Конспект урока русского языка в начальной школе. Тема: "Разные средства выражения сказуемого"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный

Учебная задача: узнать, может ли сказуемое выражаться не глаголом, а другой частью речи

Цели урока

  • Обучающая: учащиеся узнают, что сказуемое может быть выражено не только глаголом, но и другой частью речи
  • Развивающая: учащиеся учатся находить сказуемое, выраженное другими частями речи
  • Воспитывающая: учащиеся убеждаются, что знание средств выражения сказуемого им необходимо для правильной пунктуации

Ход урока:

1) Вхождение в контакт.
У: Прозвенел звонок, начинаем урок  русского языка. Чему мы учимся на нем?
Д: Мы учимся правильно писать, говорить, думать.
У: Поднимите руку, у кого плохое настроение.

2) Создание ситуации успеха.
У: Поработаем над каллиграфией. Сегодня на чистописании будете писать букву, которая встречается почти в каждом слове. Какая это буква?
На доске: хоширой какуйнытар ромгоный грамтикама дурт машлы дитрусят ренобек расдоть лютрубивдо
Д: Это буква р.
У: Какую работу она выполняет?
Д: Может обозначать звук [р ]    и     [  р,  ]
У: Дайте характеристику звука  [ р ]
Д: Звук [ р ]  согласный, твердый, сонорный.
У: Чем от него отличается звук [  р, ]    ?
Д: Звук  [ р, ]  мягкий.
У: Какие еще буквы обозначают сонорные звуки?
Д: Это буквы н, м, л, й, р.
У: Зачем нужны сонорные звуки?
Д: Для подбора проверочных слов. Перед сонорными согласные находятся в сильной позиции.
У: Определите закономерность написания букв   р.
На доске:   Рроро Ррроро
Д: Заглавная Р, строчная р каждый раз увеличивается на одну и сочетание оро.
У: Напишите красиво эти буквы. Затем восстановите слова, запишите их. У кого на парте синий кружок, пишут 1 и 2 строчку. На доске будут работать …………. Записываете их в столбик по 1 слову.
У: Проверяем. Прочитайте орфографически ( те, кто у доски)
У: Кто не справился? На какие 3 группы можно разбить эти слова?
Д: 1группа-это существительные: грамматика, труд, малыш, ребенок, радость.
2  группа-это прилагательные: хороший, аккуратный, огромный.
3 группа- это глаголы: трудится.
У: На какие 2 группы можно разбить эти слова и почему?
Д: 1 группа- слова, проверяемые по сильной позиции, 2 группа- словарные слова.
У: Из слов 1 группы восстановите пословицу.
Д: Где труд, там и радость.
Открываю запись на доске.
У: Объясните, как вы ее понимаете.
Дети объясняют.
У: Прочитайте, запомните, запишите по памяти.
( Пишут)
У: Проверьте друг у друга. Кто помог исправить ошибку?
Среди записанных слов найдите родственные.
Д: Труд, трудится, трудолюбив.( Подчеркиваю одним цветом)
У: Назовите слова-синонимы. (Подчеркиваю другим цветом)
Д:  Малыш, ребенок.
У: Используя подчеркнутые слова, составьте предложения.
Д; Малыш трудится. Ребенок трудится. Малыш трудолюбив. Ребенок трудолюбив.
У: Докажите, что это предложения.
Д: Это высказывание, слова в них связаны  взаимной связью.
У: Работаем с этими предложениями.
На доске: 1.Малыш трудится.
2.Ребенок трудолюбив.
У: А как может трудиться  малыш?
( Дети объясняют.)
У: Назовите сказуемое и подлежащее, какими частями речи они выражены?
Д: Сказуемое трудится, выражено глаголом. Подлежащее малыш, выражено сущ.
3) Проверка домашнего задания.
У: Какой частью речи выражены сказуемые в домашнем упр.7?
Д: Все сказуемые выражены глаголами.

У: Какие знаки препинания поставили в предложениях и почему?
Д: Запятые при однородных членах.
У: У кого есть вопросы по домашнему заданию?
У: Объясните орфограммы в словах: рукодельница, ленивица, переваливается.
        (Дети объясняют.)
У: Какова тема отрывка?
Д: О трудолюбии и безделье.
У: Какова главная мысль?
      Дети объясняют.
      4) Постановка учебной задачи.
У: Найдите подлежащее и сказуемое во 2 предложении.
Д: Подлежащее ребенок, выражено сущ. Сказуемое….. Наверное, трудолюбив, ведь других слов нет.
У: Трудолюбив. Это какая часть речи?
Д: Это краткое прилагательное.
У: А чем до сих пор выражалось сказуемое?
Д: Глаголом.
У: Какую же задачу вы поставите перед собой на этот урок?
Д: Может ли сказуемое выражаться не глаголом, а другой частью речи- прилагательным.
          Запись на доске дополняется:

II. Исполнительский этап.
     1)  Общеклассное обсуждение.
У: Есть ли у прилаг. формы наклонения и времени, с помощью которых выражается грамматическое значение предложения?
Д: Нет, формы наклонения и времени есть только у глагола.
У: А понятно ли, о  чем сообщается  в этом предложении- о том, что происходит, произошло или произойдет на самом деле?
Д: Понятно. Ребенок трудолюбив сейчас на самом деле.
У: А чтобы узнать, с помощью чего же выражено это значение, измените предложение так, чтобы оно сообщало о том, что произойдет в будущем.
Д: Ребенок будет трудолюбив.
У: Какое новое слово появилось в предложении?
Д: Будет.
У: Можно ли его считать сказуемым и почему?
Д: Нет, это слово ничего не сообщает о подлежащем, хотя и выражает грамматическое значение предложения.
У: Чего же не хватает слову будет, чтобы быть сказуемым?
Д: Нужно, чтобы сказуемое сообщало что-то о подлежащем.
У: Где же тогда будет сказуемое  в этом изменении предложения?
Д: Будет трудолюбив.
У: Какую работу выполняет прилагательное трудолюбив?
Д: Сообщает о подлежащем.
У: Какую работу выполняет слово будет?
Д: Выражает грамматическое значение предложения.
У: Если сказуемое выражено не глаголом, а какой-нибудь другой частью речи (например, прилагат.), то в нем обязательно есть особое служебное слово быть, которое своими формами связывает сказуемое с подлежащим и указывает на грамматическое значение предложения. Это служебное слово  называется глагольной связкой.  Запись на доске дополняется:

У: Есть ли глагольная связка в 1 предложении?
Д: Нет.
У: А есть ли указание в этой форме предложения на грамматическое значение предложения?
Д: Да, есть. Ребенок трудолюбив сейчас на самом деле.
У: А кто выполняет эту работу?
Д: Должна бы глагольная связка, но ее нет.
У: В русском языке глагольная связка быть в н.в.( есть) обычно опускается, т.е. является нулевой связкой.
У: Так есть ли в этой форме предложения глагольная связка или нет?
Д: Есть.
У: В чем ее особенность?
Д: Глагольная связка есть опущена, т.е. является нулевой.
У: Где же сказуемое?
Д: Трудолюбив.

  1. Работа с предложением.

У: Запишем под диктовку 2 предложения. У доски работает ………
Чтение – лучшее учение. Ученье – путь к умению.
У: Проверяем. Прочитай орфографически. Кто  не согласен? Объясни орфограммы.
( Ученик объясняет)
У: Найдите в 1 предложении подлежащее и сказуемое, объясните, какой частью речи они выражены.
Д: Ищем сказуемое. У предложения изменим ГЗ.
Чтение – будет лучшее учение.
Чтение – было бы лучшим учением. Изменяются слова будет, было учение. Это сказуемое, нулевая связка есть опущена. Значит, сказуемое учение, выражено сущ.
Подлежащее—слово, которое командует формой сказуемого. Учение – ед. ч., ставлю его во мн.ч. Чтение – лучшие учения. Не дает это сделать слово чтение. Значит, чтение –подлежащее.
У: Чем выражено подлежащее и сказуемое?
Д: Подлежащее выражено сущ., сказуемое—тоже сущ.
У: Какой еще частью речи может выражаться сказуемое?
Д: Сказуемое может выражаться глагольной связкой быть+ сущ.

У: Какой знак поставлен вместо нулевой связки?
Д: Тире.

  1. Физминутка.

У: Пользуясь выведенным алгоритмом, во 2 предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, объясните постановку тире. Сделайте это самостоятельно. (Дети выполняют)
У: Проверяем. С места объясняет ……..
(Ученик объясняет)
У: Когда в предложении ставится тире?
Д: Если подлежащее и сказуемое выражены сущ., то вместо пропущенной связки есть ставится тире.
У: Составьте модель к этому правилу. Как будете работать?
Д: Группой.
У: Работайте. Дети построили такие модели.

У: У какой группы есть замечания, дополнения? Какой моделью будем пользоваться  на уроке?
Д: Первой моделью.
У: Что нового вы узнали на уроке о средствах выражения сказуемого?
Д: (пользуясь алгоритмом на доске) Сказуемое может выражаться не только глаголом, но и сущ. или прилаг.  В этом случае у него обязательно есть особое служебное слово быть, которое называется глагольной связкой. В н.в. глагольная связка есть опускается, е.е. является нулевой. Если подлежащее и сказуемое выражены сущ., то вместо пропущенной связки есть ставится тире.
У: Дадим оценку нашему исследованию. Проверим по учебнику с. 107-108. (Дети читают вслух)
У: Одинаковы ли оказались выводы?
Д: Да.
У: Выполнили ли мы задачу урока?
Д: Да, мы узнали, что сказуемое может быть выражено не только  глаголом, но и другой частью речи ( сущ. и прилаг.) вместе с глаголом – связкой быть.
У: А что еще нужно сделать с этим выводом?
Д: Запомнить его, потренироваться находить  в таких предложениях подлежащее и сказуемое; ставить тире в предложениях.
У: Потренируемся.

III. Рефлексивно- оценочный этап.
1) Работа в парах по уровням развития.
У: Прочитайте задание к упр.249 на с.108. (Дети читают вслух)
У: Как будете работать?
Д: В паре.
У: Те ребята, у кого черный кружок (низкий уровень) объясняют и выполняют 1-3 предложения; те, у кого синий кружок (средний уровень)—1-5 предложения; у кого красный кружок (высокий уровень) – все предложения. ( Дети работают)
У: Проверяем цепочкой ( с низкого уровня по 1 предложению.) 
У: У кого есть замечания? Кто справился сам?  Кто допустил ошибки, но при проверке исправил? А что надо делать, чтобы справляться с заданиями самому?
Д: Надо тренироваться, учить правила.
У: Действительно, если хорошо самому поработать на уроке и дома—выучить правило, потренироваться, то с любым заданием справишься. 
У: Почему важно уметь находить сказуемое, выраженное разными частями речи?
Д: Если сказуемое и подлежащее выражено сущ., то вместо пропущенной связки есть ставится тире.
2) Графический диктант.
У: Проведем графический диктант. У вас на партах листочки с цифрами. Вы ставите +, если согласны с моим утверждением; и - , если не согласны.

  1. Сказуемое может выражаться не только глаголом, но и другой частью речи.
  2. Если сказуемое и подлежащее выражено сущ., то в предложении нужно поставить тире.
  3. В предложении « Работа красит человека»  надо поставить тире.
  4. В предложении «Полезный труд—радость» надо поставит тире.
  5. В предложении «Упражнение было трудным, но интересным» нет знаков препинания. 

У: Проверяем. Что поставила Даша под цифрой 1? Кто с ней согласен?
У: Проверьте по ключу. На доске:
1           2         3          4           5
+           +         -          +           -
У: Кто без ошибок? Кто допустил ошибки? У кого есть вопросы по этому заданию?

3) Самооценка работы на уроке.

      У: Оцените свою работу на уроке по следующим критериям. Поднимите руку, кто согласен.

  1. Мне было легко, я выполнил все задания правильно. 
  2. Мне понятен материал урока, но я иногда допускал ошибки.
  3. Мне пока трудно справиться с заданиями, мне нужна помощь.

У: Какое домашнее задание вы хотели бы получить?
Д: Выучить правило с.107-108, потренироваться по упр.
У: Д/з: всем выучить правило с.107-108 и упр.250 с.107. прочитайте задание.
У: Те дети, которым было пока трудно справляться с заданием, возьмите карточки- помощники. Можно приготовить карточку для друга вместо упр.250. В карточке должно быть 5 предложений, в которых сказуемые выражены разными частями речи, или вы можете воспользоваться учебником «Окружающий мир» с.87.
У: За работу на уроке получает оценку ………
У: Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.