Урок по дисциплине "Маркетинг". Тема: "Понятие, сущность, элементы маркетинга. Маркетинговая среда фирмы"

Разделы: Экономика


Дисциплина: «Маркетинг»
Специальность: Все технические специальности учреждений среднего профессионального образования
Вид занятия: комбинированный урок
Форма проведения занятия: Изучение нового материала посредством лекции, сопровождаемой показом слайдов (с использованием информационных технологий) и с контролем полученных знаний путём решения ситуационных задач.
Продолжительность урока: 90 минут.

Цели занятия:

  • Обучающие: Сформировать специальные знания, умения и навыки по заданной теме. Повысить интерес студентов к изучаемому материалу путём разнообразия форм проведения уроков, раскрыть сущность основных понятий маркетинга. Познакомить с маркетинговой средой фирмы. Проконтролировать полученные знания, умения и навыки использования новых понятий при решении ситуационных задач.
  • Воспитательные: Воспитание трудолюбия, интереса к предмету, внимательности, умения слушать, анализировать.
  • Развивающие: Развитие познавательных способностей студентов, активизация интеллектуальных способностей, расширение их кругозора, оперативного мышления, умения работать в должном темпе, инициативы, уверенности в своих силах, развитие коммуникативных навыков и способностей принимать правильное решение.

Междисциплинарные связи: «Основы экономики», «Экономика отрасли»

Учебное оснащение занятия:
Оборудование: ПК, проектор, доска, мел
Наглядные пособия: презентация PowerPoint
Раздаточный материал: ситуационная задача,карточки с заданиями

Критерии диагностики эффективности занятия: оценка за решение ситуационных задач по пройденному на уроке материалу и за активную работу на уроке.
В конце урока студент должен:
Иметь представление:

  • об основных этапах становления маркетинга;

Знать:

  • функции и цели маркетинга;
  • основные элементы маркетинга;
  • факторы микро- и макросреды фирмы.

Уметь:

  • решать ситуационные задачи на определение конъюнктуры рынка.

Хронокарта занятия


№ п/п
Этапы занятия Продолжительность этапа Методы и формы работы
1 Организационная часть 5 мин Приветствие, психологический настрой на активную работу, разминка (приложение 5)
2 Объяснение нового материала 65 мин Компьютерная презентация (приложение 2) с кратким конспектированием основных моментов и определений по ходу всей лекции (лекция – приложение 1)
2.1 Краткий экскурс в историю маркетинга, определение основных целей и функций маркетинга 10 мин Мотивация студентов к освоению нового материала, активизация их деятельности
2.2 Определение основных элементов маркетинга 15 мин Творческое практическое задание
2.3 Характеристика маркетинговой среды фирмы 30 мин Решение ситуационной задачи в малых группах с последующим анализом результатов (с элементами критического мышления) (приложение 3)
2.4 Определение конъюнктуры рынка 10 мин Решение задачи (приложение 2 – слайд 10)
3 Применение полученных знаний 15 мин Решение разноуровневых задач, разбор проблемных ситуаций (приложение 2 – слайд 11, приложение 4)
4 Подведение итогов урока и выставление оценок за решение задач 4 мин Проверка выполненных заданий (взаимооценивание) с последующим выставлением оценок (приложение 2 – слайд 12)
5 Домашнее задание 1 мин Творческое практическое задание (приложение 2 – слайд 13)
Итого: 90 мин  

Развёрнутый план урока

Этап занятия Время, мин Содержание деятельности преподавателя Содержание деятельности студента Методы и приёмы обучения Средства обучения Формы и методы контроля качества обучения
1 2 3 4 5 6 7
1 5 1 Приветствие Самоорганизация      
2 Проведение разминки Активное участие в разминке Психологи-ческий настрой на активную работу Задание для разминки (приложение 5) Зрительная оценка активности и эмоционального настроя студентов
3 Сообщение темы и цели занятия Запись темы занятия в тетрадь   ПК, проектор, экран (1 слайд презентации) -PowerPoint  
2 65 Объяснение нового материала
2.1 10 1 Преподаватель задаёт вопрос: «Представьте себя в роли предпринимателя. Вам необходимо продать свой товар (услугу). Какие действия вы предпримите для решения этой проблемы?» Возникновение интереса, напряжённая мыслительная деятельность, высказывание собственного мнения (своих догадок) Творческое задание студентам Доска, мел Фиксация высказываний студентов на доске
2 Преподаватель помогает обобщить все мнения студентов Студенты выводят определение «маркетинг» и записывают его в тетрадь.   Презентация (слайд 2)  
3 Преподаватель даёт краткую справку об истории возникновения и развития маркетинга Запись этапов развития маркетинга в тетрадь Чтение лекции Презентация (слайд 3), лекция  
4 Преподаватель озвучивает научное определение маркетинга, называет его цели и функции Ведение конспекта Чтение лекции Презентация (слайд 4,5), лекция Зрительный контроль качества ведения конспекта
Продолжение
1 2 3 4 5 6 7
2.2 15 1 Преподаватель озвучивает основные элементы маркетинга (нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок), даёт возможность студентам высказать своё мнение относительно этих понятий Высказывают своё мнение относительно элементов маркетинга, с удивлением понимают, что нужда и потребность, обмен и сделка не одно и то же Дискуссия в форме диалога Презентация (слайд 6), лекция Зрительный контроль за активностью дискуссии
2 Преподаватель даёт задание студентам построить цепочку: нужда – потребность – запрос – товар
Пример: приятный внешний вид (нужда) – одежда (потребность) – классический костюм (запрос) – выбор костюмов разных фирм в торговом центре (товар)
Студенты проявляют интерес к такому заданию, каждый старается высказаться, кроме того, студенты радуются своему успеху (если даже предложили не совсем верный вариант), непринуж-дённая обстановка в аудито-рии, поддерживается интерес к изучаемому материалу, студенты получают возможность отдохнуть Творческое задание студентам Карточки с указанными на них нуждами В конце рассмотрения этого вопроса каждому студенту предлагается составить свою цепочку и записать её в тетрадь
2.3 30 1 Преподаватель продолжает лекцию, озвучивает новые понятия: маркетинговая среда фирмы, микро- и макросреда Студенты записывают новые определения в тетрадь Чтение лекции Презентация (слайд 7), лекция Зрительный контроль качества ведения конспекта
2 Преподаватель предлагает студентам на рассмотрение ситуацию, сложившуюся на рынке определённой фирмы. Организует общее заседание в малых группах Студенты читают текст. Их задача, определить: какие факторы, указанные в тексте, влияют на работу фирмы, выписать их на листы и прикрепить магнитом на доску. При этом необходимо установить, какие факторы будут относиться к микро-, а какие к макросреде Работа с текстом в малых группах (по 2 человека), с элементами критического мышления Доска, поделённая на две части (микро-, макросреда), мел, чистые листы (формат А4), маркеры, магниты, текст с описанием фирмы Представление результатов работы группы на доске
Продолжение
1 2 3 4 5 6 7
    3 Преподаватель продолжает лекцию, где более детально рассматриваются факторы, относящиеся к микро- и макросреде фирмы. Организует обсуждение полученных результатов Студенты оценивают правильность выполнения задания по тексту, анализируют, появляется удовлетворение от своих суждений, удивление, интерес к новой информации. Студенты самостоятельно исправляют ошибки на доске Чтение лекции Презентация (слайд 8), лекция, доска Оценка конечных результатов по факторам микро- и макросреды представленным на доске
2.4 15 Преподаватель продолжает лекцию, даёт описание конъюнктуры рынка, объясняет решение задач по данной теме Студенты записывают новое определение в тетрадь, получают консультацию по решению задачи из компьютерной презентации Решение задач Презентация (слайд 9,10), лекция, доска, мел  
3 15 Преподаватель раздаёт задание на закрепление полученных знаний, консультирует по выполнению задания Студенты выполняют полученное задание на отдельных (подписанных) листах. Для получения дополнительной оценки студенты могут выполнить ещё одно задание (Приложение 4) Самостоя-тельная работа студентов Презентация (слайд 11), разноуровне-вые задания Зрительный контроль за ходом самостоятельной работы, предварительная оценка уровня выбранного задания
4 4 Преподаватель организует взаимооценивание Студенты удовлетворены доверием к ним, проявляют интерес при проверке задания соседа по парте Взаимооце-нивание Презентация (слайд 12) Выставление оценок в учебный журнал
5 1 Преподаватель объясняет домашнее задание, благодарит студентов за активную работу на уроке Студенты удовлетворены полученными новыми знаниями Творческая работа студентов Презентация (слайд 13) Выставление оценок за работу на уроке
Итого 90