лица и шеи, тремолом конечностей, изменением тембра голоса, учащением дыхания и сердцебиения. Всё это можно отнести к симптомам постепенного эмоционального утомления.

Длительное пребывание человека в таком состоянии приводит к появлению у него синдрома “эмоционального выгорания”. Именно такое определение ввёл американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг (1974).

В настоящее время синдрому “эмоционального выгорания” присвоен диагностический статус (ТКБ-10: 73 – проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью).

Вышеизложенное убеждает в актуальности исследований, направленных на выяснение основного ядра причинно-следственных факторов, составляющих интеграционную основу синдрома “эмоционального выгорания” педагогов.

Согласно К. Маслач, выгорание может проявляться в виде трёх стадий:

На первой стадии человек истощён эмоционально и физически. Он может жаловаться на плохое самочувствие, головную боль, разбитость, упадок сил, плохое настроение. Эти признаки и симптомы проявляются в лёгкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путём расслабления или организации перерывов в работе.

На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощённым даже после продолжительного сна. Для трудовой деятельности требуется специальный настрой, но и это не всегда помогает.

У педагога может развиться отрицательное, циничное и обезличенное отношение к людям, с которыми он работает. Появляются первые срывы либо апатия. Для заботы о себе требуются дополнительные усилия.

Заключительная стадия, полное выгорание, которая согласно К. Маслач, обнаруживается не часто, выливается в полное отвращение ко всему на свете. Педагог обижен на себя и на всё человечество. Жизнь кажется неуправляемой, человек не способен соответственно выражать свои эмоции и не способен к сосредоточению. Он может подвергать сомнению не только ценность своей работы, профессии, но и самой жизни в окружающей его действительности.

Итак, сгорают, как правило, не изначально равнодушные и безучастные к своей работе люди, а, наоборот, профессионалы, для которых деятельность изначально значима, сознательно выбрана, предполагает известное эмоциональное отношение, ориентацию на других людей, т.е. реализующие модель служения.

На протяжении нескольких последних лет мы изучаем уровень выраженности синдрома “эмоционального выгорания” в педагогическом коллективе лицея № 12 города Барнаула. Нас интересовал не только уровень проявления синдрома “эмоционального выгорания” у педагогов, но и интеграционная основа факторов, влияющих на его проявление.

Педагогическому коллективу был предложен специальный Опросник (методика Поттера), состоящий из 43 позиций, заключенных в 12 блоков, позволяющих оценить значимость и влияние отдельных факторов, обуславливающих синдром профессионального выгорания. В исследованиях приняло участие 38 педагогов и мастеров производственного обучения, фактические данные были подвергнуты статистической обработке (Приложение).

Следует учесть, что оценка каждого утверждения, представленная в Опроснике, производилась по 9-ти бальной шкале, и, следовательно, её медиана – “5” является своеобразным рубежом между позитивным и негативным полюсами. Результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что у членов педагогического коллектива не наблюдается ярко выраженного синдрома “эмоционального выгорания”. По всем позициям теста выставленные респондентами оценочные баллы находятся в позитивном поле от 1.5 до 5 баллов. Вместе с тем, представляет интерес выделение наиболее значимых составляющих феномена “эмоционального выгорания”.

Наибольший вес имеет позиция “двусмысленности”. Она обусловлена тем, что педагоги работают в условиях, когда правила работы постоянно меняются. Откорректировать этот процесс в сложившихся условиях сложно, так как администрация лицея зачастую зависима от приказов и инструкций, поступающих сверху.

2-ой по значимости, составляющей феномена профессионального выгорания, - “перегрузка”. К сожалению, следует признать, что уменьшить её влияние навряд ли удастся. Большинство педагогов, мастеров производственного обучения вынуждены работать больше, чем на ставку. Респонденты считают, что того времени, которое остаётся у них от работы, крайне не достаточно для благополучия их личной жизни.

На третьем месте параметр – “наказание”. Респонденты склонны обижаться на руководителей. Наиболее часто встречались следующие определения: “мой руководитель излишне критичен”, “кто-то ещё пользуется плодами моей работы”, “моя работа недооценивается”, “меня обвиняют в ошибках других”.

4-5 места имеют равное число баллов. Это – “плохая работа команды”, “плохая отдача”. Несмотря на то, что уровень оценки находится в позитивном поле, именно по этим позициям возможна продуктивная коррекция. В психологическом смысле понятно, что труд человека должен быть заметен и социально подкреплён. Реализация этой позиции нам кажется вполне доступной. Это могут быть словесные оценки, инструктирование, афиширование результатов. Каждому хочется, чтобы его заметили.

6-ое место – “непродуктивность, скука”. Респонденты отмечают, что выполняемая работа их не стимулирует. Много времени тратится на выполнение малозначительных задач.

7-ое место – “неумение управлять конфликтом”.

8-ое место – “бесполезность”, неудовлетворённость ожиданий успехов, продвижения по служебной лестнице.

9-ое - 10-ое место – “сомнение, отчуждение”. Респонденты проявляют неверие в значимость того, что они делают.

Статистическая значимость фактических оценочных баллов по 8, 9, 10 позициям отсутствует при Р<0.05, однако, выявленная нами тенденция может быть условно включена в десятку факторов, составляющих интеграционную основу феномена “эмоционального выгорания” педагогов.

Проведённые исследования позволяют сделать вывод о целесообразности использования в качестве диагностического инструмента Опросника Поттера. Его применение открывает возможность получения информации по наиболее значимым факторам профессиональной социализации, своевременная коррекция которых обеспечит устранение синдрома “эмоционального выгорания” педагога, тем самым решится вопрос здоровьесберегающих ресурсов.

Как помочь себе? Существуют естественные способы регуляции организма и саморегуляции.

Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма.

Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.

К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или наметилось утомление. А есть ли приемы, которые можно применять и во время работы? Да, и мы обнаружили, что некоторыми из них пользуются специалисты.

Поэтому важно: разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса вы владеете; осознать их; перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному в целях управления своим состоянием; освоить способы саморегуляции или самовоздействия.

Все это и составляет суть саморегуляции.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

В заключение отметим следующее. В работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела.

Таким образом, саморегуляция может осуществляться с помощью четырех основных средств, используемых по отдельности или в различных сочетаниях.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

  • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
  • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление достаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.

Опрос, результаты исследования, опыт нашей работы позволяют выделить следующие естественные приемы регуляции организма:

смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой Идее); “купание” (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Попробуйте задать себе вопросы:

  • Что, помогает вам поднять настроение, переключиться?
  • Что я могу использовать, из вышеперечисленного?

Мысленно, а лучше на бумаге, составьте перечень этих способов. Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно, когда чувствуете напряженность или усталость.

Вывод:

“Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.

Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А “на нет — и суда нет”, как говорят в народе. Большая мудрость содержится в изречении: “Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, что я не могу изменить, и ум – отличать одно от другого”.

 Список литературы

  • Бойко В.В. Энергия эмоции в общении: взгляд на себя и других. М., 1996.
  • КириченкоДарья. Женское здоровье.
  • Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1998.
  • Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Учебное пособие под редакцией Л.К.Гребенниковой, Л.А.Бойковой, М., 2000.
  • Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости. Советы психолога учителю. М., 2002.
  • Филина С. “О синдроме профессионального выгорания” и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы. Газ. // Школьный психолог № 36, 2003.
  • Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.